I Барбизонская школа
Теодор Руссо, «Дубы». Париж, Лувр.
Если Руссо создает крепкую и статичную живописную композицию, то Добиньи внимательно анализирует изменение освещенности. Он фиксирует в своих так называемых этюдах быструю смену впечатлений. Добиньи, «Берег» В Испании Федерико де Мадрасо ( 1815-1894) продемонстрировал абсолютное владение любой живописной техникой и всеми портретными стилями: он стал учителем и примером для подражания не одного поколения художников. Графина Вильчес, Германия. Другой немецкий портретист Франц фон Ленбах (1836-1904), создатель портретов высшего общества, известен своей наблюдательностью и лаконичной формой выражения. Портрет Вильгельма Буша, Франц фон Ленбах
В США художник Томас Икинс (1844-1916) пишет жанровые сценки, проникнутые сдержанной правдивостью. Другой американский портретист Джон Сингер Сарджент (1856-1925) создает свои самые знаменитые портреты в Париже, изображая на них светское общество Belle Epoque; для него характерно виртуозное владение техникой тонкого мазка.
«Гонка братьев Биглен», Икинс Джон Сингер В России славится Илья Репин (1844-1930), который пишет портреты своих современников: «Толстой за работой» (1887), «Мусоргский» (1881). Илья Репин, «Мусоргский» 1881. Москва, Третьяковская галерея.
Курабье поставил перед собой задачу: «Творить живое искусство», т.е. создавать искусство «конкретное», не подчиняющееся традиционным моральным догмам. Это и характеризует реализм: он сложен и многообразен с точки зрения и тематики, и экспрессивных возможностей. Сюжет заимствуется обычно из будничной жизни, в то время как «абстрактный, невидимый, несуществующий предмет исключается из живописного пространства» (Курбе) Аллегории, мифологические сюжеты, огромные парадные полотна, «административное искусство» Наполеона Ш вытесняются новыми темами. Расширяются пределы допустимого: на картинах появляются бедняки, бездомные, трудовой люд; концепция «безобразного» сменяется универсальным понятием классической «красоты». Гюстав Курбе «Мастерская художника», 1855. Париж, музей Орсе.
|