Миф как форма и результат мышления первобытного общества. Особенности этого мышления.
Мышление - вторая, наряду со способностью к труду, коренная способность человека. Мысль претерпевает сложнейший процесс развития. Мысль - результат и средство материального труда. Ее история - последовательность исторических определенных способов мышления. История человеческого мышления - главная, стержневая линия развития духовной культуры. История Основа жизни первобытного общества - беспрекословное подчинение коллективу. Главной задачей всех живущих было сохранение рода, этому подчинялась мораль. Существовало множество форм брака: кросс-кузенные браки; общие жены для нескольких мужчин. Овладевание навыками земледелия и скотоводства почти десять тысяч лет. Люди добывали себе пропитание: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Успех обеспечивала сложная тактика загонщиков. К началу мезолита появились лук и стрелы - определяющими стали ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите были изобретены сети и крючки. Но человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы. Особенности первобытного мышления · Одни из важнейших показателей - ископаемые орудия труда первобытного человека. Мышление обладало простейшей логикой, воспроизводившей “логику вещей». В логике мышления 4 осн формально-логических закона: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Труд, есть причинная деятельность, порождающая причинный интеллект, т.е. объясняющее мышление. Леви-Брюль (1857-1939) различал индивидуальное и коллективное мышление. индивидуальное мышление было основано на общих законах формальной логики. Коллективное - пралогический характер, закон партиципации (сопричастия), первобытный человек полагал, что воспринимаемый объект может находиться одновременно в различных местах, изображение объекта тождественно самому объекту и т.д. Дологическое мышление воплощалось в коллективных обрядах и мифах. К. Леви-Стросс. Своеобразие первобытного мышления. Высокая оценка нравственных устоев первобытного общества. Он создал концепцию «сверхрационализма», направленную к восстановлению единства чувственного и рационального начал, утраченного современной европейской цивилизацией. Такая гармония, по его мнению, присутствовала в первобытном мифологическом мышлении. Мыслительные процессы у народов, живущих в условиях примитивных культур, протекают так же, как и у цивилизованных, отличны лишь способы обобщения и представления об общем, отличен набор самых общих понятий или категорий. · мышление, связанное с совокупностью наблюдаемых повторяющихся явлений природы. · объяснительное мышление, в пределах которого складывание формальной логики происходило особенно сложным образом. два типа мышления: реалистическое и иллюзорное Первый тип имел мощное биологическое основание, т.к. приспособительный образ жизни предполагает адекватное отражение внешней среды. Реалистический тип проходит через всю историю человечества и определяет все достижения человеческого интеллекта. Второй тип человеческого интеллекта связан с бессознательным переносом на природные явления человеческих качеств, прежде всего способности мышления и сознательного действия. Поскольку для первобытного человека сознательное действие выступало как нечто естественное и обычное, природные явления легче было объяснить сознанием, волей, намерениями. В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Анимизм (от лат. anima - дух, душа) - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы, существование злых и добрых духов, в возможность странствия душ из одного тела в другое. Магия (от греч. megeia - волшебство) является наиболее древней формой религии. Представляет собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления природы путем обращения к потусторонним силам.
|