Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Славянофилы, западники и порчвенники





Направлением в русской философии явилось славянофильство, представителями

которого были Хомяков и Киреевский и др. В самобытности

исторического прошлого России славянофилы видели залог её всечеловеческого

призвания (они поставили ряд важных социально-политических и

философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, её прошлым и

будущем). Славянофилы, представляли свою западную как плод человеческого

злодейства. Они развивали основанное на религиозных представлениях учение о

человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической

структуре и о её «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем

сосредоточии духа» (Киреевский). Достижение целостности чел-ка

усматривали в идее общины, духовной основой которой яв-ся русская православная

церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хом., - «волящий разум»,

или Бог. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями

перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.К

западникам относятся выдающееся мыслители — Белинский, Чернышевский,

Добролюбов, Писарев, Герцен. Западники прошли поучительную школу немецкой

классической философии и французского Просвещения. Они полагали, что сознание

есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи — мозга. Среди

западников в философском отношении особо выделяются Герцен и Чернышевский

. Черн. уделял большое внимание антропологической философии, дополняя её

социальными, этическими и, что очень важно, экономическими аспектами:

д/человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики Ч.

проповедовал знаменитую идею «разумного эгоизма», и поныне рождающую споры.

Герцен увлекался западноевропейскими философскими концепциями, выступал

против крепостничества и царизма, выдвигая общедемократические требования —

освобождение крестьян с землёй, отмечал, что природа и чел-ская история вечно и

непрерывно изменяются. Общефилософские проблемы, занимавшие интересы

Герцена, - это единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски метода, в

котором гармонично сочетались бы эмпирический и рациональные приемы чел-го ума.

Г. уделил особое внимание взаимоотношению личности и общества; он критиковал

как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные коммунистические утопии.

Относительно России он считал, что д/нее наиболее приемлем крестьянский

социализм, т.к. русская деревенская община содержит его зачатки. Он пришел к

выводу о возможности д/России иного, отличного от западноевропейского пути

развития, рассматривая общину как основу д/такого развития, видя в мирской

сходке эмбрион, из которого должна произойти самая широкая общественность. Он

возвел фундамент д/позднейшего русского народничества. Почвенничество —

течение рус-й общ-ой мысли 60х гг. 19 века. Представители- Григорьев, братья

Достоевские, Страхов. Почвенники претендовали на создание органического

мировосприятия, выдвигая на первый план значение худ-го тво-ва в познании

явлений жизни и преумешая роль науки, придерживались идеи о «национальной

почве» как основе социального и духовного развития России, констатируя при этом

разрыв образованной части русс. об-ва с народной «почвой» и доказывая

необходимость его преодоления на основе духовного единения сословий как

единственно возможного способа сохранения самобытности страны и особого пути ее

развития; пытались обосновать мысль об особой миссии рус. народа, призванного,

по их мнению, спасти чел-во. Они критически относились к революц-м демократам,

западникам и славянофилам за их стремление идти к жизни, ее явлениям с позиции

искусственно созданной теории. «Не учить жизнь жить по-нашему, а учится у жизни

на ее органических явлениях—должны мы, мыслители»,- писал Григорьев.

Историософская концепция П. Строилась на противопоставлении Востока и Запада как

чуждых друг другу цивилизаций, каждая из кот-х развивается из имманентных и в

корне противоположных один др. принципов. В основе этой концепции лежала идея

«культурно-исторических типов», разрабатываемая Григорьевым и получившее свое

«классическое» завершение в философской истории Н.Я.Данилевского.

 

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 284. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия