Студопедия — Билет 2
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет 2






Билет

1. Предмет, функциииразделыэтики

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность[1]. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.[2] Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений[1].

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует[1].

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Разделы

Политическая этика – это раздел, который регулирует устройство общества в социальном плане. К нему относятся права и обязанности политической элиты и граждан страны по отношению друг к другу, а также основополагающие права и свободы человека в государстве. Кроме того, она регламентирует социальное равенство граждан внутри страны. Проблемами политической этики занимались еще древнегреческие философы, в частности Платон и Аристотель. На сегодняшний день ее главными вопросами остаются равенство и справедливость: в какой мере их необходимо внедрять, и насколько они вообще достижимы в практической реализации, когда речь идет о политике.

Юридическая этика очень тесно связана с профессиональной, поскольку также регулирует отношения специалистов между собой и с клиентами. Однако специфика правовой деятельности позволяет рассматривать ее как отдельный раздел. Она регулирует, насколько этичной является та или иная трактовка одного и того же закона, ее влияние на жизнь людей (материальные или моральные ценности, которые она обеспечивает). Ее важность подтверждает тот факт, что в юридических ВУЗах она выделена в отдельную дисциплину. Существуют (и периодически переиздаются) даже целые кодексы юридической этики. Необходимость в ней возникает в силу того, что никакое количество законов, принятых в стране, не могут предугадать развитие абсолютно любой ситуации, благодаря чему под одно и то же развитие событий могут быть подведены разные статьи уголовного (или любого другого) кодекса.

Экологическая этика была выделена в отдельный раздел относительно недавно. Она появилась на стыке этики и экологии, как инструмент, способный регулировать отношение человека к природе. Главная задача экологической этики – разработка нравственных принципов, на основании которых индивид может взаимодействовать с окружающим миром. Необходимость в составлении норм этого раздела этики вытекает из ответственности человека за все совершаемые по отношению к природе действия. Если своими действиями он наносит вред остальной жизни на Земле, его поведение совершенно неэтично. По мнению тех, кто вплотную занимается экологической этикой, человек может быть счастлив, лишь находясь в гармонии с природой, а также постоянно самосовершенствуясь.

Агафология – раздел этики, главным предметом которого является высшее благо. Только стремление к его достижению может сделать человека счастливым, причем счастье – это высшая добродетель. Осознать эту истину могли лишь те, кто обладал «жизненною мудростью». Приверженцем этой теории был Сократ.

С развитием технологий появляются и новые разделы. Так, в середине семидесятых годов прошлого века возникла компьютерная (или информационная) этика. Суть ее заключается в том, что информационные технологии нельзя использовать во вред отдельным личностям или всему человечеству. Приблизительный набор норм, входящих в большинство кодексов компьютерной этики, состоит, в основном, из запретов. Так, настоятельно не рекомендуется заниматься пиратством (распространением файлов, на которые раздающий не имеет авторских прав), а также пользоваться его плодами; использовать информационные технологии для распространения заведомой лжи или клеветы; создавать помехи в работе остальным посетителям сети и вообще вредить другим с помощью компьютера. Кроме того, рекомендуется предусмотрительно обдумывать, с какими целями могут применяться написанные вами программы. Соблюдение всех этих правил повышает комфортность условий работы и отдыха за компьютером. Существует еще много ответвлений от каждого раздела этики (так, в профессиональной этике выделяют, к примеру, этику деловых отношений). Кроме того, с развитием общества возникает необходимость в выделении различных ее подвидов. Ясно одно: любой из них направлен, в первую очередь, на создание максимально комфортных условий для проживания и сосуществования людей на нашей планете. Поэтому важность каждого не вызывает сомнений. Все разделы этики постоянно совершенствуются, для них выводятся новые принципы и правила, которые не остаются лишь в виде теоретических измышлений, а сразу находят практическое применение в жизни людей.

2. Этическая антропология Сократа

Общим для древнегреческой культуры было понимание человека как микрокосма - малого космоса, в котором отражается в той или иной мере весь мир - большой космос - Вселенная. Сократ разделял это убеждение, однако он первый подчеркнул, кардинальное различие человека от остальных составных частей природы, указав на наличие в человеке души. Душа в понимании Сократа - это прежде всего особенность к самопознанию. Поиски ответов и есть жизнь души, ее сущность. Главной частью души является разум. Способность логически мыслить, рассуждать - это главная способность души. Разуму противостоят страсти, неумеренные желания идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Они нарушают равновесие души. Разум же является источником того, что Сократ называл самообладанием. Через разум человек реализует самообладание, приходит к власти над собой. Такая власть означает свободу. Сократ считал свободным того, кто умел управлять инстинктами, властвовать над собой. Свобода достигается тогда, когда душа является хозяйкой тела. Победа над инстинктами делает человека счастливым победителем внутреннего врага (страсти), при этом он достигает максимальной божественной и абсолютной самодостаточности. Если традиционно считалось, что герой - это тот, кто побеждает внешних врагов, то Сократ провозглашает героем мудреца - победителя врагов внутренних. Сократ поставил под сомнение все традиционные ценности своего времени (богатство, власть, славу и т.д.), связав их с понятием души и познанием. Он указал, что невежда, обладающий данными благами, будет бесконечно способствовать умножению зла, а управляемые познанием эти блага принесут наибольшую пользу. Забота о душе проявляется в познании ценностей и истины. Высшей задачей, целью человеческой жизни Сократ считал приобретение умения взращивания своей души в процессе постижения истины. Сократ образно сравнивал душу человека с восковой табличкой, на которой воспринятое им оставляет свой отпечаток. Он указывал на родство человеческой души с божеством и на вероятность ее бессмертия. Ответ Сократа на вопрос о человеческой природе остался классическим. Его сутью является следующий вывод: мы не может исследовать природу человека тем же путем, каким исследуем природу физических вещей. Человек - это существо, которое постоянно ищет и испытывает самого себя и условия своего существования. Такая установка по отношению к жизни и определяет ценность жизни. Этику Сократа можно подразделить на три части: 1) учение о благе; 2) учение о добродетелях; 3) учение об обязанностях. Благо - это понятие, определяющее цель и тонкость человеческой жизни. Благо - это то, к чему следует стремиться, чтобы стать счастливым. Сократ выделял следующие блага: 1) хорошее здоровье и физические силы, ибо они содействуют нравственной жизни; 2) духовное здоровье и умственные способности; 3) искусства и науки; 4) дружба - ценное и полезное благо, возникающее от восхищения добродетелью другого человека; это благо предполагает доброжелательность и старание привязать к себе друга разного рода благодеяниями; 5) согласие между родителями, детьми, близкими родственниками, потому что семейные отношения созданы Богом для взаимной помощи; 6) благополучие в государстве, т.к. благоустроенное государство обеспечивает всем гражданам процветание. Все эти блага в сумме составляют высшее благо, т.е. счастье. Чтобы достигнуть любого блага, нужно обладать определенными качествами. Добродетель - это положительнее качество человека (антоним порока). Сократ выделял три основных добродетели: 1) воздержанность (самообладание); 2) храбрость; 3) справедливость. Эти добродетели в сумме дают главную, общую добродетель мудрость. Мудрость состоит в умении отличать хорошее от дурного, полезное от вредного. Избегать дурного и стремиться к благу является основным правилом, обязанностью разумного человека. Понимание счастья Сократ связывает с пониманием обязанностей человека. Обязанности следует выполнять постольку, поскольку из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы: хочешь чтобы боги были к тебе милостивы, надо чтить богов; хочешь быть любимым друзьями, надо делать добро друзьям; желаешь пользоваться почетом в городе, надо приносить пользу городу;... хочешь, чтобы земля приносила тебе плоды в изобилии, надо ухаживать за землей...(1). Главную задачу философии Сократ видел в обосновании религиозно-нравственного мировоззрения, в противоположность натурфилософии, занятие которой он считал делом ненужным и безбожным, философия при Сократе становится не просто формальным учением, а новой, наполненной долгожданным смыслом жизнью.

2.Экологи́ческаяэ́тика — прикладная дисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке этики и экологии. Экологическая этика увязывает в единый нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними. С начала 70-х годов XX века экологическая этика стала претендовать на статус самодостаточной дисциплины, способной разработать уникальную систему нравственных принципов и императивов, задающих правила поведения человека в природном мире. За активное распространение идей экологической этики взялись специализированные журналы: в 1979 г. в США начинает издаваться философом ЮждиномХаргроувом «Экологическая этика» («Environmentalethics»); в Англии с 1992 г. выходит журнал «Экологические ценности» («Environmentalvalues»); в Германии — «Экология и этика» («Okologieundethik»). В Советском Союзе этого же времени экологической этики как дисциплины не существовало, поэтому она не была представлена ни в этической литературе, ни в учебных планах вузов. Одним из первых российских исследователей стал В. Н. Волченко, выпустивший в 2001 году книгу «Миропонимание и экоэтика XXI века», выдержавшую в 2007 году второе издание.

Основателями экологической этики считают немецко-французского теолога, врача и философа Альберта Швейцера и американского эколога, зоолога и философа Олдо Леопольда. А.Швейцер полагал, что «благоговение перед жизнью» должно стать основанием универсальной этики и в целом мировоззрения людей. Этика есть ответственность за все, что живет. Там, где наносится вред какой-либо жизни, необходимо ясно осознавать, насколько это необходимо: нельзя делать ничего, кроме неизбежного, — даже самого незначительного. Соответственно, смысл существования человека — в постоянном самосовершенствовании и гармонизации микрокосма и макрокосма. Если у А.Швейцера в центре внимания находится нравственность, то в работах О.Леопольда доминирует экологический аспект в структуре этического знания: конфликт с природой предопределен не только неправильным использованием ее ресурсов, но и неумением видеть Землю как часть общности, к которой принадлежат все люди. О.Леопольд вводит новый термин «экологическая совесть».

Билет 2

1. Этические категории в философии Абая

В своих произведениях, особенно в философских изречениях, Абай подвергает анализу ряд категорий нравственности (честность, правдивость, справедливость, разумность, совесть, честь, дружбу и др.). Некоторые из этих нравственных понятий поэт толкует более подробно, на некоторых останавливается мимоходом в связи с другими морально-этическими понятиями.

Абай показал и доступно донес до своих соотечественников ту непреложную истину, что именно трудом красив человек. Самые высокие человеческие достоинства, самое высокое понятие нравственности он связывал с просвещением народа и свободой творческого труда. По мнению поэта, наиболее характерными признаками гуманизма и человеколюбия являются: уважение к человеку, открытость души, искренность, правдивость, честность. Для иллюстрации этого положения можно привести множество стихотворений и прозаических «Слов назиданий» Абая, которые широко известны советскому читателю, однако мы ограничимся замечанием об идейно-тематическом сходстве этих жанров в творчестве Абая. Правда, критическое начало, как отмечает академик М. Каратаев, «в поэтических произведениях Абая гораздо острее, чем в прозаических «Гаклиях».

Во многих своих прозаических произведениях поэт как бы расшифровал тс глубокие философские, нравственно-этические мысли, которые скульптурно вылеплены сложными поэтическими образами в его стихах.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 269. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия