Студопедия — Социологическая концепция Г. Зиммеля (1868-1918)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социологическая концепция Г. Зиммеля (1868-1918)






В истории социологии Г. Зиммель известен как один из видных представителей аналитической школы, предвосхитивший многие существенные положения современной теоретической социологии. Так, он изучал «чистые» формы социальности, т.е. относительно стабильные образования, структуры социального взаимодействия, придающие социальному процессу целостность и устойчивость.

В своих работах Г. Зиммель описал и проанализировал множество «чистых» форм социальности, касающихся различных сторон социальных процессов: господство, подчинение, соревнование, моду, конфликт и т.д., социальные типы личности: «циника», «аристократа», «бедняка», «кокотку» и т.д.

Г. Зиммель известен своими оригинальными исследованиями социального конфликта, феномена моды, городской жизни, культуры и др. В отличии от социал-дарвинистов и марксистов, рассматривающих конфликт как средство борьбы различных социальных групп, немецкий, социолог привлек внимание к позитивным функциям и интегративным аспектам.

Анализ феномена моды привел Г. Зиммеля к выводу, что ее огромная популярность в современном обществе обусловлена тем, что она дает возможность человеку самоутвердиться, быть не только похожим на других, но и проявлять свою индивидуальность.

Распространение моды в современном обществе есть результат более * широкого социального процесса освобождения человека от стериотипов и норм традиционного доиндустриального общества, ограничивающего возможности развития личности.

Г. Зиммель заложил основы изучения городского образа жизни. Позитивную роль крупных городов он видел в том, что они дают возможность расширить и углубить разделение общественного труда, повышают эффективность экономики, позволяя человеку удовлетворять разнообразные потребности, способствуя тем самым развитию личности.

Вместе с тем он отмечал и «повышенную нервозность жизни, происходящую от быстрой и непрерывной смены впечатлений».

ТАКИМ ОБРАЗОМ, КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИОЛОГИИ ИМЕТ СЛЕДУЮЩУЮ СТРУКТУРУ:

Позитивизм: О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Миллъ, Л. Ф.Уорд.

Теория конфликта: К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф.

Социальный бихевиоризм: Дж. Г. Мид, Ч. X. Кули, М. Вебер.

Формальная школа: М. Шелер, Р. Парк, Л. фон Визе.

Социологический функционализм: В. Парето, Р. К. Мертон, Т. Парсонс.

Энтони Гидденс (р. 1938) — британский социолог. Созданная им теория структурации позволяет проанализировать сущность взаимосвязей современного общества. Гидденс считает, что ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры и их воспроизводят. Для описания взаимодействия структур и социальных действий Гидденс использует термин «structuration» (структурация), подчеркивая «двойственность структуры»: структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие создает те же самые структуры. Это положение Гидденс иллюстрирует на примерах языка и речи. Язык — это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать в соответствии с существующими правилами. Язык изменяется: появляются новые слова, забываются старые. Это пример того, как люди своими действиями могут трансформировать и воспроизводить структуры.

Объясняя природу социальных систем, институтов, Гидденс представляет социальную систему как образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве. Системы и институты тесно связаны с деятельностью людей, которых Гидденс зачастую называет агентами, подразумевая при этом их изначально активную позицию в обществе. Структура влияет на поведение человека благодаря знанию об обществе, которым располагают агенты. В обществе есть большое количество «общего знания» о том, как вести себя и как поступать с вещами. Это позволяет агентам ориентироваться в повседневной жизни и оперировать окружающими предметами. В своем поведении агенты используют знание правил общества, зафиксированных в его структуре. Они также пользуются материальными и властными ресурсами, являющимися частями структуры общества.

Гидденс полагает, что люди наделены стремлением к стабильности в социальной жизни. У них есть потребность в «онтологической безопасности» или «уверенность в том, что природа и социальный мир останутся такими, какие они есть», что, может быть, связано с естественной заботой о физическом сохранении тела. Согласно Гидденсу, существование общего знания и потребность в онтологической безопасности способствуют воспроизводству предписанных образцов в социальной жизни. Образцы поведения повторяются, благодаря чему воспроизводятся структуры общества, социальная система и институты. Однако в этом процессе всегда заключена возможность изменения общества. Люди постоянно думают, что они делают, и оценивают, достигаются ли их цели. Если они не достигаются, агенты могут изменить свое поведение. При этом могут меняться образцы взаимодействия, ас ними и социальная структура. Для социолога само понятие «агент» предполагает людей, способных трансформировать окружающий их мир посредством своих действий, а также воспроизводить его. Именно таким образом социальные системы и существуют — через целостную непрерывность социальных практик, исчезающих во времени. Определенным социальным позициям в обществе соответствует «социальная идентичность, влекущая за собой определенный (однако расплывчато заданный) круг прав и обязанностей, которые актор, соответствующий этой идентичности (или «лицо», занимающее эту позицию), может активировать или выполнить: эти права и обязанности формируют ролевые предписания, связанные с той или иной позицией».

В обществе поведение людей, по Гидденсу, сдерживается наличием властных отношений, ибо все социальные действия так или иначе связаны с этими отношениями. При этом он рассматривает власть как инструмент, с помощью которого агенты-люди могут изменить положение вещей или действия других людей (сдерживать их или ограничить их свободу). В то же время власть увеличивает свободу действий тех агентов, которые ею обладают; следовательно, то, что ограничивает одного, позволяет другому действовать более разнообразно.

В марксизме под классами понимают большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепленному в праве собственности), их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, заработной платы или иных доходов).

Определение класса, которое в свое время дал В.И.Ленин, в основу принципов деления берет не только экономическое положение людей, но и такой признак, как присвоение результатов труда. Действительно ли это определение сейчас, в наше время? Можно ли пользоваться им для анализа современных процессов? Безусловного и однозначного ответа дать нельзя.

Ленин выдвигал несколько критериев деления общества на классы, где главными являются место группы людей в исторически определенной системе общественного производства и отношение к средствам производства. Интерпретация этих признаков приводит к выводу, что они довольно значимы, но действуют не всегда и не во всех обществах. По-видимому, можно согласиться л ишь с тем, что класс — большая социальная группа, находящаяся в неравных условиях по отношению к другим группам, отличаясь от них по критериям доступа к общественному богатству (распределение благ), власти, положению в обществе (престижа). Между классами могут существовать как эксплуататорские отношения, так и отношения сотрудничества, справедливого обмена результатами деятельности. Данная трактовка класса является общей, применимой к различным общественным системам. Конкретизируем ее в связи с теми или иными общественными отношениями, с тем или иным историческим этапом развития цивилизации.

Так, для России, переживающей длительный период трансформации, характерны изменения в правящем (высшем) классе. Буржуазия, связанная с западными монополиями (компрадоры), получила мощные ресурсы, которые затем стали перераспределяться в пользу новой бюрократии. Последняя отличается от советской бюрократии большими доходами и тесной сращенностью с бизнесом, что особенно характерно для хозяйственных руководителей.

В начале 1990-х гг. в центре многих социологических исследований находилась проблема формирования среднего класса. Предполагалось, что в России именно средний класс станет социальной базой для достижения общественной стабильности, поддержки и проведения рыночных реформ и аккумуляции социального капитала.

К середине 2000-х гг. средний класс насчитывал около четверти населения страны. В начале 2008 г. появились оптимистические прогнозы, согласно которым численность среднего класса за несколько лет удастся довести до 50-60 % населения России, что (предположительно) вывело бы развитие страны на качественно новый уровень.

Для того чтобы утверждать это, необходимо провести исследование, где сочетались бы теоретический и эмпирический уровни. Однако до сих пор представители социологической науки не пришли к единому мнению относительно определения понятия «средний класс».

В странах с развитой рыночной экономикой и демократическим политическим строем под средним классом обычно подразумевают ту часть общества, которая занимает «средние позиции» — между «верхами» и «низами». Как правило, эта часть общества составляет наибольшую по численности социальную группу и выполняет ряд функций, важнейшей из которых является «скрепление» общества.

Исследователи предложили два основных похода к определению класса — объективный и субъективный, основанный на самозачислении индивида в тот или иной класс (самоидентификация). В объективном подходе критерием выделения среднего класса является уровень дохода и наличие дорогостоящего имущества. Что касается характера деятельности, то но этому критерию в социологических исследованиях к представителям среднего класса предлагается относить предпринимателей малого бизнеса, менеджеров высшего и среднего звена, кадровых военных (старших офицеров), техническую и гуманитарную интеллигенцию, квалифицированных рабочих, работников сферы торговли, услуг и транспорта, служащих (госслужащих и служащих коммерческих структур). Предлагается также учитывать уровень образования.

Так, в исследовании «Российский средний класс», проведенном Левада-Центром в апреле-мае 2008 г., были применены следующие критерии отбора: средний доход на члена семьи в месяц — выше среднего по стране (Москва — 1500 евро, Санкт-Петербург — 1000 евро, другие города — 800 евро); образование не ниже незаконченного высшего.

Результаты исследований показали, что даже при неблагоприятных экономических условиях в России есть социальные слои, которые как по общепринятым критериям (душевой доход, социальный статус, стандарты потребления, образование и др.), так и по самоидентификации могут быть отнесены к среднему классу.

Конечно, в результате мирового экономического кризиса конца 2000-х гг. численность среднего класса сильно сократилась. Если в начале 2008 г. она составляла треть всего взрослого населения страны, то год спустя — уже около четверти. На фоне кризиса в структуре среднего класса произошли заметные изменения. В начале 2009 г. по сравнению с началом 2008 г. резко сократилась доля нижнего среднего класса (с 63 до 41 %), в то время как доля верхнего среднего класса даже выросла (с 12 до 20 %). Можно предположить, что кризис больше сказался на тех представителях среднего класса, чьих ресурсов оказалось недостаточно, чтобы справиться с трудностями (в ситуации кризиса «выжили сильнейшие»), в то время как крупный бизнес сумел выстоять (при существенной государственной поддержке). Согласно опросам, средний класс чувствует зыбкость своего положения и серьезно рассматривает возможности уехать на постоянное место жительства за рубеж или намеревается устроить своих детей за пределами России. Что касается «низшего» класса, то его численность за последние годы значительно выросла. Несмотря на всю глубину негативного воздействия кризиса на российское общество, средний класс выстоял и есть надежда, что он будет развиваться.

Таким образом, под социальными классами обычно понимают большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. В марксизме отмечается, что важным критерием выделения классов является угнетенное или господствующее положение их членов. В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле — как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью. В таком понимании между классами могут существовать не только эксплуататорские отношения, но и отношения сотрудничества. В современных исследованиях обычно выделяют высший, средний и низший классы. При этом социальной базой для достижения общественной стабильности считается средний класс. Чем выше доля среднего класса, тем более устойчивым является общество.

По определению немецкого ученого Л. Ергарда: средний класс – это та прослойка населения, которая объединяет или стремится объединить людей, что собственной трудовой деятельностью обеспечивают свое существование. Наивысшую ценность для среднего класса имеют чувство личной ответственности за свою судьбу, независимое существование, решительность и желание самоутверждения в свободном обществе, в свободном мире.

Средний класс в странах Запада состоит из руководителей низшего и среднего уровней, основной части интеллигенции, которая работает по найму, мелких и средних служащих. Английский социолог Е. Гидденс обращает внимание на неоднородность среднего класса, его три уровня:

  • высший - владельцы крупного бизнеса, частных магазинов, фермерских хозяйств;
  • средний - менеджеры и специалисты, имеющие высшее образование и престижную работу;
  • ниже - служащие, учителя и тому подобное.

Представители среднего уровня демонстрируют представителям низшего уровня модели, которые при определенных условиях могут быть вполне достижимы и для них, а это является определенным стимулом. Этим самым недовольство представителей низшего уровня нейтрализуется их надеждами на лучшее.

Рост количества представителей среднего класса обусловливается развитием НТР, осложнением организационной структуры управления на всех уровнях народного хозяйства, расширением сферы услуг.

Большинство ученых уверена, что именно средний класс, а не пролетариат и крестьянство является основой современного общества. В настоящее время особенно актуальной становится гипотеза, обоснована Г. Зіммелем, что стабильность общества зависит от удельного веса и роли среднего класса. Его существование и благополучие является залогом благосостояния всего общества. Находясь на промежуточном уровне между противоположными полюсами социальной иерархии, средний класс своей нейтральной позицией, уверенностью в своем положении, верой в будущее нейтрализует противостояние этих полюсов. Благодаря этому общество сохраняет равновесие и стабильность. Чем больше удельный вес среднего класса, тем сильнее влияние он способен производить на ситуацию в государстве, на политику, экономические изменения, сознание граждан, общественное мнение.

Ученые называют две модели социальной структуры, в основу которых положены принципы свободного хозяйствования:

1) развитого демократического рыночного общества, которое поддерживается мощным средним классом, что составляет до 80% граждан. В обществе такого типа общественное согласие обеспечивается исключительно демократическими институтами;

2) слаборозвинутого общества, в котором существует резкое разделение населения на бедных и богатых, а средний класс очень немногочисленный. В таком обществе слишком трудно создать стабильный механизм достижения общественного компромисса.

Если в первом случае право на власть, на высокие посты обеспечивается доверием общества на демократических выборах, то во втором - имущественным состоянием, возможностью использования частных финансовых средств для реализации политических целей.

Слабость среднего класса приводит к торможению демократизации общественных отношений. Достижение общественных компромиссов становится почти невозможным. При таких условиях может сформироваться тенденция к авторитарной диктатуры, направленной на защиту интересов высших слоев, или к революционной диктатуры, которая, опираясь на вооруженные массы, будет стремиться удовлетворения интересов исключительно беднейших слоев.

США называют обществом среднего класса. Средний класс находится на промежуточном уровне между основными классами в системе социальной стратификации; ему присущи неоднородность положения, противоречивость интересов, сознания и политического поведения. Выделяют старый средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс, в который входят управленцы, профессиональные работники умственного труда (белые воротнички и др.). Именно в США наиболее полно реализованы принципы классовой стратификации. Здесь ученые выделяют 4 основных класса: высший, средний, рабочий и ниже. Каждый из них, кроме рабочего, разбивают еще на 2-3 слоя. Средний класс количественно составляет около 60% населения. В его состав входят люди с экономической независимостью, ярко выраженной профессиональной ориентацией. Это владельцы предприятий, ученые, врачи, адвокаты, банкиры, предприниматели. Благодаря тому, что средний класс количественно является самым многочисленным, американское общество сохраняет стабильность.

Как показали социологические исследования Института социологии НАН Украины, количественное соотношение очень богатых и очень бедных, что есть сейчас в Украине, выходит далеко за пределы безопасной для общества социального неравенства, о которой уже шла речь. Поэтому социальная ситуация слишком напряженной и еще больше усугубляется тем, что правящая «элита» сегодня всячески ограничивает доступ населению не только к высшему классу, а даже и до среднего, принимая соответствующие законы, создавая частные привилегированные учебные заведения, недоступны для большинства, устанавливая оплату труда на уровне ниже прожиточного минимума, а не справедливой рыночной цены.

Относительно наличия или отсутствия среднего класса в советском обществе мнения социологов неоднозначные: от отрицание его существования вообще до полного отождествления его с зарубежной моделью. Ведущий российский социолог академик Т. Заславская отмечает, что в структуре советского общества был сравнительно небольшой средний класс, который состоял из директорского корпуса и приближенных к партийной номенклатуры интеллигентов. Он имел такие две важные признаки - высокий образовательно-духовный уровень и ориентацию на социальное продвижение.

Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение.

Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский философ и историк, предшественник современной социологии. В 1693 г. он написал несколько работ о гражданских институтах. В социологической литературе понятие «институт» стало использоваться со времени становления социологии как науки, а свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии — Огюста Конта и Герберта Спенсера. Представляя в социальной статике общество как социальный организм, О. Конт в качестве её важнейших органов называет такие, как семья, кооперация, церковь, право, государство. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. В своей работе «Основные начала» (1860—1863 гг.) он особо подчеркивает, что «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры.»[2] Хотя в их работах отсутствует определение социального института, они рассматривают жизнь общества сквозь призму особых форм социальной организации, которые в дальнейшем были названы социальными институтами. Все же введение термина «социальный институт» в научный оборот по праву принадлежит К. Марксу. В своем письме к русскому литератору Павлу Васильевичу Анненкову от 28 декабря 1846 года К. Маркс отмечал, что «общественные институты являются продуктами исторического развития.»[3] Но ещё раньше, в свей работе «К критике гегелевской философии права» (1844) он заявлял, что для него такие общественные институты, как семья, государство, гражданское общество не пустые абстракции, а «социальные формы существования человека.»[4] Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе также продолжил Э. Дюркгейм.[5] Одним из первых дал развернутое определение социального института американский социолог и экономист Т. Веблен.

Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:
Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.
Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.
Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.
Духовная — отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия, образование, наука, искусство и др.

Понятие социальный институт предполагает:

· наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;

· эти механизмы, являясь над индивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого;

В их структуре заключены:

· ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения);

· их обоснование (теоретическое, идеологическое, религиозное, мифологическое) в виде категориальной сетки, задающая «естественное» видение мира;

· средства трансляции социального опыта (материальные, идеальные и символические), а также меры, стимулирующие одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания институционального порядка;

· социальные позиции — сами институты представляют собой социальную позицию («пустых» социальных позиций не бывает, поэтому вопрос о субъектах социальных институтов отпадает).

Кроме того, предполагают наличие определенных социальных позиций «профессионалов», способных приводить этот механизм в действие, играя по его правилам, включая целую систему их подготовки, воспроизводства и поддержания.

Чтобы не обозначать разными терминами одни и те же понятия и избежать терминологической путаницы под социальными институтами следует понимать не коллективных субъектов, не социальные группы и не организации, а особые социальные механизмы, обеспечивающие воспроизводство определенных социальных практик и социальных отношений. А коллективных субъектов все же следует именовать «социальные общности», «социальные группы» и «социальные организации».

У каждого социального института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений. Если это армия, то её роль состоит в обеспечении военно-политической безопасности страны путем участия в боевых действиях и демонстрации своей военной мощи. Помимо неё есть и другие явные функции, в той или иной степени свойственные всем социальным институтам, обеспечивающие выполнение главной.

Наряду с явными, существуют ещё и неявные — латентные (скрытые) функции. Так, Советская Армия в свое время выполняла ряд скрытых несвойственных ей государственных задач — народно-хозяйственных, пенитенциарных, братской помощи «третьим странам», усмирения и подавления массовых беспорядков, народного недовольства и контрреволюционных путчей как внутри страны, так и в странах соцлагеря. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — о том, что из этого получилось.

Выявление латентных функций социальных институтов позволяет не только создать объективную картину социальной жизни, но и дает возможность минимизировать их негативное и усилить позитивное влияние с тем, чтобы осуществлять контроль и управлять протекающими в ней процессами.

Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:

· обеспечивают возможность удовлетворить индивидам, социальным общностям и группам различные свои потребности;

· регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, стимулируя желательное и репрессируя нежелательное поведение;

· определяют и поддерживают общий социальный порядок системой своих социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);

· производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности[18].

Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов[19]:

· Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

· Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

· Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.

· Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций.

Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные, свойственные всем им функции. К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести следующие.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.

2. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.

3. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

4. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

5. Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

· Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

· Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.

· Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

· Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

· Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.

Социальные институты так же, как и социальные отношения, которые они воспроизводят и регулируют, могут быть формальными и неформальными.

· Формальные институты — это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты — могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты — это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества»[21]

· Неформальные институты — это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти или официального руководства, чем негласное осуждение друзей, коллег по работе, родных и близких.

· Этнос - основополагающая категория этносоциологии, в буквальном переводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос можно определить как основную единицу классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназванием. В наиболее популярной научной трактовке этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

 

Существительное народ,







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 483. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия