Студопедия — Стиль барокко в искусстве Западной Европы.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стиль барокко в искусстве Западной Европы.






38. Творчество П.П. Рубенса.
В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы - фламандскую и голландскую - в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части: на Голландию, и на Фландрию. Картины для замков, для городских домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей - вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты - основные жанры искусства Фландрии XVII в.

Рубенс Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский живописец. Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.

Искусство Рубенса - типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. В них начисто отсутствует мистика, экзальтация, присущие немецкому и даже итальянскому барокко. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой. Рубенс прославляет национальный тип красоты. Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой, голубоглазой, с пышными формами. Христос даже на кресте выглядит атлетом. Себастьян полон сил под градом стрел.

Картины Рубенса полны бурного движения. Обычно для усиления динамики он прибегает к определенной композиции, где преобладает диагональное направление. Так, в обоих антверпенских образах, например, диагональ образует линия креста. Это динамическое направление создается и усложненными ракурсами, позами фигур, находящихся во взаимосвязи, образующими сложную пространственную среду. Все композиции Рубенса пронизаны движением, это поистине мир, где нет покоя.

«Римское милосердие» - это история о добродетельной дочери Перо, которая тайно кормила грудью своего отца Кимона, заключенного в тюрьму и приговоренного к смерти голоданием. Поступок Перо стал известен тюремщикам, но акт ее самоотверженного дочернего сострадания произвел на надзирателей должное впечатление и в конечном итоге ее отец был оправдан.

«Союз Земли и Воды», «Ромул и Рем с волчицей», «Художник с женой Изобеллой Браннт», «Похищение Ганимеда», «Четыре стихии», «Прометей прикованный», «Умеренность», «Голова Медузы», «Сад любви», «Нимфы, преследуемые фавнами», «Персей, освобождающий Андромеду», «Три грации» (в картине художник изобразил свою молодую жену Елену Фаурмент).

Портрет в творчестве Питера Пауля Рубенса

Рубенс Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский живописец. Побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо (наибольшее влияние). Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения. В Италии он изучил и на всю жизнь полюбил античность. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца Фландрии. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.

За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов. Он написал портреты королей, герцогов, графиню.

Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Более 1000 картин художника — это монументальное достижение.

«Портрет инфанты Исабель», «Портрет императора Карла V», «Портрет короля Филиппа IV на лошади», «Портрет мужчины», «Портрет эрцгерцога Альберта Австрийского», «Портрет Гаспара Гевартса», «Портрет Людовика ХIII, короля Франции», «Портрет герцога Букингема».

39. Искусство Испании XVII-XVIII вв.
Расцветом испанской культуры («Золотым веком» испанской живописи) является XVII век, а точнее — 80-е годы XVI — 80-е годы XVII столетия. Для испанского искусства было характерно преобладание традиций не классических, а средневековых, готических. Роль мавританского искусства в связи с многовековым господством арабов в Испании несомненна для всего испанского искусства, сумевшего необычайно интересно переработать мавританские черты, сплавив их с исконно национальными.

У испанских художников было два основных заказчика: первый – это двор, богатые испанские гранды, аристократия, и второй — церковь. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых.

«Золотой век» испанской живописи означен именами таких художников, как Франсиско Рибальта («Видение св. Франциска», «Трое св. в темнице», «Пригвождение к кресту»), Хусепе Рибера («Аполлон и Марсий», «Нищий или Хромоножка», «Мария Египетская», «Архимед», «Явление Христа к св. Бернарду», «Сон Иакова») и Франсиско Сурбаран («Святой Франциск», «Молитва св. Франциска», «Экстаз св. Франциска», «Непорочное зачатие», «Божий Агнец», «Натюрморт с четырьмя сосудами»).

Монументальные образы святых Рибальты всегда строятся на знании конкретной модели, несут определенные черты портретности.

Хусепе Рибера. На ранних этапах в творчестве отчетлив интерес к ярко индивидуальному, конкретному, пусть даже уродливому. В его почерке много от караваджизма: он предпочитает темный фон, насыщенные густые тона, красноватые в тенях, точную пластическую моделировку, подчеркнутую материальность формы, контрасты света и тени, сложные ракурсы фигур. Его библейские и евангельские персонажи — простолюдины, но всегда полные достоинства, мужественные и гордые. Как истинный сын эпохи барокко, да еще испанец, Рибера предпочитает изображать сцены мученичеств; в них ярче предстает нравственная сила героев. Драматические сюжеты толкуются Риберой без внешних эффектов, и образы обретают истинную монументальность благодаря глубокой внутренней значимости. Это характерно даже для тех персонажей, в которых мастер подчеркивает уродливые черты. Например, в известной картине «Хромоножка» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой, в нем подчеркнуты его веселость, лукавство, озорство, а ракурс несколько снизу делает его изображение монументальным, придает ему величественность.

Расцвет творчества Риберы относится к 30—40-м годам. К этому времени несколько меняется его манера. Живопись становится светлее, колорит—тоньше, тени—прозрачнее, исчезают резкие светотеневые контрасты, все как бы наполняется воздухом. Образы, возможно, теряют свою конкретность, но становятся более обобщенно-глубокими, выразительными.

Франсиско Сурбаран уже в 1629 г. получил звание главного живописца Севильи. Заказчиком Сурбарана была церковь, главными персонажами — монахи. Спокойные, важные, благочестивые, они представлены обычно в рост, в белых одеждах на темном фоне, в застылой, статичной позе, что сообщало им оттенок вечного, незыблемого. Это всегда национальный, полный достоинства характер (Св. Лаврентий» с символом мученичества — жаровней в руках). Приблизительно до 30-х годов в почерке Сурбарана сказывается влияние караваджизма: в плотности и темном цвете красок, в светотеневых контрастах. Живопись зрелого Сурбарана совершенно самостоятельна и свободна от каких-либо влияний. В ней нет ни внешних эффектов, ни экзальтации даже в сюжетах мистических. Образы полны одухотворенности, величия, ясности и простоты (например, «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским»). Лаконизм и выразительность пластических средств Сурбарана особенно прослеживаются в его натюрмортах, в которых художник умеет выявить материальное совершенство, красоту формы, фактуры, цвета изображаемых им предметов. Сурбаран создает поистине монументальный образ «мертвой природы» в своих чистых по краскам и строгих по формам натюрмортах.

«Молитва св. Франциска», «Экстаз св. Франциска», «Непорочное зачатие», «Святой Лаврентий», «Святой Франциск», «Натюрморт с 4 сосудами», «Божий агнец».

Диего Веласкес испанец. Самый замечательный художник «золотого испанского века». У Веласкеса почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им близко к бодегонес как жанровые сцены («Христос в гостях у Марии и Марфы»).

Веласкес с самого начала своей творческой деятельности увлекся жанровыми картинами. В те годы в Севилье было множество самых разных трактиров, а улицы изобиловали мастеровыми и нищими. Первые известные произведения живописца отображали обыденную жизнь многочисленных ремесленников, подмастерьев и кухарок, занятых разговорами, уборкой или приготовлением пищи. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon» что означает «трактир, харчевня»). Для подобных полотен характерен темный, чаще всего условный фон; трапеза простолюдинов изображалась расставленными кувшинами, тарелками, стаканами и скудной провизией, разложенной на белой скатерти или прямо на досках стола. В последнее десятилетие жизни Веласкес создал три самых известных своих произведения: «Венера с зеркалом» — первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженного женского тела. «Менины» (фрейлины). «Менины» — это групповой портрет. «Пряхи». Это также жанровая картина, поданная мастером монументально.

Бартоломе Эстебан Мурильо (1618—1682) – самый крупный художник второй половины XVII столетия, младший современник Веласкеса, один из основателей, а затем президент Севильской Академии художеств. Его изображения «Мадонны с младенцем», «Вознесения мадонны», «Непорочного зачатия», «Святого семейства», в которых поэтичность нередко переходит в слащавость, снискали ему европейскую славу, равно как и изображения детей улицы, мальчишек в поэтических лохмотьях («Мальчик с собакой»).







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 115. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия