Студопедия — Миф и легенда
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Миф и легенда






Миф коренным образом отличается от легенды. Создать легенду относительно легко. Можно даже создать тип - и вот существуют на равных д'Артаньян и Дон Кихот, Тиль Уленшпигель, Наташа Ростова и Гамлет. Типы невозможно толковать - д'Артаньян не станет бросаться с копьем на ветряные мельницы, Дон Кихот не будет торговать сукном, Наташа Ростова не станет феминисткой, а Тиль не сделается доносчиком.

· Образ же мифологический - это только имя и хроника поступков. И всякий может наполнить это имя другим содержанием.

Сотворение мифа чревато толкованиями. Пока сознание синкретично, миф целостен. Когда же логика отделена от интуиции, миф не воспринимается без толкования. Толкование применяет его к реальности, расчленяя логикой, как патологоанатом скальпелем вскрывает труп. Миф не может быть непротиворечив, и поэтому не поддается целостному логическому анализу. Логика разрезает миф на части и складывает, подобно мозаике. Полученная картина нежива и зачастую так же непредсказуема, как сшитый из трупов искусственный человек доктора Франкенштейна.

Даже пережив свое время, миф не умирает, он растворяется в общечеловеческой культуре, он порождает легенды и типажи. И даже самый строгий логик не свободен от мифа, ибо, отрицая все и всяческие мифы, он следует своему собственному мифу об отсутствии мифа. Научная парадигма есть не что иное, как миф для логика.

Но в этих романах авторы и не пытаются совладать с задачей почти непосильной. И "Тезей", и "Полые холмы" проникнуты гуманистическим духом современности, и не составляет большого труда увидеть в них отзвуки христианства. Чего стоит только рассуждение Тезея о жертвенной гибели богов - ради того, чтобы отдать свою силу и свое бессмертие некоему высшему богу!

Нельзя не заметить также, что нравственные акценты в этих книгах расставлены, в общем, в соответствии с мифом. Тезей, победитель Минотавра, давший законы Афинам, - герой, царь в полном мифологическом смысле этого слова. Мерлин - мудрец и чародей, советник и помощник легендарного короля Артура.

Но мы - люди советской эпохи, знающие толк в лакировке действительности и сотворении мифов. "А были ли враги так ужасны? - спрашиваем мы себя. - И был ли Минотавр чудовищем?" Ведь написал же Гарднер "Гренделя", а Байрон - "Каина"?

Мы жаждем чудес, чтобы получить доказательства правильности нашей веры. Без чудес мы верить не готовы. Нам нужно немедленное вознаграждение за добрые дела и немедленное наказание злодеев. Мы не согласны томиться в Чистилище и ждать Страшного Суда, когда всем воздастся по заслугам. И при всем при том мы не имеем веры - ибо если вера требует доказательств, это не вера. Отсутствие же веры и постоянная жажда чудес - следствие страха, а боимся мы более всего неверно выбрать сторону. И потому нам проще следовать системе Станиславского, отыскивая в отрицательных героях крупицы положительных качеств и червоточины в героях положительных. Но такое всепрощение мешает нам прощать по-настоящему, оно застит нам взор, скрывая истинный героизм и путая ориентиры. Нас уже не устраивает идея Всеобщего Врага, потому что мы отвергли Абсолют во всех проявлениях, считая зло необходимым условием существования добра.

О нет, я вовсе не ищу Врага! С тех пор, как в Средиземье окончилась Третья Эпоха, зло уже не будет сосредоточено в одной какой-то личности. Оно рассеялось, разлетелось по всему свету, как ледяные осколки зеркала троллей из "Снежной королевы", оно теперь не завоевывает извне, а нашептывает изнутри. Зато теперь любой может сам сделать себя подобием Врага - и тому мы видели немало примеров.

И вот мы переносим это все на миф. Да полно, так ли уж страшны эти порождения Тьмы, бездны, Хаоса? И потом - был ли вообще Минотавр?

Но свято место пусто не бывает, и на место ниспровергнутых героев встают новые. Как правило, не из упомянутых в мифе. Если Мерлин - шарлатан и обманщик, то бравый Янки из Коннектикута радостно займет место королевского советника и наставника. Если Господь - обманщик и тиран, то Люцифер становится носителем истины.

Есть ли в современной мифологической парадигме некий абсолют, точка отсчета, грань между добром и злом?







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 218. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия