Закон отрицания отрицания
Всякое диалектическое развитие закономерно проходит 3 ступени: положение, отрицание и отрицание отрицания. Гегель: зерно, которое отрицается выросшим из него растением, в свою очередь отрицаемым новыми зернами. Целостный исторический процесс: развитие общества нач. с общественного характера труда и общественной собственности (общ.-первоб. строй), отрицается серией антагонистических формаций, основанных на частном характере труда и частной собственности, которые подвергаются отрицанию коммунистической формацией. Основные элементы закона: 1. Отрицание — борьба нового со старым, высшего с низшим. Это противоречие, которое развертывается в три ступени развития. 2. Преемственность в развитии — противоположность отрицанию. Развитие не является отрицанием всего предшествующего, оно сохраняет значительную часть накопленного положительного содержания предшествующей ступени, устраняя все, не соответствующее потребностям развития. 3. Поступательный характер развития. Отрицание старого и преемственность — 2 противоположных элемента развития, образующие поступательный характер развития. Закон ОО в явной форме указывает направленность развития от низшего к высшему. Он вкл в себя «закон неодолимости нового, высшего». Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления). Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное и единичное. Категории - это предельно общие понятия, в которых отражаются сущностные свойства предметов, явлений. Вокруг системы категорий (впервые у Гегеля) строится вся система понятий данной науки. Чем выше развита наука, тем выше развит ее понятийно-категориальный аппарат. В системе категорий категории вытекают друг из друга. Вне системы категория смысла не имеет. У идеалистов категории в основе мира. Суб. ид.: категории – удобный способ описания. Науч. ф-ия: категории описывают и объясняют узловые моменты реальности. Общее – то, что свойственно классу предметов, явлений, процессов. Особенное – то, что свойственно подклассу. Единичное – то, что свойственно элементу класса. Пр. медь – ед., металл – особ., эл-ты т-цы Менд. – общ. Различие между общ., особ., ед. отн-но. Первая реальность – единичное (Аристотель), т.к. единичное сущ. непосредственно как таковое. Особое и общее – ч/з единичное. Ос. и об. реально сущ. Всеобщее – предельно общее в рамках той или иной области реальности. Как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, кот служит предпосылкой и субстратом общего. Единичное употр-ся в 3х смыслах: 1. Каждый отдельный индивид (Лена, Петя). Общее доминирует. 2. Как типичный представитель (мужчина, женщина) 3. Некоторая целостная совокупность единичного (человек). Доминирует ед. Общее: 1. абстрактно-всеобщее – всеобщее, которое исключает из своего содержания все богатство особенного и единичного. 2. Конкретно-всеобщее – всеобщее, которое включает в свое содержание все богатство особенного и единичного. Наука имеет дело прежде всего с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает ей возможность устанавливать законы. Но для успешной практической деятельности надо знать не только общее, но в полной мере учитывать единичное и особенное. Не сущ никаких шаблонов пригодных везде однозначно без учета индивид особенностей: особенное богаче общего. Конкретн. и абстрак. подход – для политики. В познании можно идти 2 путями: путем отвлечения от единичного, случайного к образованию общих понятий, теорий, отражающих существенное, и, наоборот, через нахождение наиболее характерных единичных событий, кот при всей уникальности как бы непосредственно являют собой общее, закономерное (история).
|