Становление и основные направления развития неклассической философии
Период в истор западноевроп философ с серед XIX до серед XX веков принято назыв неклассическим. Развит философск идей этого времен происх в общем контексте осмыс-я и переинтерпретации достижен классики. Построен люб фил-ой сист осущ-сь, либо, исх-дя из концептуальн идей предш-ей клас-ой традиции, либо основ-сь на их тот-ом отрицан и неприят, но так или иначе, новый – неклассический – тип философст-ия сформир-ся в результ развит, углублен и доп-ия классич фил-их систем Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Все направлен неклас-ой философии услов можно разделить на две больш груп: 1) направ-я, поддержив-е общ принцип рационалист-ой философ. К этой группе могут быть отнесены все неоклассич школы, такие какнеокантианство (К. Фишер, О. Либман, Ф. Ланге и др. – в XIX веке, марбургская и баденская школы неокантианства в XX веке), неогегльянство (Ф. Брэдли, Р. Коллингвуд, А.Кожев и др.), марксизм(К. Маркс, Ф. Энгельс) и неомарксизм (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.), а также напр-ия, концептуальные основания котор в целом построен на традици-онно-классическом пониман рациональности, такие как структурализм (К. Леви-Стросс), позитивизм (О.Конт, Г. Спенесер, Э. Мах, Р. Авенариус),неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел) и аналитическая философия (Л. Витгенштейн, Д. Мур, Д. Остин), феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер). 2) напр-ия иррационал-го характера: "философия жизни" (Ф Ницше, В. Дильтей, Г.Зиммель, О. Шпенглер), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг), экзистенциализм (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Камю).Основн внимание философов направл на сферу субъективн, пониман кот-го также сущ-но расширяет прежние предст-ия о человеке: если в классич философии доминирующ, специф-ой характер-ой субъекта считалось мышлен, В общем и целом можно сказать, что основной проблем неклассической философии явл проблема сознанияОсновные представители неклассической философии- Ф. Ницше и С Кьеркегор. Ф. Ницше (1844-1900). Философия этого мыслителя представлена в виде афористических манифестов, наиболадекватно выражающ те, в сущности не формулируемые иначе идеи, которые пытался донести до современник "философ, заглянувш в бездну". В историю философ Ницше вошёл как мыслитель, провозгласивш необходим радикальн переоценки " всех и всяческих ценностей", в результ котор должен возникн новый тип человека и новая философия.С. Кьеркегор (1813-1855) – датский философ, основоположн экзи-стенциализма – одного из крупнейших философск направлен, ставшего особенно популярн в Европе в XX веке. Философские взгляды Кьеркегора формиров в полемике с гегельянством и представляют полную его антитезу.
16. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). С сер. XIX в. в Европе совершается целая серия "фил. революций", направл., против рационалистич. концепций. Одним из первых подобную "революцию" осущ. Артур Шопенгауэр (1788 —1860), системно изложивший свои воззр. в труде "Мир как воля и представление" (1818). Шопенгауэр опирается на ф-фию Канта. Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруж. человеком и как воля, и как представл.. Весь «сущ. для познания» мир – объект по отнош. к субъекту, мое представл., без субъекта не сущ. Воля — это абсолютн. начало всякого бытия, некая космич. и биологич. по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появл. послед. возник. мир как представл., как человеч. картина. Человек явл. рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысл. ни было его существов. Она заманивает индивида призраками счастья. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и ген ми в искусстве. Согласно Шопенгауэру, гениальность — это способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние человек уже не индивид, а чистый, безвольный, вневременной субъект познания. Обыкновенный человек не способен к созерцанию подобного рода. Вместе с тем, подчеркивал Шопенгауэр, каждый человек, располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага, по Шопенгауэру, только отрицательные величины. Шопенгауэр первым в XIX в. дал философское обоснование пессимизма. Однако его рассуждения о бессмысленности человеческого существования казались недостаточно убедительными. Европейское общество продолжало оптимистично смотреть вперед, идеал прогресса еще не был омрачен будущими потрясениями. Слава подлинного мыслителя-пророка к Шопенгауэру придет значительно позднее. Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900). Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство лее сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти. В данной связи Ницше выделяет три задачи познавательного процесса: 1. Приспосабливать организм к среде, сохраняя тем самым его существование. 2. Не познавать предметы и вещи окружающего мира, а практически овладевать ими. 3. Накапливать в качестве истин полезные для жизни заблуждения. Таким образом, Ницше пытался ввести в качестве регулятора практическую жизнь, Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деятельностью, направляемой слепой иррациональной волей к власти, Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий. Немецкий философ-пророк был, безусловно, прав, характеризуя современную ему европейскую культуру как "тоненькую яблочную кожуру над раскаленным хаосом".
|