Студопедия — Глобальные проблемы современности (Римский клуб)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глобальные проблемы современности (Римский клуб)






С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного

прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах

человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

1. Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.

2. Проблемы, вызванные экологическим кризисом.

3. Демографические проблемы (популяционистские и

депопуляционистские).

4. Проблемы человеческой духовности (образования,

здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей

как внутренних ориентиров человека).

5. Проблема преодоления отрицательных последствий НТР,

компьютерной революции, информационного взрыва.

6. Проблема преодоления человеческой разобщенности,

вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и

народов.

Эти и другие проблемы – глобальные, так как, во-первых, по сути своей,

они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их

нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза

идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной

стагнации.

Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения

усилий всего человечества.

Несмотря на разительные контрасты в области материальной и духовной культуры,

правомерно говорить о становлении единой цивилизации на нашей планете. Но ее

утверждение и развитие невозможно без всеобщего признания таких фундаментальных

гуманистических принципов, как свобода выбора народами своего будущего,

возрастающая многовариантность социального прогресса и верховенство

общечеловеческих интересов над бесконечностью центробежных сил. История,

объективно развиваясь, поставила на повестку дня вопрос о необходимости

перехода от конфронтации в разных сферах бытия к диалогу, от идеологического и

религиозного фанатизма к терпимости и плюрализму мнений и взглядов, от

непримиримого противоборства к согласию в развитии разных социальных систем на

основе взаимной военной, экологической, экономической безопасности для всех

народов.

Таким образом, глобальные проблемы современности порождают в конечном счете

именно неравномерность развития мировой цивилизации. Техническое могущество

человечества колоссально превзошло достигнутый им уровень общественной

организации, политическое мышление явно отстало от реальной политической

действительности, а побудительные интересы и цели, нравственные ценности

подавляющей части человечества оказались весьма далекими от социальных,

экономических и демографических императивов эпохи.

Своеобразие ситуации заключается и в том, что глобальные проблемы современности

тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены так, что изолированное их

решение практически невозможно. Поэтому важнейшее место в концепции глобальных

проблем современности занимает вопрос об их объективной "иерархии";, то

есть о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности.

Это не формальная научная классификация. Исходя из диалектики всей совокупности

глобальных проблем как комплексной системы реальных противоречий

современной эпохи, важно рассмотреть эту "иерархию" сквозь призму их

причинно-следственных связей, которые, в свою очередь, диктуют определенную

последовательность как в их теоретическом анализе, так и в практическом

решении.

В настоящее время приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны по

отношению ко всем остальным глобальным проблемам осознана всей мировой

общественностью. Доказательство тому: проведение международных форумов "За

безъядерный мир, за выживание человечества", создание международного фонда

"За выживание и развитие человечества", реализация договора о ликвидации

ракет средней и малой дальности, успехи в урегулировании многих региональных

конфликтов, расширение политического доверия между странами, обладающими

ядерным оружием и т.д.

Вторая глобальная проблема современности и по содержанию, и по значимости

для существования и развития рода человеческого – это экологическая

проблема, которая означается как экологический кризис.

Экологический кризис, по своей сущности, это кризис общества. Он

есть результат противоречий между действием законов общества и

естественными законами природы. Эти противоречия привели к тому, что за весьма

короткий срок были подорваны механизмы саморегуляции биосферы, и самым

уязвимым в ней стал человек. Если низшие биологические организмы за весьма

короткое время приспособились к этим изменениям, а часть из них мутировали в

неизвестном, и в этом случае, небезопасном для человека направлении, то перед

человеком возникла реальная опасность физической и умственной деградации.

Причин и составляющих экологического кризиса много, и они не равны по

значимости: демографический взрыв (биосфера была устойчива, пока население

Земли не превышало двух миллиардов человек); несовершенство техники и

технологии; колоссальное химическое загрязнение окружающей среды; бесплановая

урбанизация и т.п. материальные, объективные причины. Но, пожалуй, самая

главная причина – низкий уровень духовной культуры, выразившийся в том числе

в экологическом невежестве человека и человечества. Об этом необходимо

сегодня помнить и говорить особо.

Экологическая катастрофа на наших глазах из мрачного прогноза "Римского

клуба" превратилась в неотвратимую реальность. Сегодня вопрос стоит не о том,

как ее избежать, а о том, как ее пережить, смягчить и затормозить негативные

последствия техногенеза прежде всего. Техническая цивилизация, разрушающая

природу, возникла не сама по себе, а в рамках культуры с ценностями и

способами их достижения ориентирующих человечество на неограниченное развитие

технических средств эксплуатации природных сил. В духовной культуре было

заложено представление о практической безграничности этих запасов и право

человека бесконтрольно ими распоряжаться. Такое представление пагубно не

только для природы. Это – беда вторичная. Первичная же беда –

антропологическая, то есть уничтожение человека в человеке, "порча"

человеческой сущности, выбор им ошибочных ориентиров и ценностей.

Существенно меняется на планете и демографическая ситуация. Известно,

что наряду с природой народонаселение выступает как материальный фактор,

определяющий возможности развития общества. То есть, будучи основой и субъектом

общественного развития, демографический фактор оказывает воздействие на все

компоненты общественного развития, хотя сам он в то же время подвержен их

влиянию. Нет сомнения в том, что всякому исторически определенному

экономическому укладу, определенной социальной организации свойственны свои

законы роста населения и перенаселения. Но в реальной действительности эти

связи не столь однозначны и прямолинейны.

Рост населения, вызванный "демографическим взрывом", сопряжен с серьезными

экономическими проблемами и последствиями, хотелось бы думать, что только для

самих этих стран, так как здесь идет интенсивный прирост не "рабочих рук", а

вначале "ртов". Но вряд ли это так. Известно, что, если население растет

темпами 1 % в год, то "демографические инвестиции" в экономику должны

составлять 4 %, для того, чтобы не падали темпы экономического роста и не

снижался по всем параметрам жизненный уровень. Следствие – голод, рост нищеты

и материальной, и духовной.

Нельзя сбрасывать со счетов возможные политические последствия

"демографического взрыва" в развивающихся странах для всего мира, что находит

свое выражение уже сегодня, например, в геополитических притязаниях некоторых

из них.

Но особо необходимо остановиться на медико-биологических проблемах

современного человечества. Они возникли на пересечении демографического,

экологического, экономического, нравственного кризисов современного общества и

являются их обобщающим результатом. Речь идет не только о телесном здоровье,

которое в цивилизованном обществе всегда стояло на одном из первых мест в

системе человеческих ценностей.

Наконец, в ряду глобальных проблем не менее страшная угроза – кризис

человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, мировые и

региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь

доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы

духа.

Уже сегодня можно указать на некоторые определенные надежды, предпосылки







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 211. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия