Студопедия — Вопрос 20.Современая философия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 20.Современая философия






Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Позитивизм - направление философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Представители: Конт, Э. Литтре, П. Лаффит (Франция), Миллъ, Спенсер (Англия). Неопозитивизм объединяет в себе направления: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику. Основными принимаются философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Экзистенциализм, философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы.

Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны.

Одной из черт нового этапа становится междисциплинарность[3], обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма.

Вопрос 21 Философская онтология. Понятия бытие, субстанция, материя

Термин "онтология", происходящий от сочетания древнегреческих слов "онтос" (сущее) и "логос" (знание), обозначает собой знание о сущем, или метафизику бытия, как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Онтология опирается и на другие теоретические дисциплины, а также на конкретные науки.Бытие есть все то, что есть.

Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования.

Виды бытия

Впервые этот термин предложил древнегреческий философ элейской школы Парменид.

Аристотель рассматривает бытие как объективный мир.

Средневековые философы (Аквинский) адаптировали идеи Античности к решению волновавших их теологических проблем. В средневековой философии истинным бытием является Бог.

В философии эпохи Возрождения бытие соотносится, прежде всего, с бытием материальной природы. В это время появляются первые пантеистические интерпретации бытия как тождественного природе и Богу.

Философия Нового времени отказывается от идеи абсолютного бытия. Центром внимания становится человек.

Марксистская философия Бытие в марксистской философии — это то, что видимо, воспринимаемо, если не в данный момент, то в принципе. Формы БЫТИЯ:

1)По атрибутам материи («пространственное», «временное»),

2)По формам движения материи (биологическое, физическое, химическое, социальное и т.д.)

3)По структурным уровням организации материи (атом, молекула, клетка, популяция и т.д.)

Понятие " субстанция " (от лат. substantia, т.е. первооснова, сущность) и обозначает некоторую реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в самых различных формах существования предметов и явлений.

Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, сложились два основных направления. Те философы, которые считают, что в основе мира лежит одна единая субстанция, называются монистами. Например, Спиноза создал монистическое учение о субстанции, которая у него является причиной самой себя.

Те, кто считают, что в основе единства мира лежат два исходных начала - дух и материя, - называются дуалистами. Дуалистический вариант создает в своей метафизике Декарт.

Духовная субстанция неделима, вечна, фактически - это мышление, от которого производны его модусы - чувства, воображение и др. Мышлению присущи врожденные идеи, которые не могут быть приобретены в опыте. К ним относятся прежде всего идеи бога, числа. Материальная субстанция, напротив, делима, и от нее производны модусы протяжения - геометрические и физические свойства мира.

Категория материи, рассматриваемая как центральная в любой форме материализма, прошла несколько этапов своего смыслового наполнения. Первым этапом является натурфилософское представление о материи в античной философии. Представления античных философов о естественных первоначалах, из которых формируется все многообразие мира, близки современному понятию материи. Вторым этапом стало представление об одухотворенной материи в пантеизме XVI—XVII вв. Третьим — представление о материи как веществе в философии эпохи Просвещения. Четвертый этап связан с пониманием материи как объективной реальности в диалектическом материализме.

Вопрос 22 Современная научная картина мира

Картина мира - это способ видения мира как целого, включая человека в нём.

Наука — развивающаяся и подвижная система знаний. Следовательно, сегодняшняя картина мира не равна вчерашней.

В современную эпоху главенствует научный импульс. Обществу не обойтись без науки, это достаточно очевидно. Научные открытия 20 века перевернули традиционные представления о материи. Теория относительности перевернула представления о пространстве и времени. Теперь каждый школьник знает, что пространство не трёхмерно, а время – нелинейно. Переплетаясь, они образуют пространственно-временной континуум. Но даже все современные открытия и достижения науки не дают до сих пор возможности полностью опровергнуть сущность религиозного знания и веры. Всё равно существует противоборство и конфликт, разрешить который призвана философия с её философской картиной мира. Она легко работает на два фронта, в большей степени переплетаясь с научным знанием, т.к. сама является «наукой наук»(Гегель).

В связке философия - религия обе стороны в одних случаях усиливают друг друга, а в других - ослабляют (например, в различном понимании принципа абсолютной истины).

 

Вопрос 23 Антропный принцип в современной космологии

Антропный принцип устанавливает зависимость появления и существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной. Например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной. Осмысление этих зависимостей и привело к формированию АП – как теории направленной космической эволюции. Другими словами, человек рассматривается теперь не как случайное явление в мире, но как необходимый элемент глобальной эволюции Вселенной, а его появление считается запрограммированным уже в Большом Взрыве. Или, проще, Вселенная – такая, какая она есть, потому что мы существуем! 1.Гравитационная постоянная (если бы она была чуть больше – был бы коллапс Вселенной, мир сжался бы в бесструктурную массу, а меньше – Вселенная разлетелась бы

 

Вопрос 24 Философское и естественнонаучное представление о пространстве и времени

Большинство представлений о пространстве и времени можно свести к двум основным концепциям.

Субстанциальная концепция.

В научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея, время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые нетелесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности

Реляционная концепция.

Пространство и время в ней рассматриваются как особого рода отношения между объектами и процессами.

Так, ньютоновская физика вводит понятие эфира в качестве особой универсальной среды. Считалось, что эфир пронизывает все тела и что им заполнено пространство. С помощью этого понятия, как казалось, удавалось объяснить все известные тогда явления в физическом мире, на нем строились физические теории.

В 1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицая при этом существование эфира. Главный вывод заключался в том, что пространство и время должны трактоваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном континууме. Следующий вывод: пространство и время относительны и зависят от систем отсчета. Таким образом, в философском плане пространство и время суть важнейшие атрибуты бытия, представляющие собой на конкретном уровне системы физических отношений между объектами. Позже в общей теории относительности пространство и время связываются также с другими материальными свойствами, например с тяготением, с распределением массы.

3.Субъективно-идеалистическая – Беркли, Авенариус. П. и В. – способности человека пережить и упорядочивать события, располагать их одно подле другого.Кант – П. и В. – априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, вечные категории сознания.

Вопрос 25 Понятие движения. Движение и развитие

Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения. Быть — значит быть в движении, неподвижное бытие не может обнаружиться, поскольку не вступает во взаимодействие с другими фрагментами мира, в том числе и с человеческим сознанием. Познание есть один из вариантов такого взаимодействия.

Уже элеаты обратили внимание на противоречивый характер движения и связали вопрос о движении с определенными представлениями о пространстве и времени. Зенон сформулировал свои знаменитые апории, показывающие невозможность мысли о движении. Наиболее известными являются апории «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела».

Уже Аристотель начал критику учения элеатов и тех представлений, которые привели их к выводу о немыслимости движения. Во-первых, — говорит Аристотель, — Зенон смешивает актуальную и потенциальную бесконечность. Во-вторых, даже если пространство и время бесконечно делимы, это не означает, что они существуют раздельно друг от друга.

Философы-механицисты, отождествив материю с косным веществом, вынуждены были искать другой ответ на вопрос об источнике движения. В XVII—XVIII вв. широкое распространение получил принцип деизма, согласно которому Бог сотворил мир и больше в дела этого мира не вмешивался.

Современный материализм утверждает, что источник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается взаимодействие противоположных начал. Одна форма движения переходит в другую, формируя новые вариации одного и того же материального мира.

Итак, движение — один из атрибутов материи, способ ее существования

Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материи, одна из сторон движения.

Признание движения неотъемлемым свойством материи позволяет конкретизировать принцип материального единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи.

 

Вопрос 26 Диалектика и синергетика.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

«Диалектика – наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

Основные принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие..

Принцип целостности: проблема не сводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей.

Принцип детерминизма: реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими.

В современной философии и науке существуют две общепризнанные теории, в которых рассматриваются вопросы самоорганизации и саморазвития бытия: диалектика и синергетика.

Исторически первой была диалектическая теория, поэтому уместно начать с нее. Термин диалектика был предложен античными философами поначалу для обозначения искусства спора, а затем — одного из методов получения знаний. Буквальный перевод с греческого «dialektice» означает беседа, спор.

Основное содержание диалектической теории описывается тремя законами.

«Ядро» диалектики составляет закон единства и борьба противоположностей, который дает ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике считаются противоположные начала. Суть первого закона диалектики можно сформулировать следующим образом: разделение единого целого на противоположные начала, борьба противоположностей приводит к разрешению противоречия и переходу исходного целого на качественно новый уровень.

Второй закон диалектики — закон перехода количественных изменений в качественные дает ответ на вопрос о механизме развития. Суть этого закона такова: накопление качественных изменений в определенный момент времени приводит к трансформации качества предмета, т.е. к возникновению нового.

Третий закон диалектики — закон отрицания отрицания — выражает направленность развития.

В отличие от диалектики, сформировавшейся в виде философской теории, синергетика возникла как одна из концепций в физике в последней трети XX в., а затем приобрела мировоззренческий статус. Основоположниками синергетики считаются Г. Хакен и И. Пригожий. Термин синергетика происходит от греческого «sinergia» — сотрудничество, содействие. Синергетика является наиболее общей на данный момент теорией самоорганизации и изучает закономерности этих явлений во всех типах материальных систем.Помимо перечисленных в предыдущих разделах атрибутивных свойств материи, в синергетике выделяется еще одно — способность к самоорганизации. Исходный принцип синергетики — различие процессов в открытых и закрытых системах. Основными характеристиками процессов в замкнутых системах являются равновесность и линейность, в открытых — напротив, неравновесность и нелинейность. В отличие от классической науки, рассматривавшей закрытые системы как абсолютный тип упорядоченности мира, синергетика в качестве предмета своего изучения выбирает открытые системы. По мнению создателей синергетической теории, именно открытые системы являются универсальными, а протекающие в них процессы способствуют самоорганизации мира.

 

Вопрос 27. Проблемы человека. Основные характеристики человеческого бытия.

Проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии.

Античность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному космосу.

В средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. Цель его бытия — спасение души и соединение с Богом.

Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности, создала свой идеал свободной и гармоничной личности. В философии этого времени на первый план выходит тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья.

В философии Нового времени и Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания. Разум утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он может обрести свободу и счастье, выступает источником и предпосылкой остальных характеристик личности. Новое время и Просвещение рассматривают человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан — в нем нет тайны.

Классическая философия XVII—XVIII в. так и не создала идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку апеллировала не столько к самой личности, сколько к надличностной силе — разуму, способному преобразовать природу человека.

философская антропология — это наука о сущности человека, о его отношении к различным сферам природы, о его происхождении, силах, которые им движут, о возможностях его развития. Сущностной особенностью человека М. Шелер называл дуализм духа и жизни. Именно этот дуализм определяет характер человеческого бытия.

Между человеком и остальным животным миром существует принципиальное различие, определяемое наличием у человека духа. Дух принципиально открыт миру, эта открытость, по мнению М. Шелера, есть свобода.

Другой представитель философской антропологии, А. Гелен, считал, что именно в открытости миру следует искать сущность человека. Открытость миру определяет способ человеческого бытия, смысл которого — преодоление недостатков биологической природы. Отсутствие готовых биологических средств адаптации компенсируется культурой. Именно поэтому, утверждает А. Гелен, напрасно искать естественного человека, человек есть культурное существо.

Вопрос 28Современная наука о происхождении сознания

Современные представления о сознании имеют долгую предысторию.

Понятие «логос» можно считать ключевой категорией античной философии. Логос понимается и как человеческий разум, и как закон мироздания. Будучи ориентированными на идею гармонии, греческие философы говорят о соразмерности большого космического логоса и малого — разума человека. Человек вместе с его сознанием вписан в мир, существует в гармонии с ним.

Средневековая философия различает божественный и человеческий разум. Божественный разум является прообразом человеческого разума. Второй божественный атрибут — воля, в соответствии с которой творится мир. Разум и воля делают человека божьим подобием. Философия средневековья открывает самосознание и перестает отождествлять сознание только с постижением окружающего мира.

В Новое время проблемы познания и сознания оказались тесно связанными, центром философии стала тема истинного знания и путей его достижения, поэтому философы не могли обойти вниманием вопрос о познавательных способностях. Рассмотрение сознания в таком аспекте вполне объяснимо: сознание — та способность, которая позволяет человеку получать знания о внешнем мире и о своих психических состояниях. Философия Нового времени полностью отождествила сознание, познание и мышление.

Итак, после многовековой истории понятия «сознание» в настоящее время известно несколько версий происхождения сознания: 1) божественная; 2) сознание у всех живых организмов 3) и наконец, сознание – только у человека.

Последняя версия и нашла массу научных подтверждений (Дарвин), и сегодня археологи обнаруживают всё новые и новые доказательства происхождения человека от обезьяны и формирования у него сознания. А толчком стали труд и язык (речь)

Вопрос 29 Структура сознания и проблема бессознательного

В узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Чувства, эмоции - компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю.

Что касается бессознательного, к которому обычно относят сновидения, гипнотические состояния, сомнамбулизм, состояния невменяемости и т.п.Проблема бессознательного волновала человеческую мысль с древних времен. Бессознательное интерпретировалось по-разному: и как высший уровень познания, интуиция внутреннего голоса (Сократ), и как внутреннее скрытое знание (Платон), и как скрытое от сознания внутреннее помещение (Августин) и др.

Первая развернутая теоретическая концепция бессознательного была создана в начале XX в. Зигмундом Фрейдом.

Принципиальное и фундаментальное отличие теоретической позиции 3. Фрейда от взглядов его предшественников заключается в том, что 3. Фрейд постулирует первичность бессознательного по отношению к сознанию. Для того чтобы обозначить границу между сознательным и бессознательным, 3. Фрейд вводит понятие подсознания. Подсознание — это те бессознательные психические явления, которые связаны с переходом на уровень сознания. Работа сверхсознания, порождающая на том или ином этапе новую, ранее не существовавшую информацию путем рекомбинации полученных извне представлений, не контролируется осознанным волевым усилием. Анализу сознания представляются только результаты неосознаваемой деятельности сверхсознания, причем этим результатам присуща известная вероятность их соответствия действительности. Именно в сфере сверхсознания осуществляется рождение гипотез, догадок, происходит интуитивное озарение

Вопрос 30 Гносеология как раздел философского знания.

Гносеология, или теория познания, — раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылки, условия достижения адекватного знания, ее предметом остается всеобщее в системе «человек — мир». Однако гносеология изучает только познавательные аспекты этого отношения, выявляя фундаментальные и универсальные предпосылки познания. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» — знание и «logos» — понятие, учение.

Познание — ключевое понятие гносеологии. Этот термин может употребляться в разных смыслах. Познание может пониматься как творческий процесс получения знаний. В этом смысле познание — это один из видов культурной деятельности, осуществляющийся как на уровне отдельного индивида, так и всего человечества. Познание может приравниваться к знанию. В гносеологии изучается и сам процесс познания, и знание как данность, уже достигнутый результат. Причем в теории познания рассматриваются любые типы знания: философское, научное, обыденное, художественное и т.п. Гносеология призвана обосновывать любое знание, выяснять условия его возможности, сущность и содержание.

В современных теориях познания выделяют следующие разделы:

S учение об условиях достоверности и адекватности познания;

S учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи;

S теория различных видов знания, их взаимодействия и взаимовлияния;

S эпистемология, теория научного знания;

S учение о знании как инструменте влияния, подавления или, напротив, достижения свободы.

 

Вопрос 31Основные ступени и формы познания: их взаимосвязь.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 187. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия