Студопедия — ВопроВ Вопрос 33 Проблема истины в философии и ее критерии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВопроВ Вопрос 33 Проблема истины в философии и ее критерии






Проблема истины является центральной в гносеологии. Интерпретация этой темы требует ответа на два вопроса:

-Каковы средства и пути достижения истины, т.е. по­знавательные способности человека?

-Каковы формы существования истины?

Истина — объективное содержание наших знаний. (т.е. не зависящих от субъекта - человека и человечества). Такое понимание истины называют объективной истиной. Она вытекает из материалистической концепции познания.

В. Ильин предлагает различать два принципиальных подхода к истине: онтоло­гический и гносеологический. Наиболее древний из них — онтологический. В рамках этого подхода истина рассматри­вается как особого рода бытие. Примером онтологического отношения к истине является философия Платона. Платон понимал истину как одну из идей, существующих автоном­но от человека в особом царстве мысли.

Другим примером онтологизма является теологическое представление о Боге как единственной истине.

Онтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого свойства знания. В рамках этой концеп­ции истина есть характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего.

Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, инди­видуальной форме. Субъективность истины связана с пони­манием ее как свойства знания, а не самого бытия, суще­ствующего вне субъекта.

Абсолютность истины понимается как ее полнота, бе­зусловность и окончательность.

Критерии истины 1.Ясность и отчетливость мыслимого: квадрат имеет 4 стороны (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

2. Общезначимость – то, что соответствует мнению большинства. 3. То, что служит успеху – прагматизм.

4. То, что мыслится экономно –ЭЙНШТЕЙЕН. 5. Критерий истины – красота, изящество теории.

6.Логическая непротиворечивость теории

Вопрос 34 Наука и научные революции. Смена типов рациональности Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями

ВА Вопрос 35 Бытие общества – предмет социальной философии

Социальная философия - составная часть любой философской системы, важнейшая философская дисциплина, которая оказывала огромное влияние на эволюцию общественного сознания и социальной практики на всех этапах исторического развития общества.

Социальная философия выполняет целый ряд функций. Мировоззренческая состоит в выработке определенного целостного взгляда на строение, функционирование и развитие общества. Критически-рефлексивная - в осмыслении современного этапа социального развития.

Именно Человек с большой буквы выступает олицетворением бытия общества в целом, его синонимом и эквивалентом. Как родовое существо он, с одной стороны, раскрывает свои природные задатки и способности в свободе и творчестве, в деятельности по преобразованию природного мира и утверждению себя в нем. С другой стороны, в ходе активной преобразовательной деятельности он меняется сам, в том числе его знания, идеалы, цели и ценности, представления о смысле жизни и своем предназначении.Другими словами, социальная реальность, т.е. само общество, возникает и существует как некоторая совокупность, устойчивая общность людей, имеющих определенные потребности, удовлетворение которых возможно лишь в результате их заинтересованной, совместной целенаправленной деятельности, предполагающей удовлетворение этих потребностей.

Устойчивость и длительность существования общества зависят от того, насколько ему удается удовлетворять жизненно значимые для людей потребности. Если это не удается сделать по каким-то причинам, то общество неминуемо ждут социальные потрясения, катастрофы, а нередко распад и гибель.

Важнейшей в обществе является социальная сфера. Здесь происходит потребление созданного в материальном производстве, науке, духовно-ценностной сфере.

Вопрос 36 Материалистическое, идеалистическое и натуралистическое понимание истории

Материалистическое понимание. Маркс делает вывод о том, что практическая дея­тельность в виде промышленного и сельскохозяйственного произ­водства является основным, конструирующем общество процессом. Общество понимается как определенная сис­тема материальных отношений людей, а естественным продолже­нием этого хода рассуждений становится материалистическое по­нимание человеческой истории как процесса становления, существования и эволюции этой системы.

История — это процесс, совокупная деятельность людей. Чтобы законы истории дей­ствовали, необходимы субъекты, в деятельности которых и про­является действие законов. Эти субъекты истории — классы, т.е. объединения людей по социаль­но-экономическому положению.

Идеалистическое понимание истории — понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием. Оно имеет глубокие социальные корни и причины. Это прежде всего классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Наряду с этим следует учитывать, что на основе и в рамках И. п. и. могли создаваться теории, отражающие прогрессивные для своего времени классовые интересы, а также чаяния народных масс, их мечты о лучшем будущем (социальные утопии), ибо до возникновения марксизма И. п. и. было не просто господствующим, но вообще единственным и единственно возможным пониманием истории.

Если понимать человека исключительно как существо, определенное влечениями, то можно предположить три основных формы натуралистического понимания истории, в зависимости от того, какой из этих трех систем инстинктов отдается преимущество.

1.Так называемое экономическое (марксистское) понимание истории, для которого история есть прежде всего борьба классов и "борьба за кормовые места", усматривает в системе влечений питания самую могущественную, решающую движущую силу всех событий.

2. Другое натуралистическое понимание истории усматривает в процессах смешения и разделения кровей, в смене систем продолжения рода и размножения независимую переменную всего происходящего

3. В качестве последней разновидности натуралистического понимания истории следует назвать властно-политическое. Оно видит в результатах политической борьбы за власть основополагающий момент истории.

Вопрос 37 Формационный и цивилизационный подход к жизни социума

В рамках цивилизационного подхода цивилизация понимается как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религию, культуру, экономику, политику и биосоциальную организацию. Цивилизационный подход начал формироваться в XVIII в., однако наибольшее развитие получил в конце XIX — начале XX в. Цивилизационные концепции исторического процесса были предложены Ф. Ницше, О. Шпенглером, М. Вебером, А. Тойнби.

Цивилизационная парадигма предполагает взгляд на историю как на нелинейный, многовариантный процесс, что дает возможность глубже понять происходящие изменения и зафиксировать их специфику.

Другим достоинством этого подхода является его применимость к истории любой страны или региона. Понятие цивилизации позволяет синтезировать объективный взгляд на исторический процесс и при этом не игнорирует субъективный фактор.

Формационная концепция истории была предложена К. Марксом в середине XIX в. и развивалась параллельно с цивилизационным подходом. К. Маркс заявил о необходимости материалистического объяснения истории в противовес господствовавшим в то время идеалистическим концепциям. К. Маркс исходит из представления о закономерности исторического процесса и его единстве для всего человечества. В обществе действуют объективные законы, следовательно, в историческом процессе можно выявить всеобщие, устойчивые и необходимые связи. Из всего многообразия исторических явлений К. Маркс выделяет, с его точки зрения, определяющее: способ производства материальных благ.

Понятие общественно-экономической формации является ключевым в марксистской философии истории. Общественно-экономическая формация — это конкретный тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития, основой общественно-экономической формации выступает определенный способ производства.

 

Вопрос 38 Человек в системе социальных связей (основные сферы жизни общества)

Весьма продуктивным подходом к выделению места человека в системе социальных связей является обращение к основным сферам жизни и важнейшим процессам, - производственно-экономическому, социальному, политическому, духовному, охватывающим фактически все многообразие его бытия общества.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Основными ее элементами являются производительные силы - люди; орудия и предметы труда; материально-предметная деятельность; ее духовно-идеологическое обоснование (цели, мотивы, программы), а также отношения людей в процессе труда. Эта сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь общества. Здесь сосредоточены интересы множества субъектов общества, в результате взаимодействия которых - столкновения или сотрудничества - осуществляется динамика экономической жизни общества.

Социальная сфера общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства;

Политическая сфера - содержание ее составляет взаимодействие субъектов с целью реализации их интересов по поводу власти, государственного устройства, прав и свобод.

Духовная сфера общества - область социальной жизни, содержание которой составляет объективная идеальная реальность как совокупность смыслов, знаний, ценностей, обнаруживающихся в деятельности общества и людей. Духовная сфера включает в себя все формы общественного сознания - философию, религию, мораль, право, искусство, а также науку, идеологию, образование, воспитание во всех их многообразных проявлениях.

Вместе с тем центром управления, координации, регулирования происходящих в обществе процессов, обеспечивающим условия его динамичного развития, является сегодня такой социальный институт, как государство.

 

Вопрос 39 Теория стратификации

Более приемлема для описания социальной структуры общества, чем классовая теория.

Согласно этой концепции основной формой социально-исторической общности является страта — группа людей, объединенных общим социально-экономическим статусом, уровнем культуры и образования, групповым самосознанием, политическими ориентациями, особенностями быта и досуга. Основным критерием для выделения страты является социально-экономический статус, который определяется родом занятий, источником и размером дохода, местом в социальной иерархии.

Основную часть населения в развитых обществах составляет средний класс.

Концепция социальной стратификации предполагает развитие социальной структуры общества без катастрофических, революционных преобразований. В открытых обществах человек имеет возможность перемещаться из страты в страту, повышать свой социально-экономический статус без кардинального переустройства всего общественного целого.

Теория социальной стратификации является наиболее распространенной в современной социальной науке и философии.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 168. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия