Вопрос 6.Основной вопрос философии,направления
Это вопрос о соотношении, первичности материального (то,что дано нам в ощущениях) и идеального (то, что в ощущениях нам непосредственно не дано: мысли, чувства, т.е. сознание), объективного и субъективного. Объективное – это всё то, что не зависит от воли и желания субъекта. Субъективное – всё то, что зависит от воли и желания субъекта. 1-я сторона ОВФ – что первично? Материя или сознание? Это онтологическая сторона ОВФ. В зависимости от ответа на этот вопрос выделяются философские направления →Идеализм –направление философии, которое считает идеальное сознание первичным по отношению к материальному сознанию. Идеализм существует в двух формах: Объективный идеализм. Это такое направление философии, которое считает первичным внечеловеческое сознание (религиозные учения, Платон, Гегель). Субъективный идеализм. В этом направлении философии считается первичным сознание человека, индивида. Мир – производная сознания человека. Материализм – это направление философии, которое считает материальное сознание первичным по отношению к идеальному сознанию. Философы, которые считали первоосновой воду - Фалес, огонь-Гераклит, атомы - Демокрит. Вторая сторона ОВФ – гносеологическая (гносис -знание) – это вопрос о том, может ли сознание правильно, адекватно отражать материальную действительность, то есть это вопрос о познаваемости мира. Главные философские направления Агностицизм (непознаваемость) - этой позиции придерживаются философы, которые считают, что мир принципиально до конца непознаваем. Гносеологический оптимизм-признание возможности познания мира. Скептицизм- философы-скептики признают возможность познания мира, но сомневаются в правильности этого познания. Вопрос 7. Исторические типы философии. 1)Античная философия 2)Философия средневековья 3)Ф.Возрождения 4)Ф.нового времени 5)Возникновение и развитие марксистской ф. 6)Русская философия 7)Современная западная ф.
1)Античная(конец 7в.д.н.э.-5-6в.н.э.)на примере др.греков фил-ии т.к она является вершиной античного мира. Субстанция (лат.)- сущность, первооснова. Фалес первооснова – вода. Гераклит – огонь. Демокрит—атомы движутся в пустоте, а сама пустота не имеет начала и конца, атомы имеют различные формы цепляются др.за др.и образуют вещи. Движение атомов прямолинейно. Эпикур—дополнение к демокриту: атомы могут отклонятся от прямой линии. Материалисты. Идеалисты – Пифагор – субстанция – числа; Сократ и сократики – Бог-разум; Платон (Мир идей – эйдосов). 2)Средневековье(5-14-14в.) Материалисты. Общие понятия(универсальны) реально не существуют, их нет не в вещах, ни до вещей. Идеалисты Патристика философско – теологическое учение христианских мыслителей 2 - 8 в.(отцов церкви) Августин Блаженный.(«Исповедь», «О граде» и др.) Реализм – направление средневековой схоластики, утверж., что общие понятия существуют реально и предшествуют существованию единичных вещей. Фома Аквинский. 3) Возрождение (14-16в.) материализм. Натурфилософия Николай Коперник – создатель гелиоцентрической системы. Идеализм Пантеизм – фил. учение, в котором бог сливается с природой, растворяется в ней, а природа обожествляется. Казанский Николай ”бог во всех вещах., и все они вечны, Бог бесконечен, бесконечна вселенная, земля находится в движении, земля не есть неподвижный центр вселенной. Пантеизм: 1)натуралистический (Бруно)- растворяет бога в природе. 2)мистический(Кузанский)-растворяет природу в боге. 4) Фил-ия нового времени с 17в. материализм. (математический, механический) а)Бэкон Френсис – материя первична. Родоначальник англ. Материализма 8в. и экспериментальной науки (эмпирический метод познания) («О пауке, муравье и пчеле») идолы рода – находят в самой природе человека». Ум человека подобно зеркалу примешивают свою природу, идолы пещеры это заблуждение человека происходящее от его воспитания беседы с другими людьми и т.д., идолы площади, идолы театра. б) Гоббс Томас-«Левиафан», в)Декарт Рене. Представитель дуализма рационалистический (разум) метод познания 4 правила:1) включать в свои суждения только то что, представляется уму ясно и отчётливо 2)в процессе познания необходимо каждое затруднение разделить на части для лучшего преодоления 3)в процессе познания идти от простого к сложному 4) в процессе познания необходимо давать полную хар-ку исследованию вопроса, не допуская углублений г)большая в разработке эмпирического метода познания к-рые способны преодолеть 4 вида идолов(идолы рода- подходят основание в самой природе чел-ка. Ум человека подобно зеркалу примешивает природе человека свою природу…идолы пещеры-. … площади- люди объединятся речью. Слова устанавливаю сообразноразумлению.) также существует русс. фил-ия возникновение и развитие Маркс-й фи-ии а также современная западная фи-ия.
Вопрос 8 древнегреческая натурфилософия Фалес: Он считал, что Земля — остров, плавающий в океане воды, и имеет форму цилиндра, вокруг которого вращаются три небесных сферы. Вода, по Фалесу, является началом всего сущего. Из воды образовывались земля, воздух и живые существа. Фалесу приписывают ряд изречений, ставших классическими: «Мудрее всего время, потому что оно все открывает»; «Быстрее всего ум, потому что он все обегает»; «Не множество слов доказывает рассудительность мнения» и другие. ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 ггднэ). Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом характере всего существующего. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещь - это огонь. Выбор огня в качестве первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь. “ Этот космос один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Однако, считает Г. большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум. ПАРМЕНИД. Элея.”Познать истину можно только с помощью разума” Мышление=бытие. 6-5 вв до н.э. Составил законы для Элеи, которые даже там долго действовали. Мир - вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. из абс. заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. ЗЕНОН. Ученик Парм. выдвинул ряд положений в защиту учения П.(апории) Доказывал невозможность движения(метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться. (Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно) В этих парадоксах вопрос не в том, возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли мыслить движение при условии, что пространство состоит из бесконечного множества неделимых частей (актуальная бксконечность), а время из б. множества неделимых моментов.
|