Студопедия — Проблемы интерпретации мифа как текста культуры.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблемы интерпретации мифа как текста культуры.






в наше время поголовной грамотности всякий может написать и выпустить в свет свою ИНТЕРПРЕТАЦИЮ МИФА.

познание истины горько, но приносит возвышение духа. Прозрение. И одиночество, потому что твое прикосновение к Истине недоказуемо

Миф доступен и на первый взгляд прост. Добро и Зло расставлены по местам, герои благородны, враги страшны и опасны, и все деяния уже совершены и оценены.

А потом кто-то вдруг осознает, что эти герои и их враги МОГЛИ БЫТЬ просто людьми, чувствовать страдание и знать радость.

Но Миф живет и без нас. Он уже создан. Мы так пытаемся счистить наслоения мифа с истины, что уже не ищем истины мифа.

1. ФЕНОМЕН МИФИЧЕСКОГО: ПЛЮРАЛИЗМ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

до сих пор существует огромное множество самых противоречивых интерпретаций мифа.

Сегодня происходит реабилитация тех регионов смыслосозидания, которые ранее считались маргинальными и не брались в расчет в плане их классической эпистемологической значимости, притязаний на истинность - в частности мифа.

В современной философии происходит осознание историчности, релятивности, альтернативности, множественности опыта сознания и соответствующего культурного, парадигматического опыта, позиционности, субъектности знания и способов понимания мира, зависимости представлений о действительности от “точек зрения”, ракурсов восприятия реальности.

Мифологемы, извлекаемые психоанализом из глубин досознательного Миф Просвещения, Миф машины, конститутивный для судьбы техногенной цивилизации - и многие другие являются актуальными системами интерпретации реальности и самопонимания, формирования эталонов социальной и культурной идентичности. Все это позволяет говорить о новой актуальности мифического как локального человеческого (экзистенциального и социо-культурного) опыта мира, об очередном этапе своеобразной ремифологизации философии и культуры в целом, который несет новые возможности, но без должной рефлексии таит в себе большие опасности.

История западной культуры напрямую связана с обратным процессом - тотальная демифологизация суть стержневая линия конституирования культурной целостности «под знаком Логоса» и освобождения от власти мифических предрассудков. Философия как теоретический, сущностный логос о мире, выступает как критика мифа.

Демифологизация двойственна. Это жест отказа, отстранения от непосредственности мифического. При этом миф как опыт сознания, личностно-непосредственный план существования человека присутствует в любое время, в любой культуре.

подъем культурной демифологизации связан с возвышением науки как «разволшебствованием мира» и проектом Просвещения, подчинение всякого сущего логическому формализму оплачено в действительности подчинением разума непосредственно наличному, самоутверждение господства инструментального рацио оборачивается его самоотрицанием. Просвещение не может окончательно избавиться от мифологии, возвращаясь к ней как репродуктивному воспроизведению наличносущего.

Ситуация “сколько исследователей - столько интерпретаций мифического” порождает огромное, нередуцируемое и противоречивое множество концепций. Вся эта совокупность понятий, концепций, образов представляет собой во многом мозаичный или даже хаотический конгломерат знаний. стержневые теоретические принципы часто взаимно исключают друг друга.

Понятие «миф» чрезвычайно многозначно и амбивалентно. Разброс интерпретаций мифического с трудом поддается систематизации - от «подлинной реальности», символической «эпифании» или «иерофании» до сна-иллюзии, заблуждения, искажения, извращения истинного положения дел; от «мифа» как поэтического, художественного образа - до орудия власти и тотального идеологического господства; от понимания мифа как языкового эффекта - до осознания его в качестве проявления бессознательного во всем многообразии его истолкования Наиболее известными и авторитетными являются следующие интерпретации: миф как художественно-эстетический феномен (романтизм); миф как форма мышления); как форма языка; миф как индивидуально-личностный или коллективный психологический феномен, миф как нормативность социальной практики, миф как «живая и деятельная действительность, носящая определенное имя», сфера личностного опыта мира (А.Ф. Лосев); система реальности, сфера нуминозного, архэ, воспроизводимого в опыте мышления и деятельности (К. Хюбнер).

Множественность интерпретаций обусловлена, с одной стороны, ускользающим, амбивалентным, целостно-интегративным характером самого мифа, несводимого к частным, дифференцированным формам культуры или человеческого бытия.

Аллегорический, эстетический (художественнопоэтический) тип редукции - миф рассматривается как первичная поэзия, форма художественной фантазии,

Лингвистическая редукция — миф как болезнь языка. Сведение мифа к языку неоправданно в силу возникновения языка из мифа

Социологическая редукция — миф как форма коллективных представлений, общественного сознания. Сведение мифа к форме коллективных представлений также недостаточно - не учитывается индивидуально-личностная компонента, специфика экзистенциального, субъективного самоопределения.

Психоаналитическая — миф как проявление, шифр или код бессознательного Недостаточность данного подхода в иррационализации мифа, исключении из поля зрения исследователя специфики мифа как формы мышления

Деятельностный тип редукции - миф рассматривается как следствие магической деятельности, Однако здесь не учитывается ценностно-целевая, т.е. смысловая нагруженность всякого акта деятельности

Можно констатировать ускользающую природу мифического как конфигурации первичного, парадигматического опыта сознания и как события знания,

Наиболее эффективным будет соединение нескольких линий анализа. С одной стороны, экзистенциально - феноменологический - понимания мира и себя экзистирующим сознанием. С другой стороны - повествовательный, нарративный план присутствия мифического в культурном поле является областью, аутентично исследуемой структуралистской и семиотической традицией.

Первичным принципом для нас является воздержание от объективации как исследовательской стратегии, так и процедуры анализа. не абсолютизировать собственное знание, критически осмыслять собственные основания, понимать, что собственное знание есть «знание аспекта», Экзистенциально-феноменологический, герменевтический и семиотический подходы - это определенные, но не единственные способы концептуализации мифического,







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 352. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия