II Английская живопись начала XIX века
В английской живописи не нашли широкого отражения темы, прочно укоренившиеся во Франции. Искусство в Великобритании редко воспринимается как средство выражения философских концепций. Тем не менее в исторических «видениях » Уильяма Тернера (1775-1851) сквозит ужас перед «возвышенным»: художник переносит реальные события в зыбкий мир четырех стихий (воздуха, воды, земли и огня), которые пробуждают к жизни первобытные силы. Настоящее растворяется в прошлом, частное становится всеобщим, разрастается до размеров вневременного символа.
Нефигуративное искусство 20 века сумеет пережить на более высокой ступени тёрнеровские опыты со светом. Появятся творения Пауля Клее (рисунок в них будет сведен к минимуму на огромном мерцающем пространстве полотна), работы Альберто Бурри, горящие цветовые пятна на глухом темном фоне, неоновые композиции Лучо Фонтаны, Маттиа Морени (род. 1920) дойдет до неистовства в стремлении быть естественной и оставит на полотнах цветовые потоки и сгустки чистых красок. Клод Лоррен, «Морской порт: сошествие в лодку королевы Сабы», 1648. Лондон, галерея Тейт. Констебл идет собственным путем: в его этюдах нет ни начала, ни конца: написанные им облака (они всегда отмечены точным указанием времени и места) не ограничиваются размерами листа, а будто продолжают стремительное, непредсказуемое движение по всем направлениям в свободном, не знающем границ пространстве.
Джон Констебл, «Телега с сеном», 1821. Камиль Коро (1796-1875) — непревзойденный мастер отражения неповторимых состояний природы, деревьев, тропинок, водоемов и того нематериального, что называется воздухом, — именно его позаимствуют у Коро импрессионисты. Джованни Карновали (или Карневали) прозванный Пиччо (1804-1873)отказался от возвышенного классического пейзажа; работал плотными мазками.изучает атмосферные явления, игру света и пишет в мастерской по предварительным этюдам, воссоздавая дух дионисийского романтизма. Тем не менее при жизни Пиччо прославился как портретист.
|