Основной вопрос философии
Материализм и идеализм как направление философии 1) Бердяев: «Проблема свободы – основной вопрос философии». Не было бы свободы, не было бы ответственности. 2) Неокантианство. Риккерт: «проблема добра и зла – основной вопрос философии». 3) Экзистенциализм. Жан Поль Сартр, Коню: «Проблема смысла жизни – основной вопрос философии». 4) Ф. Энгельс: «Вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи – основной вопрос философии». 2 стороны этого вопроса: 1) Что первично, что вторично? Онтологический аспект 2) Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру? Познаваем ли мир? Гносеологический аспект Соотношение материального и духовного 1 аспект: что первично, что вторично? Версии: материализм Материализм – философское направление, которое утверждает: первична материя, вторично сознание. Материя есть объективная реальность, не зависимая от какого-либо сознания. В мире нет ничего, что не являлось бы материей, или её свойством, или продуктом её развития. Главная функция сознания – отражение бытия. Исторические типы материализма: Ø материя – первовещество – стихия – Фалес, Гераклит Ø атомистический материализм Демокрита Ø XVII – XVIII вв – механистический, метафизический материализм – Гоббс, Дидро, Ла Метри Ø вульгарный материализм – XIX в. – Бюхнер, Фогт, Малешот – идеального, духовного вообще нет, всё материально Ø антропологический материализм – Фейербах – сознание имеет идеальную природу, хоть и материально Ø материализм русских революционеров-демократов – Белинский, Герцен Ø марксистско-ленинская теория Материально-философская категория для обозначения объективной реальности которая копируется, фотографируется, отображается нашим сознанием, дана нам в ощущениях, но существует независимо от них. Идеализм – философское учение: первично сознание, материя вторична. В зависимости от того, какой вид сознания положен в основу, существуют 2 разновидности идеализма: 1) Объективный идеализм 2) Субъективный идеализм Объективный идеализм – в основу мира кладёт безличное абстрактное сознание, независимое от человека. Платон – IV в. – мир вещный = мир копий, теней. Первичен мир идеальных сущностей. Лейбниц, Гегель – в основе всего сущего – мировой дух. Субъективный идеализм – XVIII в. – разные виды сознания отдельного человека. Джон Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым. Всякая вещь – комбинация моих ощущений». Солипсизм – существую только я, всё остальное – моя иллюзия. Монизм – материализм и идеализм. Дуализм – Ренни Декарт. Плюрализм – Эмпедокл. Познаваем ли мир? Агностицизм – мир не познаваем. Скептицизм – школа Древней Греции IV – II вв до н. э. –сомневаться, колебаться Пиррон – художник, философ. Задумался над проблемой счастья. Чтобы стать счастливым, надо правильно поставить 3 вопроса и правильно на них ответить. 1) Что такое вещи? Нет однозначного ответа. 2) Как нам относиться к вещам? Надо воздерживаться от суждений о вещах. Можно сказать: «Мне кажется, что…» Можно высказать своё мнение, но нельзя навязывать его другому человеку, претендовать на знание сущности человека. 3) Что мы будем иметь от такого отношения к вещам? Мы обретём счастье (атараксию). Спокойствие, невозмутимость, безмятежность. Вывод скептиков – всякое знание недостоверно. Агностики Давид Юм: «Нам непосредственно даны только наши ощущения. А каков их источник (материя или Бог) и есть ли вообще таковой, мы этого знать не можем». Иммануил Кант: «Вне нас и независимо от нас существует вещь», это вещи в себе – термин Канта. «Вещь в себе – круг замкнутый, для меня – круг открытый». Вещи в себе воздействуют на наши органы чувств, вызывают в нашем сознании субъективные образы, явления. «Являться» не значит «быть», а значит «казаться». Явление и вещь в себе – не одно и то же. Следовательно, вещь в себе непознаваема. Мир реальный чуждый нам. Природа для нас – это мир явлений, мир наших ощущений. Оппоненты агностикам – гностические оптимисты. «Мир познаваем». Каков источник познания? 1 версия – сенсуализм. Джон Локк. Единственно возможным источником познания выступает ощущение. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувстве». В процессе познания разум выступает на вторых ролях, получая данные ощущений, он их комбинирует, образует из простых идей более сложные. В реальности яблока нет, есть конкретные плоды. Беркли, Юм, Фейербах. 2 версия – рационализм. Декарт, Спиноза, Лейбниц. Декарт: «Источник познания – ощущение. Но чувства несут нам недостоверное, вероятное знание. Истину несёт нам только разум». «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума». 3 версия – синтетическая. 2 источника познания – и чувства, и разум. Томас Гоббс, Герцен, марксистско-ленинская философия. Критерии истинности – практика. Софисты: «Истина – то, что полезно, выгодно». Религиозный человек: «Истина – то, что от Бога». Философ Беркли: «Истина – то знание, которое воспринимается отчётливо и ясно». «Истина – то, что общезначимо».
|