Студопедия — Образ жизни
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образ жизни






Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.

Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Стандарты культуры …

Вопрос№39

 

Культурно речевая среда

 

Под культурно-речевой срвдой понимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность использу­емых этой общностью культурных элементов (обычаев, тради­ций, символов, ценностей, норм).

Семья, половозрастная группа, социальный слой или класс являют собой разновидности культурно-речевой среды.

Культурно-речевая среда выступает средой социализации и од­новременно — средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции.

В семье или на работе среда общения определяет тематику разговора, стиль и содержание речи, ее ритмику, частоту, пос­ледовательность. Несомненно, речевое общение регулируется нормами и правилами, принятыми в данной среде. Например, дети не должны вмешиваться в разговор старших членов семьи, начальник имеет право разговаривать с подчиненным в повели­тельном тоне.

Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс.

привычки — твердо усвоенные образцы поведения; возникаю­щие в результате долгого повторения и выполняющиеся автома­тически, бессознательно.

Привычка спать лежа, разговаривать преимущественно стоя, есть сидя, осторожно ставить бьющиеся предметы, закрывать за собой дверь суть коллективные, или групповые привычки, усво­енные нами через социализацию. Привычка — жесткая схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

манеры — стилизованные схемы (стереотипы) привычного по­ведения.

Закрывать за собой дверь — привычка. Но сделать это можно по-разному: придерживая рукой, хлопнув со всей силой. Окли­кать по имени — речевая привычка. Но то, как это делается (грубо или вежливо, по фамилии или имени-отчеству и т.д.), относится уже к манерам. Манеры могут быть грубыми и вос­питанными, светскими и повседневными. Они базируются на привычках, но выражают внешние формы поведения. Харак­терная деталь манеры — стилизация поведения, т.е. превраще­ние привычного действия в образную систему действий, под­черкивающих что-либо (намерение, цель). Манеры делают поведение выразительным или выражающим какой-либо смысл, символизирующим нечто.

Этикет — принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначе говоря, комп­лекс манер.

Особый этикет, в том числе речевой, существовал при королевских дворах, в дипломатических кругах, светских са­лонах. Этикет содержит особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В прошлом он характеризовал высшие слои обще­ства и относился к элитарной культуре. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные комплименты, здоро­ваться, приподнимая шляпу — обязательные манеры светс­кого этикета. Этикет предписывал правила должного поведе­ния для высших кругов общества. Сегодня он трактуется шире. Этикет перестал служить исключительной формой по­ведения, он характеризует поведение представителя любого слоя общества. Изменилась его функция: он отличает воспи­танного человека от невоспитанного. Но в любом случае эти­кет, как свод правил, касается внешнего проявления внут­реннего отношения к людям.

кодекс — свод законов, т.е. систематизированный единый за­конодательный акт, регулирующий однородную область обще­ственных отношений (гражданский и уголовный кодекс).

В Древнем Риме "кодекс" обозначал ствол дерева, а в пере­носном смысле — книгу (вначале только из дощечек, натертых воском). В переносном смысле кодекс означает совокупность правил, убеждений, регулирующих поведение и речевой словарь индивида.

Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, фор­мальные атрибуты власти — герб, титул, должность.

В европейской аристократической культуре понятие чести оказалось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. Высшей ценой — собственной жизнью — платили за честь. Про­стые люди тоже высоко ценили честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организа­ции". У некоторых современных народов, особенно в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родового общества — кровная месть, также связанная с защитой чести и имущества.

 

Культурно речевая стратификация

 

Речевая культура, стиль и богатства языка различны у разных социальных групп.

У дипломатов, сельских учителей, юристов, водителей или ак­теров различается культурно-речевая среда, ибо различаются их уровень образования, сфера общения, доступ к культурным цен­ностям (картинным галереям, музеям, театрам, музыке, книгам).

Язык не только дифференцирован (разнообразен у социальных групп), но и стратифицирован по уровням на высшие и низшие формы.

Выделяют следующие основные формы языка:

литературный язык

народно-разговорный язык

просторечие

территориальные диалекты

социальные диалекты [5, с.46].

 

Формы языка иерархически связаны между собой как более совершенные и менее совершенные.

Литературный язык — главная форма существования нацио­нального языка, воплотившая в себе все духовные достижения народа, превосходящая другие богатством, обработан ностью и строгостью. Им владеет высокообразованная часть общества.

Народно-разговорный язык — стилистически более снижен­ная, менее нормированная форма языка. У нее самый широкий языковой коллектив, она доступна индивидам с любым уровнем образования.

Просторечие — нелитературный стиль обиходно-разговорной речи. По составу носителей это язык не- или малообразованных слоев города, и в основном форма речи старшего поколения. Просторечие — совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературного языка [6, с.2].

В XIX веке русское просторечие было языком городских масс. В тот период ученые выделяли, в частности, городской мещанс­кий говор, говор низших слоев, говор необразованных классов. До возникновения капитализма не было просторечия. Оно — дитя урбанизации.

Территориальный диалект (ТД) — бесписьменная форма язы­ка, ограниченная бытовой сферой общения, одним географи­ческим районом и социальным классом, а именно крестьян­ством. Диалекты — исторически самая ранняя форма языка, сложившаяся еще при родо-племенном строе и сохранившаяся ныне в основном в сельской местности.

На Земле около 3000 языков, из них лишь 300 имеют письмен­ность, следовательно, 2700 языков существуют в виде диалектов.

Социальные диалекты (СД), или социолекты — условные язы­ки (арго) и жаргоны. Носители СД — городские социальные группы. Ученые различают сословные, профессиональные, половозрас­тные и другие социолекты.

Классификация социолектов включает:

1. Профессиональные "языки" — набор разрозненных слов и сочетаний, вклинивающихся в обиходный язык. Их называют лексическими системами, или профессионализмами. Практически у каждой профессии — рыболова, сапожника, охотника или гон­чара — свой "язык".

2. Корпоративные жаргоны — параллельный ряд слов и выра­жений, синонимичных основному языку. ^ Жаргон —лингвистичес­кое проявление субкультуры (подростковой, студенческой, армей­ской, спортивной). Он родился из стремления дать обычным словам необычные синонимы. Так, основное слово "голова" приобретает дубликаты: коте­лок, черепок, тыква, кочан и т.д. Жаргонизмы охватывают ши­рокий спектр явлений: одежду, поведение, учебу, быт, отдых, спорт, любовь. Сюда же относится молодежный сленг.

3. Условные языки (арго) — лексические системы, выполняю­щие конспиративные функции тайного языка, непонятного для посвященных. Его вырабатывают группы, сознательно стремя­щиеся изолироваться от окружающих.

Цели засекречивания — сохранения "тайн" ремесла, защита в условиях бродячей жизни, желание показать языковое превос­ходство. Арго распространен у ямщиков, каменщиков, бонда­рей, сезонных рабочих, представителей тайных сообществ, юношей, проходящих обряд инициации (Африка).

4. Жаргон деклассированных — экспрессивно-эмоциональная лексика, стилистически сниженная, грубая, вульгарная речь, изобилующая словами с резко отрицательным содержанием. Жаргон служит средством общения внутри группы деклассиро­ванных элементов, опознания "своих" в качестве своеобразного пароля, выражения негативного отношения к социально одоб­ренным ценностям, официальным институтам власти.

Воровской жаргон — яркий образец жаргона деклассирован­ных элементов общества. Он выражает специфическую мораль, противостоящую общечеловеческой морали. Слова-жаргонизмы:

хруст (рубль), башли (деньги), клифт (пиджак), кореш (друг), лабух (музыкант).

Такова в общих чертах социальная стратификация русского языка — разновидность социальной стратификации общества.

Она раскрывает иерархическую структуру общества и его культуры. В частности, очень многое сообщает социологу сослов­ная дифференциация русских имен.

 

 

Субкультура врачей

 

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Однако, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами.

Профессиональная субкультура - система общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Профессиональная субкультура тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в обществе играют ее представители.

Под "профессиональной субкультурой" понимается комплекс традиций: обычного права, стереотипов поведения, особенностей образа жизни, форм повседневного дискурса, символики и атрибутов, - сложившийся в данной профессиональной среде. Следует отметить, что само существование такого рода субкультур долгое время не представлялось очевидным, поскольку профессионалы воспринимались как носители доминирующей культурной модели, а то и ее персонифицированное воплощение. Исследование профессиональных традиций проводилось качественными методами (включенное наблюдение, глубинное интервью, анализ дискурса). Таким образом, мы рассматриваем элементы профессиональных традиций (их знаковых систем) как средства культурного конструирования социальной реальности. С этой точки зрения весь комплекс профессиональных традиций распадается на две группы: относящиеся к отношениям "профессионал - объект деятельности" и "профессионал - сообщество".

Врачи современной России ясно осознают себя в качестве отдельной профессиональной группы, которую они причисляют к интеллигенции. Консолидация со своей группой происходит на основании неких общих представлений о профессионале данной профессии, пользующемся признанием коллег и населения.

Репутация уважаемого врача складывается из профессионализма, отношения к больному, полной самоотдачи, компетентности, владения теоретическими знаниями и практическими навыками, повышения профессионального уровня и мастерства. Врачами она описывается как «знание своей профессии, специальности, своего дела», «профессиональная мудрость», «хорошая интуиция, чутье».

Профессия врача предполагает широкий кругозор, интеллектуальный потенциал, признание и поддержку коллег, постоянное повышение квалификации, внедрение передового опыта. Уважаемого врача характеризуют доверительное отношение с больным, владение психологическими навыками и приемами, наличие личностных качеств: доброта, гуманность, чуткость, сострадание, выдержка, терпение, эмоциональная адекватность. К смене профессии врача на любую другую, часть медиков относится с пониманием. Первопричину перехода на другую работу многие видят в невысокой заработной плате, другие причины связаны с личностными и профессиональными качествами самих специалистов: «Настоящие врачи свою профессию не меняют», «Значит, не имеет нужных качеств». В то же время, смену профессии осуждают в связи с тем, что государство тратит средства на обучение специалистов, которые не остаются работать в медицине.

Таким образом, медики воспринимают свою профессию как очень ответственную, они говорят о себе как о хорошо образованной профессиональной группе, к мнению которой может прислушиваться население. В то же время, врачи признают, что их доходы являются крайне низкими, материальное благополучие полностью зависит от государства.

 

Субдиалект врачей (не нашла)

 

Особенности молодёжной субкультуры

 

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роль формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.

 

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле - и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры;

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, "американского образа жизни" в его примитивном и облегчённом варианте. Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах ‑­

социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких "устаревших" ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама;

3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1997-2002 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах;

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами ("принцип селёдки в бочке") достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды "отверженных", "не интересных", "не престижных" людей с точки зрения "толпы", обычно равняющейся на некий идеал — "крутого(-ую)" (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и ‑­

стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые "команды" с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов;

5. Внеинституциональная культурная самореализация

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия;

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, а прежде всего в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству».

40. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Культура – надстройка над природой. Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.
Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.
Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей.
С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного средства общения людей. Наряду с естественным языком отдельные области культуры — наука, искусство, техника и др. — пользуются своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.
Существует еще одна важная функция культуры — ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и эстетические ценности.
Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.
Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. В наше время эта функция приобретает все большее значение, она нередко осуществляется в ущерб другим.
Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта — во-первых, критически-творческой деятельности — во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.
Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.
Сегодня основные характеристики культурного человека остаются теми же: знания, объем и глубина их должны быть значительными, а умения — отмеченны высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Не меньшее значение имеет также экологическое воспитание, знание иностранных языков.

41. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы

Типология:

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

 

Макросоциологический уровень анализа личности (типы личностей)

В социологии сформулировано ряд теорий личности. И характерно то, что все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в личности). В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека возможна лишь через государство. Естественно, сильное государство — благо для граждан. А все, что содействует укреплению государства, но отвечает интересам общества и есть реальным гарантом свободы. Такой взгляд в соотношении личности и государства берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и справедливость. Интересы государства — превыше всего. Но наиболее выразительно высказался Георг Гегель, считавший, что личность свободная потому, что государство есть высшей формой и воплощением свободы. Такую же философскую основу имеют и взгляды Никколо Макиавелли, считавшего укрепление государства и его власти воплощением разумного в человеческом.

МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ (англ. modal personality от mode - наиболее частый случай) - термин психологической антропологии для обозначения наиболее распространенного (типичного, репрезентативного) типа личности в данной социокультурной среде (Рут Ф. Бенедикт); в мультикультурных, стратифицированных обществах существует несколько М. л. Близким, но не тождественным, является теоретический конструкт "базисной, или базовой, структуры личности" (basic personality structure) - ядерный набор черт, присущий всем носителям данной культуры (Абрам Кардинер). Содержательно оба понятия до определенной степени противопоставляются маргинальной личности. Си. Характер, Этнопсихология. (Б. М.)

МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ-(от лат. margo — край) — личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, М. л. испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие М. л. введено Р. Парком (Park, 1932); позднее разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую» маргинальность. А. В. Сухарев предложил понятие этнической маргинальности (рассогласование в системе отношений человека к элементам культуры, природной среды, «природы» человека, имеющим этническое значение), прилагаемое не только к отдельным личностям, но и к социальным группам. Распространенной т. зр., изображающей М. л. исключительно как ущербную и нуждающуюся в помощи психотерапевта (или психиатра), можно противопоставить большое количество фактов из биографий выдающихся людей, показывающих, что маргинальность служит мощным стимулом развития личности и м. б. сознательным принципом творческой личности.

Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от своих родителей и кончая государством и всемирной историей, — и не только от его свободы, но и от самого его существования не остается совсем ничего.

Общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразованном виде выступает основой (или материальным субстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности.

Весь духовный склад человека несет на себе явственную печать общественного бытия. В самом деле, практические действия человека являются индивидуальным выражением исторически сложившейся общественной практики человечества. Орудия, которыми пользуется человек, несут в своей форме обществом выработанную функцию, предопределяющую приемы их применения. Каждый человек, приступая к делу, учитывает то, что уже сделано. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Вне общества ребенок не становится человеком.

Богатство и сложность социального содержания личности обусловлены многообразием ее связей с общественным целым, степенью аккумуляции и преломления в своем сознании и деятельности различных сфер жизни общества. Вот почему уровень развития Личности есть показатель уровня развития общества и наоборот. Однако личность не растворяется в обществе. Она сохраняет значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности и вносит свою лепту в общественное целое.

 

Среда социальная— совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «социальная среда» является ви­довым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокуп­ность всех условий, окружающих вещь, растение, животного или человека и непосредственно или косвенно воздействующих на них. Влияние или воздействие на что-либо или кого-либо выступает конституирующим признаком среды, поскольку она всегда предполагает нечто, по отношению к чему существует

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 242. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия