Общая характеристика западноевропейской философии XX века и основные ее направления (экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, постмодернизм и др.).
Классическая западноевропейская философия, внесшая огромный вклад в становление и развитие техногенной цивилизации, со второй половины XIX в. начинает утрачивать свои позиции. На смену рационализму стало приходить иррациональное восприятие действительности. В результате к концу XX столетия рационалистический подход к миру был значительно потеснен многообразными направлениями иррационализма и интуитивизма. Философия второй половины 19 и начала 20 века представляет собой совокупность разнообразных школ, направлений, которые по-разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий. Такими основными направлениями были: Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных философских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и ревизии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). Черты постпозитивизма: 1) Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике; 2) Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко-научный подход, методологический подход, логический подход; 3) Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не разделяется на эмпирический и теоретический уровни; 4) Теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамической структуры научного понимания; 5) Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в отличие от неопозитивистов не рассматривавших проблему раз-вития научного знания). 6) Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания знаний. Экзистенциализм - также одно из весьма широких направлений 20-го века. В отличие от немецкой классической философии они обратили внимание на внутренний мир человека, считая, что он и должен быть предметом философии. Наиболее яркие ее представители – Сартр, Ясперс. Они уделяли большое внимание экстремальным условиям, “пограничной ситуации”, в рамках которой наиболее полно раскрывается экзистенция индивида.Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. Философия неотомизма стремилась соединить научное и религиозное знание. Она возникает в 1879 году, когда по указанию Римского Папы Льва 13 изучение трудов Фомы Аквинского становится обязательным во всех католических университетах. С точки зрения этой философии подлинное величие бога раскрывается только перед человеком, который овладел научным знанием и размышлениями о мире способен прийти к богу. Наука – это низшая ступень знания, далее идет философия, а затем религия. Человек обретает знания через единство разума и веры. В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.
14. Возникновение, основные этапы развития и наиболее характерные черты русской философии. Практически-нравственная направленность русской философии. Идеал полного и истинного знания: от рационального сознания к целостному духу.
Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются: · сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; · специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой); · целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; · большая роль проблем морали и нравственности; · конкретность; · широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основы предмета русской философии составляли: · проблема человека; · космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); · проблемы морали и нравственности; · проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); · проблема власти; · проблема государства; · проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии); · проблема будущего. В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды русской философии: · I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) · II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.) · III период – Русская философия XIX – начало XX в. · IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.). Особенностью русской философии является ее практически-нравственная ориентация. Русская философия отличается от западной отсутствием системности (т.е ни один русский философ не создал философской системы, учения); русская философия носила нравственный характер (т.е в отличии от западной, где в основном рассматривались проблемы бытия, материи и т.п, Русских философов это не интересовало. Они занимались проблемами свободы личности, совести, страданиями, метаниями личности. В отличие от Восточной философии, которой также присуща нравственная направленность, Русская имела практическую направленность.
|