Билет 3. 1.«Наука совести» Шакарима
1. «Наука совести» Шакарима Шакарим глубоко знал творчество русских и зарубежных поэтов и писателей, с детства впитал дух народной поэзии. Его кумирами были Толстой, Пушкин, Байрон. Он изучал труды ученых и философов от Демокрита, до Ньютона. На страницах своего философского трактата «Три истины», этот труд Шакарим создавал долгих тридцать лет, он вступает в спор с Дарвином и Руссо, восхищается Архимедом и Платоном. Эта книга стала бесценной реликвией, которая представляет собой вершину философской мысли Казахстана - 19, начала 20 веков. Шакарим ввел понятие «Наука совести». Великолепный знаток творчества Абая, преемник его традиций, он глубоко проникается его концептуальными идеями, развивая их, обогащая лексику философской категорией «наука совести». В любом его произведении проблема совести выходила на первый план и становилась главной темой. Знание арабского, персидского, турецкого языков открыли для него мир восточной классической поэзии Фирдоуси, Низами, Физули, Хафиза. Вершиной переводческого творчества Шакарима стала поэма «Лейли и Меджнун», написанная по мотивам восточной притчи. Поэма вышла за рамки переводного произведения. По мнению ученых, исследователей и специалистов, это оригинальное, самостоятельное творение. Дастан был адаптирован Шакаримом для казахского читателя. В лирическое повествование вклинивается казахский семисложник – жыр - с темповым ритмом. Красивый, напевный язык, меткие эпитеты, метафоры, увлекательное построение сюжета делает поэму шедевром лирической поэзии с эпическим размахом. 1.. Основные категории этики Конфуция (и, ли, сяо, жэнь, и др.) Этика конфуцианства. Жень, ли Древнекитайский мыслитель Конфуций создал этику выполнения ритуала. Именно ритуал создает гармонию в отношениях между людьми и позволяет упорядочить их должным образом.
2. ГаретХардин «Трагедия общин» Трагедия общинного поля или Трагедия общин — род явлений, связанных с противоречием между личными интересами и общественным благом. В основном под этим подразумевается проблема переиспользования общественного блага. В общем случае «трагедия» состоит в том, что свободный доступ к ресурсу (например, пастбищу) уничтожает или сильно ухудшает ресурс из-за чрезмерного его использования. Это происходит потому, что все, пользующиеся им, получают выгоды непосредственно себе, а издержки содержания ресурса ложатся на них всех равномерно. Термин появился из притчи Вильяма Форстера Лойда (англ.) в его книге 1833 года о населении. Затем термин популяризировал ГарретХардин в 1968 году в статье для журнала Science, так и названной — «Трагедия общинного поля [1]» (TragedyoftheCommons).Пример Пастбище[2] Допустим, существует некая сельская община, у которой есть только одно доступное пастбище. На нём все члены общины могут пасти скот сколько угодно. Выпас скота уменьшает количество травы, растущей на нём и, соответственно, выгоды от скотоводства. Каждый член общины может увеличить число своего скота, увеличить свой собственный доход, при этом плодородие пастбища сократится незначительно. Однако если все члены общины сделают то же самое, пастбище станет уже намного хуже. Если же член общины уменьшит свой выпас, плодородие поля увеличится, но его личный выигрыш от этого будет намного меньше, чем потерянный доход. Получается, что каждому члену общины выгодно только увеличивать использование пастбища, и ни на шаг не отступать.
|