Детерминист, Демокрит отрицал случай. Случай – это выдумка, чтобы прикрыть своё невежество. У всего есть причина.
О богах
Почему люди верят в богов:
1) невежество и страх
2) боги существуют вследствие имущества и в силу некоторых законов
Античная классика (2 половина V в. до н. э. – конец IV в. до н. э.)
1) Софисты
2) Сократ и сократические школы
3) Платон и его Академия
4) Аристотель и его Лицей
Проблема человека как предмета философии в философии Древней Греции
1. Софисты
2 половина V в. до н. э. Афины – расцвет Афин. Знамением времени становится деятельность «технэ-исскуство», «ремесло». Данным понятием называли все виды деятельности, осуществляемые с определённой степенью умения или мастерства. Одним из видов технэ становится писательский труд за деньги.
Обучение ораторскому искусству
Софисты (с древнегреч. – мудрец, знаток) – платные учителя мудрости. Они учили правильно мыслить, говорить и делать, то есть обучали трём искусствам: риторика; эристика – искусство спора; диалектика – умение ставить правильные вопросы и находить на них ответы. Главным было слово. «Сколькие скольких в скольком убедили, придумав ложное слово». Для софистов истина не важна, главное – убеждение. Убеждение было как божество. Софисты устраивали словесные состязания – агон.
Софистов делят на 2 группы:
1) Старшие – Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт – теоретики
2) Младшие – Алкидам, Критий, Калликл – те, которые участвовали в судебных тяжбах, практики
Предмет философии – это человек как познающий субъект.
Протагор (481 – 411 гг до н. э.), г. Абдеры – великий спорщик. Трактат «О богах» (публично сожжён). В основе всех состояний лежит текущая материя, которая абсолютно изменчива. В ней находятся все логосы, то есть основания всех вещей. Каждая вещь состоит из противоположностей, следовательно, о каждой вещи возможны два противоположных равнозначных мнения, как кому кажется, так оно и есть. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». При выборе человек руководствуется выгодой, пользой. Истина у софистов носит относительный характер.
Горий: «Ничто не существует. Даже если оно существует, то оно непознаваемо. Даже если познаваемо, то невыразимо и неизъяснимо».
Этика софистов
Софисты считают, что добродетели нам не врождены. Добро и зло – понятия относительные. Добро – то, что полезно, зло – вредно. Антифонт: «Добродетели у всех свои». Законы и нормы, которые предлагает общество, противоречат человеческой природе. Предлагает быть двуличными. Любой самый хороший дикарь хуже цивилизованного человека. Человечество прогрессирует. От природы все равны. Отношение к рабству негативное.
В социально-политической концепции 2 теории:
1) Теория общественного договора
2) Калликл: «В основе права лежит сила, сильный должен управлять, а слабый – подчиняться»
Проблема богов
Ближе к безбожникам Протагор: «О богах я не умею сказать, существуют ли они. Слишком сложна проблема и слишком коротка жизнь». Религия – выдумка законодателей.
2. Сократ (469 – 399 гг до н. э.)
Г. Афины. Его отец – каменотёс (скульптор) Софоклис, мать Фенорета – повитуха (акушер). В юности Сократ был каменотёсом. Общественный деятель, воин, консерватор, любимое занятие – спор. «Истина познаётся в споре». В 70 лет был судим. Обвинения – не признавал олимпийских богов (идея единого Бога, у каждого человека есть ангел-хранитель, домониум), своими беседами он развращает молодёжь. Сократ не писал трудов. Всё, что мы знаем – знаем из трактатов учеников. Натурфилософия – бесполезная наука, так как мир сотворили боги, а они не хотят раскрывать тайн. Мы можем только угадать. Мы не можем поменять законы. «Познай самого себя, чтобы изменить». В центре внимания – этика Сократа. В основе этики – принцип телеологии (учение о цели). Всё имеет своей целью пользу человеку. Нравственный человек – это тот, кто знает, что есть добро и есть зло. Добродетель – истина. Аморальный человек – это невежда. «Знающий, что есть добро, зла не сотворит». Этика Сократа – этика идеала.
Учение Сократа о прекрасном
Прекрасна вещь пригодная, функциональная. Прекрасный человек – пригодный для общества, для государства. Прекрасный – состояние души. Калокагатия (калос – прекрасный, сиотос – добрый) – всесторонне гармонически развитая личность.
Сократический метод познания добра и зла
1) Ирония –это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, цель которого – привести собеседника к осознанию своего невежества по данной проблеме («Я знаю только, что ничего не знаю»)
2) Майевтика – повивальное искусство
3) Индукция – нахождение общего в отдельных добродетельных поступках
4) Определение. «Знать – это значит дать определение»
Несправедливый поступок – поступок, направленный против друга с намерением вреда. Справедливый поступок – основанный на знании законов божественных и человеческих.
Формальные последователи Сократа (преемники по постановке проблем, но не по их решению):
1) Мигарская школа (Эвклид)
2) Киники (Антисфен, Диоген Эфесский)
3) Киренская школа (Аристипп)
1 проблема: что реально существует?
1) Общее и единое
2) Единичное и множественное
Мигарцы – в основе всего сущего лежит некое единое начало – Бог как абсолютное благо.
Киники – существует только то, что можно ощутить, воспринять. О каждом предмете можно сказать только то, что он есть (А есть А). Общего нет.
2 проблема: какой путь ведёт к счастью?
Киники считали, что счастье – это быть добродетельным, призывали людей презирать удовольствия, так как они вызывают зависимость. Диоген: «Я предпочёл бы безумие наслаждению».
Киренская школа – Аристипп: «Природа человека – ощущающее существо, в основе счастья лежит удовольствие».
3. Реальный последователь Сократа – Платон (427 – 347 гг до н. э.)
Г. Афины, потомок царского рода, настоящее имя – Аристокл. В юности мечтал стать поэтом, писателем. В 20 лет – встреча с Сократом. 8 лет он был его учеником, путешествовал. 385 г. до н. э. – вернулся в Афины и создал Академию – сад в честь героя Академа. Просуществовала 915 лет. Работы Платон писал в форме диалогов. «Апология (защита) Сократа», «Государство», эпиграммы, письма.
Учение Платона о двух мирах
1 мир – мир вещей, в котором мы живём. Все приходящие вещи возникают и исчезают. Всё в движении. В мире вещей всё относительно. В мире вещей царят мнения. Истину искать бесполезно. «Это мир неподлинного бытия, мир теней».
2 мир – мир идей (эйдосы – идеи). Этот мир трансцендентный, потусторонний. Идеи вечны, постоянны и неизменны. Бог творит мир. Это мир подлинного бытия. Мир идей иерархичен. Самая совершенная идея – это абсолютное благо (Бог, вершина пирамиды).
Материя – это небытие, восприемник идей. Всякая вещь – смесь бытия и небытия, идеи и материи.
У позднего Платона появился 3 мир – мир чисел (качественная характеристика – из мира идей, количественная – из мира чисел).
Мировая Душа – упорядочивает, придаёт всему движение. 2 вида - добрая (души) и злая (тела => грех, зло). Душой обладает живая природа – растения, животные, человек и планеты.
Учение Платона о душе
Платон верит в переселение душ, их число ограничено, и они кочуют. Душа – это колесница с двумя конями. Первый – страстный, вожделение, тянет вниз, грешный. Второй – благородный, тянет вверх, мужественность. Управляет колесницей возничий – разум. 3 части души – чувственная, волевая, разумная. В мире идей она созерцает и постигает суть идей. Душа согрешила и вернулась на землю, и попала в только что рождённое тело. Попав в тело, она всё забывает. «Тело – темница души».
Теория познания Платона
3 объекта познания:
1) Вещи – постигаются мнением
2) Числа – предмет размышления, постигаются разумом
3) Идеи – заставляют душу припомнить, что она созерцала в мире идей
Способ – диалектика. Платон считал, что знания нельзя получить, можно только восполнить их. Уровни души:
Ø Тираны
Ø Софисты
Ø Художники, поэты и т. д.
Ø Земледельцы и ремесленники
Ø Воины
Ø Философы, мудрецы
Теория идеального государства (утопия)
Государства образовались, потому что человек в одиночку не может удовлетворять потребности (принципы разделения труда). Земледельцы, ремесленники – производят блага, воины – защищают, философы, правители, мудрецы - управляют. Конфликты – результат имущественного неравенства. Ни ц воинов, ни у правителей нет собственности. У воинов нет семьи, жёны общие, дети общие. В процессе обучения определяется, кто к кому принадлежит. Аристократическая республика – идеальное государство.
4. Аристотель – ученик Платона (384 – 322 гг до н. э.)
Г. Стагир. Аристократ – сын придворного врача. В 18 лет поступил в Академию. В течение 20 лет – ученик Платона. После смерти Платона отправляется в странствия. 343 г. – был приглашён Пелиппом в г. Пэхла для воспитания Александра. 335 г. – возвращается в Афины и создаёт свою школу в здании для гимнастических игр и сад у здания. Школа названа Лицей, второе название – перипатетики (с греч. – прогулка, блуждание).