Студопедия — Невербальный аспект общения. Характеристики голоса учителя.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Невербальный аспект общения. Характеристики голоса учителя.






Педагогическая риторика и невербальная коммуникация. “Язык внешнего вида” (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения.

ЖЕ­С­ТЫ — это вос­п­ро­из­во­ди­мые зна­чи­мые те­ло­дви­же­ния и по­зы, рас­счи­тан­ные на вос­п­ри­я­тие ре­ци­пи­ен­тов, пред­наз­на­чен­ные для пе­ре­да­чи эмо­ци­о­наль­ной и ин­тел­лек­ту­аль­ной ин­фор­ма­ции, име­ю­щие со­ци­аль­но-фик­си­ро­ван­ную фор­му.

По­ня­тие Ж. вклю­ча­ет, та­ким об­ра­зом, как зна­чи­мые дви­же­ния рук и го­ло­вы, так и те­ло­дви­же­ния, вы­пол­ня­ю­щие ком­му­ни­ка­тив­ную фун­к­цию. Вы­де­ля­ют­ся сле­дующие груп­пы Ж.: 1) ком­му­ни­ка­тив­ные Ж., т. е. вы­ра­зи­тель­ные дви­же­ния, за­ме­ща­ю­щие в ре­чи эле­мен­ты язы­ка. Это при­вет­ст­вия и про­ща­ния, Ж. уг­ро­зы, при­вле­че­ния вни­ма­ния, под­зы­ва­ю­щие, при­гла­ша­ю­щие, за­пре­ща­ю­щие; ос­кор­би­тель­ные Ж. и те­ло­дви­же­ния драз­ня­щие, встре­ча­ю­щи­е­ся в об­ще­нии де­тей; ут­вер­ди­тель­ные, от­ри­ца­тель­ные, воп­ро­си­тель­ные, вы­ра­жа­ю­щие бла­го­дар­ность, при­ми­ре­ние, а так­же Ж., встре­ча­ю­щи­е­ся в раз­лич­ных дру­гих си­ту­а­ци­ях меж­лич­но­ст­но­го об­ще­ния. Все пе­ре­чис­лен­ные Ж. по­нят­ны без ре­че­во­го кон­так­та и име­ют соб­ст­вен­ное зна­че­ние в об­ще­нии; 2) опи­са­тель­но-изо­бра­зи­тель­ные, под­чер­ки­ва­ю­щие. Они, как пра­ви­ло, со­про­вож­да­ют речь и вне ре­че­во­го кон­тек­ста те­ря­ют смысл; 3) мо­даль­ные Ж.: Ж. одоб­ре­ния, не­у­до­воль­ст­вия, иро­нии, не­до­ве­рия; Ж., пе­ре­да­ю­щие не­уве­рен­ность, не­зна­ние, стра­да­ние, раз­думье, со­сре­до­то­чен­ность, рас­те­рян­ность, смя­те­ние, по­дав­лен­ность, ра­зо­ча­ро­ва­ние, от­вра­ще­ние, ра­дость, во­с­торг, удив­ле­ние.

Ж. по сво­им ха­рак­те­ри­сти­кам яв­ля­ют­ся са­мо­сто­я­тель­ной зна­ко­вой си­с­те­мой, так же не­об­хо­ди­мой для нор­маль­ной ком­му­ни­ка­ции, как и язык. Ре­гу­ляр­но со­су­ще­ст­вуя со зву­ко­вым язы­ком, Ж. со­про­вож­да­ют, до­пол­ня­ют, под­креп­ля­ют его, в ря­де слу­ча­ев за­ме­ня­ют, ав­то­ном­но вы­ра­жая смысл со­об­ще­ний. Ж. мо­гут за­ме­нять лю­бой член пред­ло­же­ния, це­лые вы­ска­зы­ва­ния, а так­же не­сти сквозь текст са­мо­сто­я­тель­ную те­му, и в этом смыс­ле следует ду­мать о тек­сто­вой де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти по­яв­ле­ния Ж.

ПЕ­ДА­ГО­ГИ­ЧЕ­СКИЕ ЖЕ­С­ТЫ — это пре­иму­ще­ст­вен­но пред­на­ме­рен­но вос­п­ро­из­во­ди­мые зна­чи­мые те­ло­дви­же­ния и по­зы, рас­счи­тан­ные на вос­п­ри­я­тие уча­ст­ни­ками пе­да­го­ги­че­ско­го про­цес­са, пред­наз­на­чен­ные для пе­ре­да­чи эмо­ци­о­наль­ной и ин­тел­лек­ту­аль­ной ин­фор­ма­ции, а так­же ре­гу­ли­ру­ю­щие пе­да­го­ги­че­ское об­щение.

Все П. ж. раз­де­ле­ны на три ос­нов­ные груп­пы в со­от­вет­ст­вии с пре­иму­ще­ст­вен­но ре­а­ли­зу­е­мой целью: жесты са­мо­вы­ра­же­ния, жесты-ре­гу­ля­то­ры и жесты-ин­фор­ма­то­ры. Жесты са­мо­вы­ра­же­ния яв­ля­ют­ся внеш­ни­ми при­зна­ка­ми про­яв­ле­ния эмо­ций, внут­рен­них мыс­ли­тель­ных про­цес­сов, мо­даль­ных (оце­ноч­ных) со­сто­я­ний пе­да­го­га. Пред­став­ляя уча­ст­ни­кам об­ще­ния свое со­сто­я­ние, учи­тель воз­дей­ст­ву­ет на их чув­ст­ва, эмо­ции, на их учеб­ную де­я­тель­ность опос­ре­до­ван­но. Воз­дей­ст­вие са­мо­вы­ра­же­ни­ем на­прав­ле­но на уме­ние ре­ци­пи­ен­та адек­ват­но де­ко­ди­ро­вать не­вер­баль­ную ин­фор­ма­цию пе­да­го­га и ори­ен­ти­ро­вать свое вер­баль­ное-не­вер­баль­ное по­ве­де­ние в учеб­ном про­цес­се. Ре­гу­ля­то­ры — об­шир­ная груп­па жестов, ко­то­рые не­об­хо­ди­мы учи­те­лю для ра­ци­о­наль­но­го об­ще­ния с клас­сом; жесты этой груп­пы осу­ще­ст­в­ля­ют фун­к­ции ус­та­нов­ле­ния и пре­ры­ва­ния кон­так­та, его под­дер­жа­ния и уси­ле­ния, по­буж­де­ния уча­щих­ся к ак­тив­ной де­я­тель­но­сти в про­цес­се обу­че­ния, дру­ги­ми сло­ва­ми, они ор­га­ни­зу­ют учеб­ное об­ще­ние “учи­тель — уче­ни­ки”. Жесты-ин­фор­ма­то­ры по­мо­га­ют в ор­га­ни­за­ции со­дер­жа­ния и струк­ту­ры вы­ска­зы­ва­ния учи­те­ля и под­дер­жи­ва­ют вы­ска­зы­ва­ния уча­щих­ся че­рез изо­бра­зи­тель­но-ас­со­ци­а­тив­ные и ло­ги­ко-струк­тур­ные жесты. Груп­па жестов-ин­фор­ма­то­ров яв­ля­ет­ся наи­бо­лее от­кры­той, так как да­ет воз­мож­ность ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ро­вать воз­ни­ка­ю­щие мыс­ли­тель­ные об­ра­зы че­рез внеш­ние, же­с­то­вые ком­по­нен­ты, ко­то­рые мож­но ин­ди­ви­ду­аль­но со­зда­вать, варь­и­ро­вать и, на­блю­дая у пе­да­го­гов, об­ла­да­ю­щих яр­кой пла­сти­кой, пан­то­ми­ми­кой, твор­че­ски пре­об­ра­жать это на­блю­де­ние, вклю­чая ори­ги­наль­ные жесты в соб­ст­вен­ный не­вер­баль­ный пе­да­го­ги­че­ский ре­пер­ту­ар.

Профессионально значимые качества голоса учителя:благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносливость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата). Гигиена голоса учителя. Постановка голоса, техника речи. Учет индивидуальных особенностей при постановке голоса. ТИП ГО­ЛО­СА — раз­но­вид­ность че­ло­ве­че­ско­го го­ло­са (пев­че­ско­го и ре­че­во­го), вы­де­ля­е­мая на ос­но­ве вы­сот­но-тем­б­раль­ных при­зна­ков. С точ­ки зре­ния от­но­си­тель­ной вы­со­ты зву­ча­ния ти­по­ло­ги­че­ская клас­си­фи­ка­ция го­ло­сов име­ет сле­ду­ю­щий вид:

Голос Мужской Женский Детский

Вы­со­кий тенор сопрано сопрано или дискант

Сред­ний баритон меццо-сопрано

Низ­кий бас контральто альт

АДАП­ТИВ­НОСТЬ ГО­ЛО­СА (от лат. при­спо­соб­лять) — ка­че­ст­во про­фес­си­о­наль­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го го­ло­са, его спо­соб­ность под­стра­и­вать­ся к кон­к­рет­ным аку­сти­че­ским ус­ло­ви­ям: ве­ли­чи­не и фор­ме по­ме­ще­ния, в ко­то­ром при­хо­дит­ся го­во­рить, его гул­ко­сти или за­глу­шен­но­сти (боль­шой или ма­лой ре­вер­бе­ра­ции), ко­ли­че­ст­ву и про­стран­ст­вен­но­му рас­по­ло­же­нию слу­ша­те­лей — с по­мощью со­от­вет­ст­ву­ю­щих ва­ри­а­ций тем­б­ра го­ло­са и дру­гих его па­ра­мет­ров, что обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шую слы­ши­мость, фо­не­ти­че­скую раз­бор­чи­вость и ком­фор­т­ное вос­п­ри­я­тие ре­чи. А. г. пред­по­ла­га­ет сфор­ми­ро­ван­ность на­вы­ков в гра­да­ции гром­ко­сти го­ло­са, его тем­б­ров, вы­сот­но­го (ме­ло­ди­че­ско­го) ди­а­па­зо­на, а так­же уме­ния це­ле­нап­рав­лен­но кон­т­ро­ли­ро­вать про­из­но­си­мое, ког­да вос­п­ри­я­тие соб­ст­вен­но­го го­ло­са в кон­к­рет­ных аку­сти­че­ских ус­ло­ви­ях ана­ли­зи­ру­ет­ся и оце­ни­ва­ет­ся с по­зи­ций ком­му­ни­ка­тив­ной це­ле­со­об­раз­но­сти. ВЫ­СО­ТА ГО­ЛО­СА — слу­хо­вое ощу­ще­ние ча­с­то­ты зву­ка, об­ра­зу­ю­ще­го­ся в ре­зуль­та­те про­хож­де­ния воз­ду­ха меж­ду пе­ри­о­ди­че­ски смы­ка­ю­щи­ми­ся и раз­мы­ка­ю­щи­ми­ся го­ло­со­вы­ми склад­ка­ми. Уме­ние точ­но вос­п­ри­нять ме­ло­ди­ку ре­чи, т. е. уло­вить на слух все вы­сот­ные из­ме­не­ния го­ло­са, — од­но из не­об­хо­ди­мых ус­ло­вий эф­фек­тив­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ния. Не ме­нее важ­но на­у­чить­ся уп­рав­лять сво­им го­ло­сом так, что­бы его вы­сот­ные па­ра­мет­ры по­зво­ля­ли ре­а­ли­зо­вать лю­бой ме­ло­ди­че­ский ри­су­нок, что­бы вы­сот­ный ди­а­па­зон го­ло­са был до­ста­то­чен для вы­ра­же­ния ши­ро­кой гам­мы чувств и эмо­ций. ГИБ­КОСТЬ (ПО­ДВИЖ­НОСТЬ) ГО­ЛО­СА — ка­че­ст­во про­фес­си­о­наль­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го го­ло­са,его спо­соб­ность по во­ле го­во­ря­ще­го бы­с­т­ро и не­при­нуж­ден­но пе­ре­хо­дить с од­ной вы­со­ты на дру­гую, с гром­ко­го зву­ча­ния на ти­хое, с од­но­го тем­б­ра на дру­гой, от мяг­кой ата­ки к твер­дой или при­ды­ха­тель­ной, а так­же пе­ре­клю­чать и сме­ши­вать ре­ги­ст­ры. ГРОМ­КОСТЬ ГО­ЛО­СА — субъ­ек­тив­ное слу­хо­вое ощу­ще­ние ин­тен­сив­но­сти (си­лы) зву­ка, об­ра­зу­ю­ще­го­ся в ре­зуль­та­те ра­бо­ты го­ло­со­во­го ап­па­ра­та. Про­фес­си­о­наль­ное вла­де­ние го­ло­сом пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние в пе­да­го­ги­че­ском об­ще­нии мно­же­ст­ва гра­да­ций Г., боль­шо­го ди­на­ми­че­ско­го (гром­ко­ст­но­го) ди­а­па­зо­на. ДИК­ЦИЯ (лат. про­из­не­се­ние ре­чи) — 1) про­из­но­ше­ние, ма­не­ра вы­го­ва­ри­вать сло­ва; 2) раз­бор­чи­вость ре­чи, от­чет­ли­вость про­из­не­се­ния зву­ков, сло­гов и слов. СУГ­ГЕ­СТИВ­НОСТЬ голоса (от лат. вну­ше­ние) — спо­соб­ность го­ло­са воз­дей­ст­во­вать на эмо­ции и по­ве­де­ние слу­ша­те­лей не­за­ви­си­мо от смыс­ла про­из­но­си­мых слов. При­ме­ни­тель­но к пе­да­го­ги­че­ской де­я­тель­но­сти С. г. за­клю­ча­ет­ся в том, что учи­тель с по­мощью не­ко­то­рых ню­ан­сов тем­б­ра ап­ел­ли­ру­ет к уче­ни­кам, ов­ла­де­ва­ет их вни­ма­ни­ем, вы­зы­ва­ет в них со­пе­ре­жи­ва­ние и сти­му­ли­ру­ет нуж­ные по­ве­ден­че­ские ре­ак­ции. ПЕ­ДА­ГО­ГИ­ЧЕ­СКИЙ ГО­ЛОС — про­фес­си­о­наль­но сфор­ми­ро­ван­ный го­лос, в пол­ной ме­ре обес­пе­чи­ва­ю­щий зву­ко­вую сто­ро­ну пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ния. Ком­п­лек­с­ная ха­рак­те­ри­сти­ка П. г., вклю­ча­ю­щая та­кие па­ра­мет­ры, как по­тен­ци­аль­но вы­со­кий уро­вень гром­ко­сти, ши­ро­кий ди­на­ми­че­ский и вы­сот­ный ди­а­па­зон, раз­но­об­ра­зие тем­б­ров, бла­го­звуч­ность, по­лет­ность, по­ме­хо­устой­чи­вость, суг­ге­стив­ность, адап­тив­ность, гиб­кость, ус­той­чи­вость, вы­нос­ли­вость, вы­яв­ля­ет его спе­ци­фи­ку по от­но­ше­нию к дру­гим про­фес­си­о­наль­ным го­ло­сам, та­ким, как пев­че­ский го­лос, ко­ман­д­ный го­лос, сце­ни­че­ский (ак­тер­ский) го­лос, дик­тор­ский голос.

В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния П. г. мож­но вы­де­лить не­сколь­ко эта­пов. На пер­вом эта­пе в со­зна­нии обу­ча­е­мо­го об­ра­зу­ет­ся слу­хо­вая мо­дель — пред­став­ле­ние о том, как дол­жен зву­чать го­лос пе­да­го­га в той или иной си­ту­а­ции, что­бы оп­ти­ми­зи­ро­вать пе­да­го­ги­че­скую ком­му­ни­ка­цию. За­тем вы­яс­ня­ет­ся, с по­мощью ка­ких пси­хо-фи­зи­о­ло­ги­че­ских ме­ха­низ­мов до­сти­га­ет­ся нуж­ное зву­ча­ние. На сле­ду­ю­щем эта­пе, про­во­дя ак­тив­ный тре­нинг, вы­ра­ба­ты­ва­ют­ нуж­ные уме­ния и на­вы­ки. За­тем про­во­дит­ся слу­хо­вой ана­лиз по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов. За­клю­чи­тель­ный этап — до­вод­ка и “шли­фов­ка” го­ло­са в ре­аль­ных пе­да­го­ги­че­ских си­ту­а­ци­ях, в пря­мом кон­так­те с уче­ни­ка­ми, их ро­ди­те­ля­ми и кол­ле­га­ми.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 386. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия