Студопедия — Европейская философия Средних веков и Эпохи Возрождения.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Европейская философия Средних веков и Эпохи Возрождения.






Два источника формир-ия Ф-ии Средневековья

1) Древнегреч. фил-ия (особенно платоновская и аристотелевская)

2) Священное писание, повернувш. эту фил-ию в русло христианства.

Предпосылки: рабский труд стал невыгоден, христианство (люди – это не вещи).

Идеалистическая ориентация больш-ва ф-фских систем средневековья диктовалась осн. догматами христ-ва; важнейшие из них: догмат о личностной форме бога-творца и догмат о творении богом мира "из ничего". В усл-ях жестокого религ-ного диктата ф-фия была объявлена "служанкой религии", в рамках кот. все ф-фские вопросы реш-сь с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Существует 2 типа богословия: катофотическое (утвердительное) и апофотическое (отрицательное). Апофатика выше катофатики в православии. Православное богословие – не материализм, не идеализм. Бог выше всего, бесконечное сущ-во => нарушение принципа партийности. Богословие – это не философия.

Теоцентризм - поним-ие мира, в кот. источником и причиной всего сущего выступает Бог. Принцип теоцентризма распр-тся и на познание: ступени в системе знания 1. теология; 2. находящаяся на службе у теологии философия; 3. различные частные и прикладные науки.

Креационизм – полож-е о сотворении природы и материи Богом из ничего.

Провиденциализм - система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог или его действия).

Два этапа становления Среднев.Ф-ии:

Патристика - совокупность взглядов "отцов церкви", которые взялись за обосн-ие христ-ва, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Три этапа: 1) апологетика (2-3в.в.): оформление и защита христ-го мировоззрения; 2) классич.патр-ка (4-5в.в.): сист-ция христ-го учения; 3) заключит.период(6-7в.в.): стабилизация догматики.

Схоластика - тип философствования, при к-ом Бога постигают средствами человеческого разума и логич.рассужд-ий. Три этапа: 1) ранняя форма (11-12в.в.); 2) зрелая форма (12-13в.в.); 3) поздняя схоластика (13-14в.в.).

Августин Блаженный (патристик). Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей и соотнес их со Свящ.писанием. Два мира: а) Божественный (вечен,совершенен,активен) б) Земной(матер-ый) Он обосновывает креационизм. Парадокс начала: из ничего возн. нечто. Т.к. мир возн. из ничто, он конечен. Разум мешает постичь бога. Гос-во создано Богом: 1.Град небесный (церковь, люди живут по законам Божьим, заботятся о ближнем) 2.град земной (эгоисты, создают законы и живут по ним)

Фома Аквинский (схоластика). 1. Гармония веры и разума - томизм. 2. Проблема существования Творца мира и человека. Бытие Бога постигается и верой и разумом. Недостаточно ссылаться только на то, что каждый верующий принимает Бога интуитивно. Док-ва бытия бога:

1. Пунктологическое: «Мы мыслим бога как сущ-во всесовершенное, т.е. он $» Þ тавтология, т.е. мы мыслим Бога Þ уже допускаем его $-ие.

2. Космологическое: Если есть мир => существует творец

3. Теологическое: Мир устроен целесообразно => существует творец

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Сначала вещь $, потом ей дается название (понятие). Реалисты показ-ли, что общие понятия по отн-ию к отдельн. вещам природы явл-ся первичными и сущ-ют реально, сами по себе.

$ еще Концептуализм – понятия это не только имена вещей, но они изначально присущи человеч-му сознанию.

Тело+дух+душа=человек

Ф эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылки: совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; появление первых парламентов; отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; повышение уровня образованности в Европе в целом; великие географические открытия; научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Основными направлениями Ф эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Характерные черты Ф эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики); перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма; широкое распространение идеи социального равенства.








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 171. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия