Студопедия — Стабильность социальной системы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стабильность социальной системы






Стабильное общество -- это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен процесс и механизм социальных изменений. Стабильное общество -- это демократическое общество.

 

Усилиями ученых многих поколений к концу XX века была подготовлена и создана концепция устойчивого развития (sustainabledevelopment), которая получила международное признание. Так, в преамбуле итогового документа конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств (1992 год), была зафиксирована ключевая оценка сложившейся к концу XX века глобальной ситуации, которая вызвала к жизни рассматриваемую концепцию: "Человечество переживает решающий момент своей истории. Мир столкнулся с проблемами усугубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся деградации экологических систем, от которых зависит наше благосостояние".

 

Проблема стабильности для нас имеет не только научное, академическое значение. Стабилизация экономической, политической, социальной жизни современного российского общества -- это то, чего ждут и на что надеются россияне уже несколько лет. В такой ситуации возникают даже представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению материального положения людей, их благосостояния и тем самым подрывают основу стабильности всего общества.

 

В каком же соотношении находятся социальная стабильность и социальные изменения с научной социологической точки зрения? Можно ли считать, что они исключают друг друга, как это кажется на первый взгляд? В действительности же социальная стабильность не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность является, как правило, признаком не стабильности, а застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности. В бывшем СССР, например, в течение длительного периода особенно в 60-70-е годы правительство старалось держать стабильными, неподвижными розничные цены на многие товары и услуги. Однако в итоге это привело к тому, что цены стали абсолютно не соответствовать затратам труда и сырых материалов на производство этих товаров и затратам труда на оказание услуг. В свою очередь такая ситуация привела к тому, что производить товары и оказывать услуги стало невыгодно. В результате начало падать производство, затормозился научно-технический прогресс, стали расширяться области застоя, росла социальная напряженность. Можно привести и другие примеры того, как неизменяемость каких-либо структур, институтов, процессов вовсе не означает их стабильности, а содержит в себе элемент напряженности, конфликта, в конечном итоге -- элемент нестабильности.

 

В научном социологическом смысле социальная стабильность -- это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.

 

Стабильное общество -- это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен процесс и механизм социальных изменений, сохраняющий его стабильность, исключающий такую политическую борьбу, которая ведет расшатыванию самих устоев общества. Важно учитывать еще одно обстоятельство. Стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Однако исторический опыт многих стран показывает, что в конце концов такие системы "взрываются", становятся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей нестабильности. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова -- это демократическое общество.

 

Таким образом, в обществе стабильность достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Можно сказать, что социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности, более того, известная неустойчивость, подвижность (как отсутствие закостенелости) просто обеспечивают стабильность. Согласно некоторым современным представлениям, получающим все большее распространение среди ученых разных научных профилей, неустойчивость является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Такие представления, вероятно, можно отнести и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершённость в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в любой точке социального бытия и непредсказуемость этих изменений, непредсказуемость их конкретной направленности, времени и места возникновения.

 

1.2 Факторы социальной стабильности

 

Стабильность общества обеспечивается целой совокупностью факторов и механизмов, относящихся к различным сферам его жизнедеятельности -- экономической, социальной, политической, правовой, нравственной, духовной. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля. Сам социальный контроль -- это совокупность методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей, чтобы поддерживать необходимый порядок. Существует множество форм контроля, большинство которых мы даже не замечаем. Каждое общество имеет отличающуюся систему контроля, по крайней мере делает акцент на различных видах контроля. Простейший вид -- взаимный контроль, когда один член группы дает отпор другому за его плохое поведение. Такой контроль -- непосредственный и взаимный -- осуществляется при отсутствии посредников (милиции, полиции, суда и т.д.). Специфической формой социального контроля выступают и традиции и обычаи. Например, обычаи -- это определенные, обязательные групповые процедуры, которые складываются постепенно без участия какой-либо конституированной власти. Однако нередко обычаи обладают такой силой воздействия на людей, какой не обладает и конституированная власть.

 

Некоторые другие виды контроля связаны с системой санкций, которые варьируются от индивидуального неодобрения и осуждения до официального наказания в форме штрафов, заключения под стражу. Большинство обществ основывается на разветвленной системе контроля, в которой физическая сила является лишь последним средством. Существующие виды контроля тесно между собой взаимосвязаны, и если один ослабляется, другой сразу же заменит его.

 

Среди факторов социальной стабильности многие исследователи и политические деятели называют факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них -- наличие в обществе достаточно обширного так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, средних размеров частной собственностью. Наличие такого класса обусловливает наличие и укрепление центристских политических сил, которые способны привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения. И на оборот, недостаточное влияние, аморфность центристских группировок может служить общим фоном, на котором инициативу захватывают экстремистские круги, что в свою очередь ведет к политической и социальной напряженности, обостряет борьбу политических сил и тем самым усиливает риск нестабильности.

 

Тревожным фактором потенциальной нестабильности общества исследователи считают наличие значительной прослойки люмпенов.

 

Это прослойка, особенно в условиях ее количественного роста, слияния с криминальными элементами, может выполнить самую дестабилизирующую, разрушительную роль. При этом направление ее разрушительных действий практически невозможно предвидеть. Поэтому уберечь общество от люмпенизации, от активных действий экстремистских политических сил -- одно из важнейших направлений сохранения его спокойствия и стабильности.

 

Социальная стабильность в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти.

 

Одним из защитных механизмов стабильности может явиться развитие многопартийности. Конечно, при отсутствии необходимого законодательства, регулирующего взаимоотношения между партиями и властными структурами (парламент, исполнительная власть), при отсутствии или недостатке общей культуры, а особенно культуры межпартийной политической борьбы, многопартийность может служить и фактором дестабилизации общественной жизни. Но в принципе многопартийность -- это один из защитных механизмов стабильности общества. Она защищает общество прежде всего от наступления авторитаризма и диктатуры. При этом ареной и средоточием борьбы различных политических партий, организованных политических групп служит парламент.

 

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни как консенсус в отношении основополагающих ценностей со стороны основных политических партий, общественных движений, представителей всех ветвей власти. Такой консенсус, с одной стороны, выступает как отражение более широких и масштабных ориентаций социальных групп и слоев, а с другой стороны, в свою очередь благоприятствует, способствует укреплению этих ориентаций. Поэтому чем более в обществе доминируют такие ориентации, тем стабильнее, устойчивее само общество в целом, тем более прочны в нем демократические устои. Потребность в консенсусе определяется наиболее остро в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.

 

Однако ни в теории, ни на практике никоим образом нельзя отождествлять, смешивать демократический консенсус с тоталитарным единомыслием. Последнее не терпит инакомыслия, допускает "мыслие" лишь одного главного действующего лица, верховного правителя (император, диктатор, президент или генсек). Разнообразие и многообразие мнений здесь не допускается. Демократический же консенсус предполагает обязательное наличие плюрализма мнений и представлений у различных общественных движений, политических партий, ветвей власти, социальных групп и слоев. Здесь богатство мнений служит методом, способом отыскания наиболее правильных, эффективных, оптимальных решений, а не источником примитивных раздоров и пропагандистской полемики.

Вопрос

Социа́льная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом,

система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними.

В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

В социологии существует большое множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы.

Марксизм делит классы на основные и неосновные.

--- Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия.

--- Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основными и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки).

Социальные сло и – это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю,. Мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д.

В настоящее время в социальной структуре российского общества мы наблюдаем сосуществование старых, «регламентированных» классов и слоев и появление новых, тогда как современные западные общества базируют свой общественный порядок и парламентскую демократию на институте частной собственности и среднем классе, поддерживаемых системой стратификации, выполняющей роль инструмента собственного контроля. Следовательно, вопрос сегодня заключается и том, может ли в ближайшей перспективе в России сформироваться достаточно мощный средний класс, ориентированный на демократические ценности. Социально-психологические предпосылки формирования «среднего класса» можно оценить по ценностным ориентациям, установкам населения, престижу принадлежности к среднему слою. Сегодня важной характеристикой общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых.

В условиях бедности, включая состояние нищеты, сегодня в России живет почти каждый четвертый. При этом сопоставление российских и общеевропейскихданных показывает: при всех объективных различиях между численностью бедных в европейских странах и в России жесткое отрицание европейцами бедности в месте своего проживания и среди своих ближайших знакомых свидетельствует о принципиально разном восприятии бедности в России и западноевропейских странах. В Европе быть бедным или вращаться в среде бедных стыдно. В России же бедность, скорее, воспринимается как несчастье, которое должно вызывать у окружающих сочувствие и жалость. Поэтому для большинства россиян нет ничего зазорного в том, чтобы признать свое материальное положение плохим или иметь бедных среди своих знакомых.

Историческая структура общества основывается на этапах развития общества.

I. Дж. Веко считал, что общество развивается по спирали. Спираль эта насчитывает несколько циклов:

1. Цикл Богов (Боги живут среди людей)

2. Цикл Героев (дети Богов и Людей – герои. В этот период много открытий и завоеваний)

3. Век людей (сейчас)

4. Гибель человечества

II. Огюст Конт – родоначальник социологии

Разработал закон 3 стадий умственного развития общества:

1. Теологическая (божественная) стадия

2. Метафизическая (люди ищут сущность, которая абстрактна)

3. Позитивная (добывание полезного и позитивного знания. Здесь появляется социология)

III. Карл Маркс. Разработал учение общественно-экономических формаций. И выделил следующие ступени общества:


- первобытное

- рабовладельческое

- феодальное

- капиталистическое

- коммунистическое

 


IV. Данилевский. Выделил стадии развития общества:


1. рождение

2. процветание

3. дряхление

4. гибель

 


Он противник преклонения перед Западом. Он умирает, так как общество походит этапы развития, а Запад находится на стадии гибели.

VI. Ю.Хабермас Выделил этапы развития общества:

1. неолитический

2. развитие культуры

3. модерновый


Естественная структура общества (то, что дано от природы)

- пол – признак размножения. Существует: мужской, женский, гермафродит, транссексуал.

- возраст – количество лет от рождения (младенчество, детство, отрочество, подросток, зрелая личность, предпенсионный, пенсионный)

- раса (негроидная, европеоидная, монголоидная)

Эти виды выделяют по признакам: цвет волос, форма (разрез) глаз, форма черепа, цвет кожи, форма носа, структура волос, особенности человеческого лица, рост, форма носа.

Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных полей.

Современная социология в значительной степени опирается на классическое наследие Э. Дюркгейма, который значительное внимание уделял вопросам развития методологии социологического знания, полагая вслед за О. Контом, что она должна ориентироваться на методы познания естественных наук. Главная цель социологии - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. По мнению Э. Дюркгейма, предметом социологии должны выступать «социальные факты», которые следует «изучать как вещи».

К «социальным фактам» он относил, прежде всего, «коллективные представления», т.е. традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Указанные явления существуют объективно и независимо от индивида, они принудительно воздействуют на него, заставляя вести его определенным образом.

Философской основой методологии Э. Дюркгейма явился так называемый социологизм, представляющий из себя разновидность социального реализма, исходящего из признания объективного существования духовной жизни. Э. Дюркгейм полагал, что общество есть реальность особого рода, не сводимая ни к своим природным, биологическим основам, ни к психике индивида.

Признание общества в качестве субстанции особого рода он обосновал ссылкой на специфику группового сознания и группового поведения: «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем делали бы его члены, если бы они были разъединены» (Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. М., 1991).

Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Анализируя эволюцию общества, он выделял два основных типа социальных связей: 1. «механистическую солидарность» и 2. «органическую солидарность». Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекул в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминировать его сознание и поведение.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 281. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия