Метаэтика и нормативная этика
Метаэтика – философские исследования начала и средины ХХ века, которые в основном анализируют саму этику. О структуре, предмете и направлении этики в словарях, учебниках и справочных как раз таки и занимается метаэтика. Методами, которыми пользовались исследователи, заключали в себя логико-лингвистический анализ (это язык тела, формы и правила этическо-нормативной логики). Как и в каждой науке, в метаэтике есть вопросы и проблемы, которые и пытаются выяснить исследователи. Главные вопросы и проблемы, согласно таким исследователям, как Бернард Розен и Ричард Гарнер, совмещают в себе составляющие: значение и природа моральных суждений, а так же как можно обосновать моральные суждения. Для того, чтобы более раскрыть суть этих учений, можно сказать, что они задаются вопросом «что такое хорошо, а что такое плохо?», «что правильно и что не правильно?»… и вообще, можно ли знать, что хорошо, а что плохо? Эти три главных вопроса, которые представили Розен и Гарнер, являются независимыми. То есть даже если ответить на один из них, можно получить ответ и на другие. Чтоб ответить на эти вопросы, были созданы семантические и обосновательные теории. Главное понятие в метаэтике, это моральные суждение. Это элементы морального языка, которые используются в высказываниях, выражениях нравственности в форме оценки и предписания. Первое исследование в метаэтике считается исследованием Джорджа Э. Мура «Принципы этики». Работа об автономной этике. Он доказывал, что этика не может быть основана на каких-то других реальностях, а так же на религии. Есть два термина, которые достаточно сложно запомнить: нонкогнитивизм и когнитивизм. Это два направления в метаэтике. Нонкогнетивизм поставил под сомнение сам факт существования этики, как науки. Допустимо ли называть этику наукой, или нет. А так как это когнитивитсткая отрасль, ученые подключили представления общей социальной психологии, социологии, философии, биологии и т.д. для решения этого вопроса. В итоге, когнитивизм всегда господствовал в истории общей философии и никогда не требовал обоснований для и так очевидных вещей. Нормативная этика – это тоже одно из направлений этических исследований. Если метаэтика исследовала моральные суждения, то нормативная этика (уже исходя из названия), исследовала существующие нормы морали и различные моралистические учения. Нормативная этика занимается поиском принципов, которые управляют и регулируют поведение человека, оценки нравственности и так же правила, которые могут стать общими принципами для всех случаев и всех норм поведения. Главная цель, которую ставит перед собой нормативная этика – это поддержание нравственных ценностей, а так же выставляет нормы поведения в жизненных, бытовых ситуациях. Нормативная этика так же интересна критически мыслящим людям, чего нельзя заметить в морализаторстве, потому что она использует только доводы, аргументы и доказательства, аппелируя к разуму и формируют нравственные формы поведения. Рассуждения о положении морали, превращают из внешних чувств, во внутренние, которые мотивируют поведение. Уже использовались ранее эти два термина: когнитивизм и нонкогнитивизм. Так вот нормативную этику можно рассматривать с этих двух позиций. С точки зрения когнитивизма, нормативная этика никак не различается с моралью, знания о морали и мораль не смешиваются. С точки зрения нонкогнетивизма, нормативная этика – это частица морального сознания. У нормативной этики были такие направления: эпикуреизм, стоицизм, гедонизм, и из современных направлений – утилитаризм, консеквенциализм и деонтология. Если кратко о каждом, то эпикурейцы искали счастья, чтоб быть счастливым. Для этого надо избавиться от желаний, удовольствий и жить честно и скромно. Стоицизм гласил, что главная цель человека, это жить в гармонии с природой. Все безнравственные поступки – это путь к саморазрушению. Правильные поступки и умеренные желания – вот, что главное для стоиков. По этическому учению геодонизма, физическое удовольствие, с избеганием боли, является смысл жизни. В современных направлениях говориться о том, «что правильно, что не правильно», о моральных ценностях поступков, о проблемах нравственности и морали и о превосходстве удовольствия над болью.
|