Студопедия — Социальный механизм - взаимодействие социальных структур, норм, институтов, образцов поведения и т.д., посредством которого обеспечивается функционирование социальной системы.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальный механизм - взаимодействие социальных структур, норм, институтов, образцов поведения и т.д., посредством которого обеспечивается функционирование социальной системы.






Выделяют три механизма социализации:

а) имитация, смысл которого заключается в механическом повторении, воспроизведении наблюдаемых человеком социальных действий без понимания их подлинного смысла;

игра – социальная практика, в которой осуществляется «примерочный» переход из роли в роль, в ходе которого постепенно осваивается адекватный поведенческий рисунок роли;

групповое членство – освоение роли, но через восприятие референтной группы или личностей, так или иначе подтверждающих ролевое соответствие исполнителя роли принятому статусу.

 

 

Вопрос№19

 

Инстнктивизм

 

В связи с развитием психологического направления в СОЦИОЛОГИИ, активным влиянием психологии на осмысление социальных процессов в конце ХIХ В. Идут активные поиски таких внутриличностных факторов, которые могли бы объяснить одновременно поведение и человека, и социальной группы. Введенное психологами в научный оборот понятие ус­тановки преследовало цель объяснить внутренние, скрытые механизмы де­ятельности сознания. Наряду сними специалистов интересовали процес­сы, характеризовавшиеся как неосознанные и даже неосознаваемые. Появляется теория ин­стинктивизма, основателем которой был английский исследователь Уильям Мак-Дугалл. Его главная работа - «Введение в социальную психологию». Мак-Дугалл стремился создать такую психосоциальную систему общест­венных наук, в которой базисом была 6ы психология, а все остальные, включая социологию, историю, философию, экономику и другие, надстраивалисьнад ней. При этом главной «надстроечной» наукой он считал социологию.

«Смешивая» ее с психологией, он разрабатывал социально-психологическую теорию личности. В ней в качестве основной движущей силы поведения индивИДа он рассматривал неОСознаваемые инстинкты, стремления, ИМПУЛЬСЫ.

Наиважнейшее значение Мак-Дугалл придавал инстинкту стадности, поскольку именно он удержи­вает людей в совместной жизни и деятельности и является основой многих социальных.

ИНСТИНКТИВизМ пробу­дил интерес к изучению психики и стимулировал внимание к не поднятым до том времени проблемам сознания. В теориях инстинктивизма де­лался акцент на важных сторонах человеческой психики как основы пове­дения людей. Однако теоретическая основа этого направления оказалась довольно шаткой и уязвимой, поскольку социально-исторические тенденции и об­ щестВенные закономерности,;,на раскрытие которых претендовал инстинктивизм, подменялись индивидуально-психическими факторами функционирования человека и общества.

 

Психология народов

 

Важное место в научном творчестве Лебона занимали проблемы “толпы” и “расы”. В конце 19 – начале 20 века в жизни европейского общества наступил новый этап – “эра толпы”. Ее суть – замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы”.

Толпа – это группа людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами. ЕЕ характерные черты:

Зараженность общей идеей;

Сознание непреодолимости собственной силы;

Утрата чувства ответственности;

Нетерпимость;

Догматизм;

Внушаемость;

Бездумное следование за лидером.

 

Лебон считал что толпа обладает коллективной душой. Поэтому каждый индивид толпы мыслит. Действует и чувствует совершенно иначе, нежели сам по себе. Поведение людей в толпе бессознательно и сверх эмоционально, оно обусловлено законом “духовного единства толпы”. Индивид в толпе теряет свои индивидуальные качества, рациональное мышление, он становится неким безвольным автоматом. Это приводит к превращению человека в иррациональное существо, которое стремится к немедленным действиям, внушенным лидером.

Два типа толпы:

Разнородная толпа (уличные группы, парламентские собрания)

Однородная толпа (секта, каста, класс)

Среди трудов Лебона особый интерес представляет книга “Психология социализма” (1908), в которой автор пытается предостеречь человечество от 2-х "гибельных увлечений” социализмом. Он пишет: “…большая часть социалистических теорий находится в явном противоречии с законами, управляющими современным миром.” Социалистический строй, по мнению ученого, это “коллективная трагедия”. И не смотря на всю свою нелепость, он может быть установлен в одной из европейских стран. Захват власти социалистами, по Лебону, породит эпоху разрушений, анархии и террора. Произойдет уничтожение свободной конкуренции и уравнивание заработка, что повлечет за собой разорение того государства, где воцарится социализм. Социалистический путь ведет в пропасть рабства, нищеты и цезаризма. Лебон полагал, что социализм неизбежен в качестве эксперимента хотя бы для одной из стран, отмечая при этом, что такой эксперимент возможен при условии предварительного разрушения общества.

В целом, социологическая концепция Лебона отразила как достижения, так и просчеты консервативных версий западных социологических теорий.

Интеракционизм

Понятийный аппарат и проблематика интеракционизма взяты из концепций Мида. За основу в анализе берётся не отдельный индивид, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. Поведение группы рассматривается не с точки зрения составляющих её отдельных индивидов, а из их сложной групповой активности, в рамках которой анализируется поведение каждого отдельного индивида. «Поведение индивида определяется в основном тремя переменными: структурой личности, ролью и референтной группой».

Представителей интеракционистской ориентации интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим для понимания социального поведения отдельного человека, какими средствами осуществляется и регулируется процесс социальной интеракции. Интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику норм социального взаимодействия и социальных установок.

Основные направления интеракционизма:

Символический интеракционизм (Мид, Блумер, Кун);

Ролевые теории;

Теории референтной группы.

Интеракционисты игнорируют исторические условия и социально-экономические закономерности, причину изменений в обществе ищут в структуре личности. Наличие в ней импульсивного Я — предпосылка для появления вариаций и отклонений в шаблонах ролевого поведения. Эти случайные вариации и отклонения шаблонов ролей со временем становятся нормой новых шаблонов поведения и соответствующих изменений в обществе. Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а их причина заключается в личности.

Структура личности у интеракционистов схожа с фрейдовской:

Импульсивное Я = Оно у Фрейда;

Рефлексивное Я (те) = Сверх-Я у Фрейда,

Личностное Я (self) = Я у Фрейда.

Отличие от психоаналитического взгляда состоит в понимании функции компонента, осуществляющего внутренний социальный контроль: Супер-Эго Фрейда подавляет инстинктивное, подсознательное начало, а у интеракционистов рефлексивное Я (те) не подавляет, а направляет действия, необходимые для достижения успешной социальной интеракции. Личность (Эго) у Фрейда - поле вечного сражения между Оно и Сверх-Я, то у интеракционистов личность (self) — это поле их сотрудничества.

Интеракционисты занимаются прежде всего исследованием состояния и поведения личности, необходимого для успешного сотрудничества с другими людьми.

Групповая психология

Интерес социологов к психологии масс имел и свои идеологические истоки [1]. Это была тревога, связанная с революционными выступлениями 1789, 1830, 1848 и 1871 гг. Уже романтики-традиционалисты начала XIX в. писали, что «омассовление» общества влечет за собой гибель творческой индивидуальности и культуры. Во второй половине XIX в. идея об иррациональности масс получила самое широкое распространение как в позитивистской (Тэн, особенно его трактовка Французской революции), так и в антипозитивистской (Ницше) философии. Итальянский криминолог Л.Си-геле (1868—1913) в своих книгах «Преступная толпа» (1891; рус. пер. — 1894) и «Психология сект» (1895) дал этой идее психологическое обоснование. Человек, писал он, по своей природе жесток и преступен. Ослабление рационального самоконтроля, неизбежное в толпе, разнуздывает эти инстинкты, повышая внушаемость индивида и его восприимчивость ко всякому злу.

Большую популярность приобрели на рубеже XX в. книги французского публициста, врача по образованию, Гюстава Лебона (1841—1931) — «Психология толп» (1895; рус. пер.: «Психология народов и масс» — 1896). «Психологические законы эволюции народов» (1894; рус. пер. — 1906) и др. По мнению Лебона, европейское общество вступает в новый период своего развития — в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. «Толпа», или «масса», — это группа людей, собравшаяся в одном месте, воодушевленная общими чувствами и готовая куда угодно следовать за своим лидером. Совладать с разбушевавшейся стихией массового сознания не может никакая рациональная сила. Лебон подчеркивает, что ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее у него чувство реальности и тем больше он подвержен влиянию лидера. Среди лидеров часто встречаются люди с резко выраженными чертами психических отклонений. С этих позиций Лебон резко осуждал всякое революционное движение, и особенно социализм. «Знание психологии толпы составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного человека, — не для того чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком много воли... над собою».

20. В XIX в. сформировалась и завоевала широкое признание социологическая концепция марксизма. Крайне негативно относясь к Конту, Карл Маркс (1818 1883) - социальный мыслитель, философ, экономист - никогда не называл себя социологом. Марксизм всегда отличался своей подчеркнутой антибуржуазной направленностью. Вместе с тем, если усилия Конта, Спенсера и других социологов были направлены на совершенствование общества, то Маркс отвергал существующую систему общественных отношений в целом.

Главное в учении Маркса - это идея материалистического понимания истории. Эта концепция получила теоретическое и эмпирическое обоснование в знаменитом труде К.Маркса "Капитал". Материалистическое понимание истории исходит из того, что способ производства (производительные силы и производственные отношения), а вслед за ним и обмен продуктов, составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой находится в ней самой.

Теория общества, основанием которой является материалистическое понимание истории, признает действие многих факторов. Производственные отношения - это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй и т.п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал его основной принцип, а именно, что развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными силами Изменение производительных сил ведет к смене способа производства, а вместе со способом производства меняются все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества. Анализ производственных отношений дал возможность объяснить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественно-экономической формации

Вместе с Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) Маркс разработал концепцию общественно-экономической формации, под которой понималась сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма Функционирование и развитие этого организма характеризуется действием двух типов социальных законов. Это генетические законы и закономерности, связанные с его развитием, и структурные законы и закономерности, относящиеся к функционированию его различных структур.

К.Маркс и Ф.Энгельс исследовали историю становления и развития основных общественных формаций, первобытно-общинной, рабовладельческой и феодальной. Ими были также изучены классы и социальные группы современного им общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство. При этом буржуазия рассматривалась ими как паразитирующий класс, не способный к социальным действиям в интересах общества. Лишь пролетариат (класс неимущих), по мнению Маркса, является прогрессивным и передовым классом. Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований. Однако эта связь понималась упрощенно, так как интересы пролетариата были объявлены гарантом истинности социального знания. В науку вводится критерий "партийности", приведший в будущем к крайней нетерпимости к оппонентам, грубым вульгаризациям закономерностей развития не только гуманитарных, но и естественных наук (дискуссии о кибернетике, генетике и т.д.).

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 228. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия