живопись
если в 18 в. ведущее место в живописи принадлежало портрету, то в 19 в. его занимает пейзаж, значительно опережающий развитие этого жанра на континенте. Зародившийся в творчестве Гейнсборо лирический пейзаж получил свое развитие в конце 18 — начале 19 в. в искусстве художников реалистического направления. Хогарт. Основоположником реализма в английской живописи. Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: социальными контрастами, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками. Свое искусство он обращает к широкому зрителю, что было новым явлением в художественной жизни Англии. профессиональному мастерству учился у гравера; самостоятельно работать начал в области гравюры и иллюстрации. В это время складывается его метод, основанный на наблюдениях жизни. Его первые живописные произведения-это серии картин, объединенных сюжетной линией, в живописной форме повествующих о судьбах персонажей различных социальных слоев.
Хогарт. Вскоре после свадьбы. Из серии «Модный брак» Внимание Хогарта привлекали и другие стороны жизни: с необычайным пафосом он изобличает «дно» Лондона, ужасы пьянства, приводящего бедноту в состояние полного отупения, к утрате всего человеческого. Хогарт. Продавщица креветок Хогарт — один из первых английских теоретиков искусства. В трактате «Анализ красоты» (1753) оп выступал поборником реализма, ищущим красоту в многообразных формах действительности, в самой жизни, отстаивая ведущее место бытового жанра в живописи. Его теоретическая и художественная деятельность тесно переплеталась с общественной, с организацией художественных выставок, с преобразованием преподавания в художественной школе на демократических началах. Хогарт стремился использовать искусство как большую общественную силу.
Рейнольдс. (1723—1792). Он был организатором и первым президентом Королевской Академии художеств, основанной в 1768 г. Поставив целью утвердить в искусстве идеал, связанный с национальной действительностью, Рейнольдс сочетал черты светской парадности и характерной для аристократического портрета монументальности с меткостью психологической характеристики. Он создал галерею портретов своих современников, в большинстве случаев представителей высших слоев общества.
Рейнольдс. Портрет лорда Хитфилда
Гейнсборо. ( 1727—1788). Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа. Гейнсборо в лучших произведениях был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. Некоторое время учился в Лондоне у француза Гравело, а затем у Хеймана. Его первые работы относятся к области пейзажной живописи. Приобретя известность как мастер портрета, он начал получать заказы от знаменитостей своего времени и титулованной знати. Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. Гейнсборо. Портрет дамы в голубом
Социальные характеристики отодвигаются на второй план. В произведениях окружающая человека обстановка, прежде всего природа, гармонически созвучна настроению портретируемого. Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального положения. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы — «Собиратели хвороста» Лоуренс писал портреты членов королевской семьи, видных политических и военных деятелей, женские и детские портреты. Более живы и непосредственны созданные им портретные этюды. К таким относится портрет молоденькой Салли Сиддоис (Москва, ГМИН), запечатлевший тип своеобразной утонченной женской красоты.
В английской портретной живописи 18 в. большое место занимал групповой портрет. В групповом портрете раскрываются различные виды человеческих связей — семейные, корпоративные, непринужденно-товарищеские, торжественно-официальные; специфической разновидностью английских групповых портретов были первоначально семейные портреты. Члены семейства в них изображались в домашней обстановке, обычно объединенными общим занятием — музицированием, чаепитием, карточной игрой и т. п. Небольшого формата, эти картины наиболее отвечали запросам английской буржуазии, являлись выражением культа семейного начала
Подлинным новатором в создании реалистического пейзажа 19 в. был Джон Констебл (1776—1837). Демократизм и глубина чувств сочетаются в его творениях с поэтичностью и правдивостью. Он воспевал родную природу, неразрывную связь природы и человека. Наступает пора творческой зрелости, время создания таких выдающихся картин пейзажной живописи, как «Телега для сена» (1821), «Прыгающая лошадь» (1825 ), «Хлебное поле» (1826), утверждающих красоту и значительность жизни природы, эпическое величие повседневного реального мира
Тернер. Особое место в английской пейзажной живописи занимает Джозеф Уильям Тернер (1775—1851), глубоко эмоциональное искусство которого намного опередило свое время. Вслед за Констеблом этот художник был прежде всего предан правде жизни. Но в его творчестве в значительно большей мере обнаружились романтические тенденции. Его пейзажи, полные контрастов света и цвета, свободно и широко написанные, иногда дополняются мифологическими или историческими сценами или персонажами, Причем чаще всего человек в них оказывается во власти враждебных сил стихии. Рыбаки в море. Дидона строит Карфаген. Переправа через ручей.
С установлением окончательного господства буржуазии, примерно к 40-м гг. 19 в., характер английского искусства меняется, эволюционируя в сторону отрешенности от жизненных проблем. В нем нарастают черты упадка, длительная полоса которого наступает уже с середины 19 в.
Возникает братство прерафаэлитов.
|