Методологический
· философского уровня методологии - философские категории, законы, закономерности, подходы. · общенаучная методология - теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин. · конкретно-научная методология — это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке. · технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Экономическая идея и идеология в теории, практике. Метафора, ее роль и значение в исследовательском процессе хозяйственных систем.
Экономическая идеология - совокупность идей, взглядов, представлений людей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к хозяйственной практике. Очевидно, что экономическая идеология возникает по мере развития хозяйственной деятельности и представлений о ней, т.е. экономических учений. «КОНСЕРВАТИЗМ»; идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. Консерваторы подчёркивают ценность существующего государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм. «ЛИБЕРАЛИЗМ»; Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. «ДЕМОКРАТИЗМ»; политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др. «СОЦИАЛИЗМ». обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего предысторию человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. МЕТАФОРА В ЭКОНОМИКЕ Лишь немногое число общеупотребительных метафор позволительно в экономическом языке: «это вертикально (горизонтально) интегрированные компании», «финансовая устойчивость компании», «финансовое оздоровление», «текучесть кадров», «банковская паника», «погоня за прибылью», «тихая гавань (надежные активы для инвестиций)». В остальном язык экономики сух, за исключением живой, актуальной метафоры, характерными маркерами которой в тексте являются авторские кавычки: «природный капитал»; «человеческий капитал»; «“покрытый” и “непокрытый” рынок»; «“мужские” и “женские” рабочие места»; «“рациональное” поведение покупателя»; «оплата по “быстрым” продажам (оплата покупки в день заказа)»; «такие первозданно “обнаженные” отношения хозяйствования существуют в рыночной экономике только в рамках домохозяйств»; «игнорирование этого факта является зачастую “ахиллесовой пятой” управления образовательными организациями на практике; «портфель “длинных” облигаций»;
Теория и ее проверка на истину. Диалектический подход к проверке истины научного открытия. Верификация и фальсификационизм (К.Поппер, И. Лакатош, П.Фейерабенд). О риторике как доказательному критерию (МакКлосски). Истина - то, что подтверждено опытом. Диалектический подход предполагает любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречие и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователями в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы. принцип верифицируемости - гласит, что все утверждения делятся на аналитические и синтетические — то есть справедливые либо в силу верности собственных составляющих, либо в силу подтверждающего их практического опыта, — причем все синтетические утверждения имеют значение тогда и только тогда, когда они поддаются эмпирической проверке. ПОППЕР исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в тоже время не сводимы к наблюдениям. А это означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К Поппера, нужен другой принцип – не принцип верификации, а принцип фальсификации, т.е. не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности. Фальсификация по Попперу, это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость). ЛАКАТОШ отличается от Поппера тем, что его логика оценки применяется им одновременно и в качестве исторической теории, направленной на прогнозирование развития науки задним числом. В качестве нормативной методологии науки она эмпирически неопровержима, но как историческая теория, утверждающая, что ученые в прошлом часто вели себя в соответствии с методологией фальсификационизма, она поддается опровержению. Лакатош настаивает на том, что в конечном счете нам придется рассмотреть историю науки с помощью открыто фальсификационистской методологии, чтобы увидеть, насколько велика конфликтная область. ФЕЙЕРАБЕНД В научной методологии не существует таких канонов, которые не нарушались бы безнаказанно в какой–то момент в истории науки; фактически пересечение между соперничающими научными теориями настолько мало, что даже развитый фальсификационизм не имеет какого–либо основания для рациональных оценок научный прогресс в прошлом имел место лишь потому, что ученые никогда не были скованы никакой философией науки: последняя является одной из тех «фальшивых дисциплин… которые не имеют в своем послужном списке ни одного научного открытия», и «единственный принцип, не препятствующий прогрессу, таков: возможно все». «РИТОРИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ» Дональда Макклоски - остроумная и вызывающая работа, специально написанная с целью очистить экономическую науку от всех предписывающих методологий, таких как фальсификационизм, верификационизм и т.п. Макклоски высмеивает читателя, верящего, что в экономической теории есть предположения, которые могут быть либо верны, либо нет, и в результате трудно понять, почему эмпирическая проверка вообще когда–либо бывает уместной. Риторическая программа предлагает сместить акцент на практическое объяснение убедительности различных теорий. Согласно новому видению, факта не существует без интерпретации, реальности — без наблюдателя, экономики — без человека, науки — без риторики. В контексте данного подхода, предлагается вернуться к античному пониманию риторики как «культуры готового слова», «говорящей мудрости», обратить внимание на язык, стиль, риторические стратегии, используемые метафоры
|