Студопедия — Сакральное и профанное в культуре. Ритуал и миф как сакральные формы культуры.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сакральное и профанное в культуре. Ритуал и миф как сакральные формы культуры.






Области сакрального (священного) и профанного (человеческого) разграничиваются и определяются еще на заре человеческого существования: сакральный мир - это культ и вера, светский - мир практической деятельности и рационального мировоззрения. Однако в реальности не представляется возможным разделить сакральную и профанную стороны культуры, а часто и быта человека Средневековья.

С течением времени складывается концепция «двоеверия» русского общества. отсутствие проповедей, неграмотность населения, плохая обеспеченность деревенских приходов даже необходимыми требами, не говоря о регулярных богослужениях, не предоставляли «простой чади» возможности систематического знакомства с учением христианства.

обрывочные сведения, полученные при посещении церкви, не могли не переплетаться с ранее существовавшими языческими представлениями. Сакральное знание в язычестве было привилегией жрецов; именно поэтому оно забылось так быстро, что практически не успело попасть в русские летописи. «Народное православие» было синкретичным, но отнюдь не «светским».

Насмешки осуществляли функцию идейного самоочищения общества или отдельных его сословий

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. Авторы мифов, как правило, неизвестны. Содержанием мифов являются рассказы: о сотворении мира; об основании древних государств и городов; о поступках культурных героев; о месте человека в мире и его назначении; происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

1. Космогонические мифы - мифы о происхождении мира.

Это основной миф всех народов. Его описание начинается с повествования о хаосе: Основные мотивы: создание вселенной из хаоса, разделение света и тьмы, сотворение растений, животных и, наконец, человека.

особую символику яйца: в традиционных культурах яйцо было символом начала и одновременно бессмертия.

2. Солярные мифы - это мифы, главным персонажем которых является солнце. Солярные мифы - о борьбе солнца со злом и о смене времен года.

Солярная символика многих народов представлена свастикой - она украшала оружие, предметы быта, одежду, встречалась при оформлении церквей и домов. Большинство культур воспринимали свастику как позитивный образ, символ движения жизни.

3. Лунарные мифы - мифы, одним из главных героев которых становится Луна (Месяц).

В сибирских шаманских мифах Луна ассоциируется с ночной, тёмной, а Солнце - с дневной, светлой половиной мира. В китайской мифологии Луной управляет сила Инь (женское темное, прохладное начало), а Солнцем - Ян (светлая и горячая сила).

4. Эсхатологические мифы - мифы о конце света.

большинство из них связаны с виной человечества перед великим божеством. особую роль эсхатологические представления приобрели в XX и XXI веках в связи с идеей экологической катастрофы и технократической гибели планеты.

В традиционном понимании миф - это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В новейших истолкованиях под мифом подразумевают некритически воспринятое воззрение. Миф оценивают, наконец, как уникальный и универсальный способ человеческого мирочувствования.

Все попытки различных школ сравнительной мифологии как-то объединить мифологические сюжеты, свести их к одному типу были обречены на провал.

С другой стороны, несмотря на разнообразие и разнородность мифов, мифотворческая функция по сути своей однородна. поражаются сходству элементарных сюжетов при полном несовпадении социальных и культурных условий их рождения и функционирования.

В мифе воплощаются тайные вожделения человека. Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека.

Он помогает одолеть безжалостную, критическую направленность сознания. Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. «Сакральное время в рамках мифа является превалирующим фактором мировосприятия. Оно противостоит профанному времени и задает некую схему функционирования человеческого сообщества, неизменную в своих базовых принципах». Для мифологического сознания характерен магический способ взаимодействия с миром.

Мифологическое сознание обладает уникальной способностью. Оно регламентирует поступление новых знаний, так как в нем превалирует система обрядов и ритуалов, систематизирующая приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается в результате накопления знаний, он исчезает вследствие осознания человеком своей свободы. Миф не регулирует жизнь свободного человека. Поэтому, по мере осознания человеком своей свободы возникает иная картина мира, в основе которой лежит уже не растворение индивида в реальности, в стихии природных процессов, а вычленение себя из нее, становление субъект - объектных отношений.

В целом же для мифологического сознания характерно: растворение человека в мире; полное отождествление человека с природой, ее обожествление; фетишизм, т.е. поклонение неодушевленным предметам; анимизм, т.е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

Расцвет мифа относится к периоду первобытно - общинной формации. В эту эпоху миф являлся: организатором поведения членов первобытного коллектива; аккумулятором его волевых устремлений; стержнем, осью всей общественной жизни.

Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде

Миф стал и самой ранней формой донаучного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества - философия, искусство, наука, религия и т.д.

мифология во многом, верно, отражала общественные отношения на самом раннем этапе их развития и создала первичные социальные связи, которые удивительным образом сохранились относительно неизменными на историческом пути формирования человеческого общества.

Таким образом, миф - выдающееся достояние человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ уникального существования. Это не только социальный, культурный, но и антропологический феномен.

Сакральная сущность ритуала и сущность сакральности в ритуале

Э. Лич рассматривал ритуал как выход в сферу сакрального, где действуют иные пространство и время и где нормы мирской, повседневной жизни теряют свою значимость.

 

 

Б. Виногродский

ритуал - это действия, которые совершаются во внутреннем пространстве общего поля сознания мира и имеют выражение во внешней структуре поведения. Сакральность подразумевает особое состояние сознания. Сакральность - имеется в виду достижение особой ясности сознания.

в профанной сфере этим занимается философия и наука

Более высокие уровни осмысления, требующие более высоких скоростей и более высоких уровней чувствительности, базируются на слуховых и дыхательных аспектах восприятия, поэтому во всех ритуальных действиях более важную роль, не всегда явно выраженную, играют именно эти аспекты восприятия.

что сакральным и ритуальным действие является, если оно направлено на создание непротиворечивой целостности ощущений всей конструкции сознания.

правильное совершение ритуального действия является единственной возможностью участия индивида в космическом акте сотворения мира.

Основой энергетизации сакрального действа является искренняя почтительность к целостности происходящего процесса, когда ты не допускаешь ни малейшей небрежности ни к одному ощутимому явлению внутренней и внешней реальности. ритуал направлен на то, чтобы создать, поддержать и сохранить контакт с божественной частью этого мира в сосуде собственного общего тела, которое не принадлежит тебе, ибо только эго придает всему происходящему качество личной принадлежности, тем самым ограничивая мир до границ личного восприятия. Это качество является основной характеристикой мирского типа сознания.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 938. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия