Студопедия — Вопрос16.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА И.КАНТА. (Критика чистого разума.)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос16.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА И.КАНТА. (Критика чистого разума.)






Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф проблемы о бытии, фил природы, религии, этики, логики.

Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, который эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”.

Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждение нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Вещи в себе принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда вырождается в форме суждения, в которой мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.

У Канта пространство и время перестают быть формами существования вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Ощущения без понятий- слепы, а понятия без ощущения - пусты. Знание есть синтез ощущения с понятиями.

Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка не составляет определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явления природы и в этом отношении подчинен необходимости. Но чел также и нравственное существо, субъект нравственного сознания. Как нравственное существо человек принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Сущ понятий как свобода, бессмертие и бог объясняется по К. верой в “умопостигаемый” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необходимый постулат или требование “практического разума”.

 

Вопрос 17 Диалектика Гегеля и материализм Фейербаха

Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, — 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. «Феноменологии духа» (1807)

Принцип историзма. Любой результат развития не может быть верно познан без правильного понимания того пути, который привел к этому результату.

· Представление философии как развивающейся системы знания.

· Анализ основных форм общественного сознания: философии, религии, искусства, морали (нравственности), правосознания в их взаимосвязи и субординации.

· Постановка вопроса о социальных антагонизмах — «диалектика господина и раба».

«Энциклопедия философских наук» (1817)

В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: развитие идеи в ее собственном лоне («логика»); развитие идеи в форме «инобытия» («философия природы»); развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории («философия духа»).

· Логика (наука логики). Логика разделяется на три учения: о бытии, о сущности, о понятии. Поэтому у «всякого логически реального» существует 3 стороны: абстрактная, или рассудочная (рассудок); диалектическая, или отрицательно-разумная; положительно-разумная, диалектика как Логика и теория познания. Логика Гегеля — это целостная развивающаяся от абстрактного к конкретному система категорий, органическое единство всех трех моментов логического (мышления), но при определяющем значении третьего момента.

Учение о сущности. Противоречие — корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью Учение о понятии. Понятие - это абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное.

Философия природы — это учение об идее в форме инобытия, т.е. в форме природы. «Философия природы» распадается у Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику.

Философия духа имеет три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Основой деятельности людей (т.е. всемирной истории) является деятельность экономическая, т.е. труд — преобразование природы с помощью орудий труда. История философской мысли не «перечень мнений», а как закономерный процесс движения мысли к истине.

Диалектический метод. Представил мир как саморазвитие АБСОЛЮТНОГО ДУХА, МЫШЛЕНИЯ, РАЗУМА Гегель сформулировал 3 закона диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей (почему происходит развитие)

2. Закон перехода количества в качество (как происходит развитие)

3.Закон отрицание отрицания (куда, в каком направлении происходит развитие).

материализм Фейербаха

В противовес гегелевской философии религии Ф. рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга ". Религия, по мысли Ф., парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния.

Критика религии у Ф. перерастала в критику философского идеализма, завершившуюся переходом Ф. в лагерь материализма (1839). В теории познания Ф. выдвигает на первый план опыт как первоисточник знания, подчёркивает взаимную связь чувств, созерцания и мышления в процессе познания. Человек, по Ф.,- материальный объект и одновременно мыслящий субъект. Антропологизм Ф. основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека. Стремление к счастью, рассматриваемое как движущая сила человеческой воли, влечёт за собой сознание нравственного долга, поскольку Я не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без Ты. Всемирно-историческое значение философских и антирелигиозных идей Ф. в том, что его материализм стал исходным пунктом становления философии марксизма.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 170. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия