В древнем мире зарождаются идеи учета социальных факторов в процессе обучения и воспитания членов общества. Со второй половины I тыс. до н.э. появляются имена творцов социально-педагогических идей. Конфуций (551-479 гг. до н.э.), выдвигал идеи: о заботе старшего поколения о младшем и ответной реакции последнего, о следовании универсальным законам общественной жизни: гуманности и этикету. Гуманность в том, чтобы не делать другим того, что не желаешь себе. Этикет воплощается в соблюдении традиций, почитании родителей, старших в семье, покорности государю. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, богатой духовной культурой. Сократ (470-399 гг. до н.э.) рассматривал человека как обладателя разумного сознания, направленного к добру и истине. В центре педагогической деятельности. Сократ поставил вопрос о роли образования в гармонизации отношений человека. Стремящегося к достижению личного счастья, и общества; стремленного к справедливости. Путь к достижению этой гармонии он видел в совершенствовании человека, который реализует свою «добрую природу». Счастье человека состоит в устранении противоречия между личным и общественным бытием.. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) в своем учении обосновал тезис о необходимости соотнесения природы человека и воспитания. Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - микрокосмом. Таким образом, он один из первых сформулировал принцип природосообразности. Платон, воспитание считал условием развития человека от рождения до смерти, выдвигал идеи преемственности в воспитании и о стандартах в знаниях и умениях и т.д. Философ резко различал собственно воспитание и уход за детьми. Платон выделил социальную функцию воспитания - «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Платон был одним из первых, кто выдвинул и обосновал идею соотношения государства и воспитания.
Джон Локк (1632-1704). Цель воспитания представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Так, умственное воспитание должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимости от воли и умения сдерживать свои желания. Социально-педагогические ценности Локка ориентированы на семейное воспитание с гувернером и домашними учителями. К школе же он относился критически. Личная педагогическая работа И. Г. Песталоцци (1746-1827) с сиротами, для которых он на свои личные деньги приобретал дома, превращая их в школы-интернаты, привнесла новое качество в содержание и методы обучения и воспитания, оказавших плодотворное влияние на развитие педагогической теории и практики, общества в целом. Песталоцци считал необходимым строить взаимоотношения между воспитателем и ребенком на гуманной основе. Огромное внимание Песталоцци придавал семейному воспитанию, так как в семье заложены истоки нравственного воспитания. Основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский (1592-1670) рассматривал образование как инструмент развития способного к творчеству, думающего, чувствующего и действующего человека, как культивирование заложенных в нем природных потенций, как средство формирования человечности, определяющей стиль отношений с другими людьми и социальное поведение. В главном труде Коменского «Великая дидактика» проводится мысль о том, чтобы поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике, призванной обеспечить быстрое и основательное обучение, в результате которого личность оказывается носителем знаний и умений, способной к духовному и нравственному совершенствованию.