Студопедия — Социальные роли личности и система социального контроля.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальные роли личности и система социального контроля.






 

Социальная роль личности понимается как образец поведения, вытекающей из её социальной позиции, социального статуса. Социальная роль выступает в качестве социальной функции личности, которая обусловлена её местом в данной социальной общности.

Роли личности различаются по своей значимости. Одни из них являются ведущими, если они отражают требования, обусловленные разделением труда

и положением в обществе данной социальной группы.

В любой социальной группе относительно личности существуют ролевые ожидания. Группа надеется, что личность, не вступая в ролевые конфликты, будет выполнять необходимые требования и тем самым способствовать нормальной жизнедеятельности и себя самой, и группы.

Какие бы социальные роли личность ни выполняла, все они “заданы”, т. е. предписаны обществом и социальной средой. В тех или иных ситуациях люди играют различные роли и играют их по-разному. Поэтому в социологической теории ролей обращается внимание, с одной стороны, на ролевое ожидание, с

другой – на ролевое исполнение. Идеальный вариант – когда второе полностью соответствует первому. Но так бывает далеко не всегда. Чем глубже и полнее это соответствие, тем больше личность ощущает свою близость с социальной общностью, в которую включена, с обществом в целом.

Разнообразные действия, не соответствующие сложившимся ролевым ожиданиям, моральным и правовым требованиям, характеризуются в социологии как “отклоняющееся” (девиантное) поведение.

Отклонение от нормы может быть направлено как в сторону “отрицательную”, когда данное ролевое исполнение невыгодно, неприемлемо для социального окружения личности, так и в сторону “положительную”, когда личность показывает своего рода сверхнормативное поведение – образец, который от неё не требуется.

Согласовать ролевое исполнение и ролевое ожидание помогает система социального контроля.

Социальный контроль – это использование различных средств поощрения и наказания для поддержания нормального поведения людей в данной группе или общности.

Структуру социального контроля можно представить в виде трёх взаимосвязанных процессов:

•наблюдение за деятельностью личности;

•оценка этой деятельности с точки зрения её соответствия принятой норме (социальной роли);

•реакция в форме той или иной санкции.

Социальными санкциями называют все многообразные средства социального воздействия на личность со стороны общества с целью привести в соответствие ролевое исполнение ролевому ожиданию. Можно выделить четыре типа социальных санкций: положительные, отрицательные, формальные, неформальные.

 


30. Проблема интерпретации истории: модели социодинамики общественного развития.

Социальные изменения есть сумма накопленных отдельных изменений индивидов, обуславливающих переход целостности социального объекта из одного качественного состояния в другое.

По характеру изменений они могут быть:

- Революционные (скачкообразные);

- Эволюционные (поступательные).

По направлению изменений:

- Прогрессивные в сторону усложнения структуры социального объекта;

- Регрессивные.

Модель социодинамики общества в целом может быть рассмотрена как линейная:

- Формационная модель К. Маркса;

- Стадиальная модель (Д. Белл);

- Модели локальных цивилизаций.

С точки зрения линейного подхода история общества развивается как единый последовательно разворачивающийся процесс, при котором определенные стадии (или этапы) сменяют друг друга. Для деления общества на стадии используются разные критерии, но смена выделяемых этапов строго последовательна, закономерна и одинакова для всего человечества, т. е. развитие общества идет по одним и тем же законам. Если линейный подход содержит акцент на общих и универсальных моментах истории, то нелинейные подходы выделяют особое и неповторимое в истории. С точки зрения цивилизационного подхода развитие разных обществ может идти по-разному, т. е. утверждается, что не существует единой линии развития человечества. Это означает, что каждый народ создает свою уникальную культуру, достижения которой проявляются в разных областях: религии, искусстве, государственном строительстве и т. п. Никакой единой истории не существует, но есть история отдельных, независимо друг от друга возникающих и развивающихся локальных культур или цивилизаций; иными словами, признается множественность моделей развития общества (множество историй). Такой подход отрицает существование человеческого общества в целом и всемирной истории как особого процесса, а значит, и стадий развития общества.

Иной, нелинейный взгляд на развитие исторического процесса предлагают цивилизационные теории. В современной системе социологических знаний под цивилизацией понимается устойчивое культурно-историческое сообщество людей, связанных базовыми культурными ценностями, общей исторической памятью и судьбой. Цивилизации формируются многими столетиями, а создаваемые в них базовые ценности (религиозные, этические, социальные, моральные, политические и др.) не только закрепляются в сознании и поведении людей, но и образуют так называемую «ментальность» или «дух» народа, проникают в глубинные неосознаваемые пласты психики. Понятие «цивилизация» охватывает не какую-то одну сторону общественной жизни, а взаимодействие всех важнейших сторон и проявлений жизнедеятельности общества: материально-экономических, политических, идейных, религиозных, нравственных, культурных, эстетических и др. Большой вклад в нелинейное понимание истории внесли Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

История не есть единый всемирный процесс, а локальные циклы развития замкнутых цивилизаций, культур.








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 269. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия