Телесность человека в онтологическом измерении Для философских исследований привычно звучит вопрос: как мир дан человеку? И в этом случае человек выступает в качестве гносеологического существа. Но вопрос может быть поставлен иначе: как человек дан миру? Здесь человек мыслится как онтологическое существо. Одним из аспектов подобной данности является теле ность.В обыденном мнении можно столкнуться с безудержным противопоставлением тела, души и духа.Телесность входит во множество контекстов, где обсуждается проблема человека: тело и мысль, тело и чувство, тело и жизнь, тело и смерть, тело и душа, тело и дух, тело и природа, тело и общество, тело и культура, и т.д. Проблема телесности не является частью проблемы отношения души и тела. Телесность - это то, что характеризует значимым образом мир человека и до разделения его на внутренний и внешний. Рассматривая телесность в онтологическом плане, приходится признать, что мы имеем дело не с простой фактичностью человека, но с реальностью, которая должна быть реконструирована, перепонята. К XX веку сложилась определенная антропологическая парадигма видения чело- века, в соответствии с которой телесность - характеристика, производная от того факта, что человек "обладает телом". Здесь считается, что Тело - часть человека. Оно дополняется душой. Нет оснований сомневаться в применимости к телесности методов объективного познания. Для этого вполне доста- точно традиционного естественнонаучного аппарата.Новое "открытие" телесности в XX веке объясняется тем обстоятельством, что обнаружилась ограниченность этой парадигмы едва ли не по всем параметрам. В философии происходит отказ от концепции трансцендентального субъекта, выдвину- того из мира. "Натуроцентрические" и "социоцентрические" подходы перестают устраивать. Для "натуроцентризма" индивид оказывался как бы не обязательно человеческим, для "социоцентризма" человек как бы не обязательно индивид. Параллельно этим программам в XX веке развивается и иное видение человеческой телесности. Именно оно образовало основу философского антрополо- гического теоретизирования, положившего начало исследовательскому "буму" публи- каций о телесности.Основные параметры новой парадигмы: Телесность - характеристика, производная не от того факта,что у человека есть тело, а от факта, что он есть тело. Телесность необъяснима через традиционные философские категории. Тело — не часть человека, а весь человек, это вид или тип его целостности. Тело как человеческое тело не может рассматриваться только в качестве объекта, ибо оно изначально выступает сферой человеческой субъектности. Исследования телесности в современной зарубежной философской литературе связаны с отмежеванием от основоположений классической философской традиции, концептуальный стержень которой составляет самопрозрачное Я, лишенное простран- ственных и временных характеристик. Выход за границы трансцендентального субъекта не означает перехода в план биологии или физиологии. С помощью понятия телесности раскрывается взаимообусловленность социальных и соответствующих им телесных практик. Тематизация телесности осуществляется с различных сторон; в целом здесь можно выделить две составляющие - социокультурную и феноменологическую.Достаточно редкими являются публикации, исходящие из прочтения телесности в картезианском духе, в то время как публикации, отвергающие дуализм, многочисленны и разнообразны. Телесность человека не противостоит его духовности и не сводится к физиологическому субстрату. Это подтверждают иссле- дования, выполненные средствами социологии и социальной философии. Сюда же примыкают и многочисленные публикации, относящиеся к проблематизации человека в контексте религии.Философской основой культурологических, социологических, психологических иссле- дований телесности в европейской литературе выступает феноменология. Из философов этого направления в первую очередь следовало бы назвать М. Мерло- Понти, чьи идеи оказали сильное влияние на разработку концепции телесности. Эти и другие исследования заставляют признать, что телесность человека ока- зывается его интегральной характеристикой, не совпадающей с той или другой его стороной она охватывает как физические, так и метафизические его параметры. Тело - способ, каким природа становится человеком. С человеком в мире создается новая онтологическая ситуация. Если для других живых существ стремление "быть", т.е. развитие определенной онтологии, совпадает со стремлением "жить", то человек является новым типом бытия, его претензия "быть" заключается уже не только в жизни организма. Не только мир представлен в сознании, но и сознание есть в мире, оно не только рефлексивно, но и бытийно. Мерло-Понти расширил понятие интенциональности и применил его для такого параметра человеческой онтологии, как телесность. Точно так же, как мир уже есть в мысли, прежде чем мы начнем совершать познавательное восхождение к нему, так и человек уже есть в мире как тело, прежде чем он начнет определять свое отношение к нему.Сознание человека всегда телесно локализовано. Оно вырастает не из конструкции "я думаю", но из конструкции "я могу". С этих позиций сознание - "это бытие перед вещью с помощью тела".Как фрагмент родового процесса индивид воплощен, "описуется кровью и плотью", как говорили раньше. Как субъект универсумного отношения он представляет собой ин-корпорацию этого универсума. Ближайший универсум - общество. Человеку не просто дается данное тело, ему дается тело в данном мире. Тело и общество не находятся в состоянии антагонизма, как принято считать в радикальных версиях психоанализа. Общество генетически "входит" в плоть индивида, оно социотехнически "входит" и в его тело. Что означает понятие "техника тела"? Телесные техники лежат в основе того, что мы считаем допустимым и запрещенным, естественным и неестественным. Мосс впервые отметил то, что вошло в этнологию и стало привычной посылкой последующих исследований - связь между освоением техник тела и освоением символических систем. Усвоение техник тела, движение мира, усвоение символического языка - все это теснейшим образом связано. Тело выступает первичным генератором символов, оно способно продуцировать символические коды разных типов. Язык - это всегда взаимосвязь по меньшей мере двух кодов, где осуществляется перевод одних кодов в другие. Тем самым тело способ- но интерпретировать себя. Если для мыслей и слов есть альтернатива своего и чужого, то ее нет для тела - оно абсолютно незаместимо, нельзя перестать быть телом собственной интенциональности. Тело, прошедшее социализацию, перестает быть просто физическим, о нем уже нужно говорить как о социальной телесности. Тело, населенное инициативами, при- обретает черты, которые позволяют говорить о нем, как о феноменальной телес- ности. Человек находит себя в мире не как мысль, а как существо, которому пред- стоит жить и быть, бытию он предстоит как телесное существо. Это феноменальная телесность как способ, каким человек проживает и переживает свою ситуацию. Феноменальное тело делается главным элементом этой ситуации, человек находит свое Я как вовлеченное в ситуацию телесное существо. Это его Я телесно: "Я - солдат", "Я - негр", "Я - калека", "Я - красавица". Существование - это выбор и принятие ситуации, где выбор и принятие совершаются телесно.Пространство телесного бытия определяется не внешним, трехмерным универсальным пространством, а бытием, т.е. тем, что человек считает истиной своего существования и осуществления. Оно пространство его надежд, действий, побед, удовольствий и наслаждений. Феноменальное тело отображает не столько "реальность" человеческого мира,сколько его потенциальность. Вывод: Изучение телесной онтологии показывает, что телесность как результат ин- корпорации универсума и плоть как результат воплощения индивида связаны так, что одно вызывает другое. Чем шире становится универсум, подлежащий инкорпорации, тем надежнее должно быть воплощение индивида. Чем изощреннее становятся силы неорганической телесности, тем выше должна быть ставка на онтологию плоти. Исследование телесности оказывается связано с областью таких размышлений, которые взывают к новым этическим ориентирам. Речь идет о медицине, где нетронутое множество биоэтических проблем, о педагогике и социологии. И тем более это относится к раз- мышлениям над экологической проблематикой и проблематикой осмысления культуры.