Зачем человеку философия? Функции философии
Функция – способ действия, проявления активности той или иной системы, общий тип решаемых ею задач. 1) Мировоззренческая 2) Методологическая 3) Идеологическая Мировоззренческая функция философии. Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и самого себя. Уровни мировоззрения: 1) Мироощущение 2) Мировосприятие 3) Миропонимание 1 уровень мировоззрения – мироощущение. Знание непосредственное. Образ конкретный, наглядный, яркий, односторонний. 2 уровень мировоззрения – мировосприятие. Целостный образ. 3 уровень мировоззрения – миропонимание. Рациональное познание. Не яркое, не конкретное. Опосредованное, абстрактное, обобщённое знание. 1, 2 уровень – поверхностное знание. 3 уровень – знание внутренних процессов, глубинное. Философская картина мира действует на уровне миропонимания. Исторические типы мировоззрения: 1) Мифология 2) Философия 3) Религия Мифология. Своеобразие мифологической картины мира: Ø эмоционально-образное отражение действительности. Миф апеллирует к чувству. Ø связь естественного и сверхъестественного в мироздании Ø антропоморфизм (очеловечиваем природу) Ø отсутствие рефлексии (нет самокопания) Ø утилитарная направленность (практическая) Религиозная картина мира Религия лат. – благочестие, святость, связь, возврат к прошлому. Религия – форма взаимосвязи, взаимодействия человека и Бога (верующий). Религия представляет собой иллюзорное, фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил (природных и социальных), которые господствуют над ними, при этом земные силы приобретают вид неземных. Сущность религии – вера в сверхъестественное. Вера – внутренняя убеждённость человека в ком/чём либо, то есть личное принятие какой-либо идеи, как своей собственной. Сверхъестественное: 1) То, что не познано 2) То, что необъяснимо с точки зрения современной науки и то, что ей противоречит 3) То, что нельзя доказать Сверхъестественное – синоним «чудо». Структура религии: 1) Религиозное сознание 2) Религиозный культ 3) Религиозные отношения 4) Религиозные организации, учреждения Формы и виды религии Формы: политеизм и монотеизм Разновидности: примитивные первобытные верования – тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии – обусловлены национальным характером, имеют государственные границы – иудаизм, конфуцианство, индуизм, синтоизм. Мировые религии – не имеют границ, характерны космополитизм, массовость, эгалитарность (равенство), прозелитизм (направленность в сторону расширения, пропагандистский характер. Религия и миф – эмоционально-образное отражение картины мира. Религия – все образы обладают реальным бытием. Миф – это исток. Философская картина мира. Отличие от мифа: рационально понятийное отражение действительности, понятие, отсутствие сверхъестественного объяснения мира, без ссылки на богов, антропоморфизм (человек рассматривается через призму мироздания), рефлексивная форма познания (самокопание), отсутствие утилитарного подхода, в основе лежит любознательность. Философская и религиозная картина мира. Отличия: философия исходит из принципа сомнения, доказательное знание, системное знание о мире (система – упорядоченное целое, имеющее определённую структуру, где каждый элемент взаимодействует друг с другом), логическая стройность и непротиворечивость, аксиоматический характер построения. Философская картина мира даёт нам теоретическую основу мировоззрения (отчего? почему?) Методологическая функция (метод – путь, способ) Метод – совокупность правил, приёмов и способов познания или преобразования объекта. У каждой частной науки есть своя методология, совокупность методов, которые она использует. Например, методы следователя: осмотр места, составление протокола, наблюдение, сравнение, измерение, мысленный эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, метод моделирования, аналогии. В философии есть раздел – методология (профессий), частных наук. Философия даёт частным наукам методы, понятия, определения. Частные науки дают философии материал для выводов, для обобщения. Идеологическая функция Идеология – один из уровней общественного сознания наряду с общественной психологией. Массовые психические реакции: слухи => паника; мода. Идеология – система идей, выражающая материальное положение и интересы тех или иных социальных групп, классов. Идеология формируется сознательно, у неё есть носители, выражает интересы определённой группы идеологии. Философия и частные науки. Специфика философского знания. Этапы взаимосвязи философии и частных наук в истории развития Ø синкретический (не расчленённый) – к VII – VI вв до н. э. – Древняя Греция. Всё научное знание развивается в рамках философии. Ø период дифференциации знания – XIV – XV вв – капитал, наука требовалась до экономики. 2 точки зрения на процесс выделения наук из единого лона философии: 1) Немецкая классическая философия. Гегель, Кант, Фихта, Шеллинг создавали умозрительные науко-учения, не опираясь на данные частных наук (XVIII – XIX вв). Частные науки отказались от какой-либо теории, стали заниматься собиранием и описанием фактов. 2) Союз с естествознанием. Ф. Бэкон, Гоббс, Франц, материалисты Дидро, Ламитри, Герцен, Маркс, Энгельс, Ленин - период интеграции знания – XX в. – математика, философия. Философия – наука или нет? 1) Нет. Тип мировоззрения – положения философии не могут быть эмпирически обоснованны или опровергнуты. В философии нет единой точки зрения в решении какой-либо проблемы. Слишком широк предмет философии, изучает мир в целом. 2) Да. Специфика философского знания. Философия исследует не отдельные стороны действительности, а мир в целом, не отдельные специфические характеристики объекта, а наиболее общие закономерности. Любая философская наука (этика, эстетика, логика) не имеет непосредственной эмпирической основы, а базируется на данных частных наук. Любая философская наука решает основной вопрос философии
|