Казахстан в эпоху бронзы.
1. Пламеницька Є.М. Про час заснування Кам'янець-Подільського замку-фортеці // Слов'яно-руські старожитності. -К., 1969. - С. 143-144; 5. http://k-p.net.ua/istoria/istoria.shtml 6. http://www.refmaniya.org.ua/stor-ya/referat-na-temu-viniknennya-ta-rozvitok-m-sta-kam-yantsya-pod-lskogo Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация. История – наука, находящаяся в постоянном развитии. Ист., прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью ист. мы путешествуем в пространстве и во времени. Ист. позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. Ист. это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. Ист.воспитывает национальную гордость и патриотизм. «В потоке истории» Периодизация дух-сти народов КЗ: - освоение тер-ии КЗ ариями (Аркаим) -4-5 тыс лет назад – саки (курганы Иссык, Бесшатыр) -3-4тыс. протогунская волна – появл-ся тенгрианство -1,5тыс возникает Тюрк каг-т, появ-ся кыпчаки, огузы -1300-1100 л. назад духовный центр тюрков запульсировал на Востоке -1100-900 л. назад накатывает мощная волна арабо-исламского духа. Дух народа проявл-ся в трудах Аль-Фараби, Кашгари, Баласагуни. -11в испытывает огромное влияние суфиев, Яссауи, кот-ым были проникнуты все ур-ни менталитета -12-14в народ попадает в цепи 4-ой империи – Чингизизма. Яссы – часть духовной истории казахов. -15-17в каз ханство закладывает основы общенародной дух-ти. Дух народа выражает себя в выговаривании имени «казах» -17-19в это борьба с джунгарами, где выразителями нац-го духа явл-ся батыры. Каз народ попадает в объятия 5-ой империи – Российской -20в нац-ный дух входит в состав 6-ой империи СССР, которая не была заинтересована в подлинном самоопределении каз духа -с сер 80ых всплеск народного духа. 6-ая империя рухнула, каз самосознание имеет возможность понимания «своего нац-го Я в потоке истории», но это лишь возможность кот-ая должна стать действит-тью, фактом массового сознания не т/о казахов, но и всех казахстанцев
Каменный век на территории Кз. и его периодизация.подразделяется на палеолит –древний, и неолит –новый. Неолит делится на нижний (ранний), средний (мустье), верхний (поздний). Горы были ниже, что позволило климату быть более влажным и жарким (тропический). Расселение древнейших питекантропов и синантропов в г Каратау, они были охотниками и собирателями, жили стадами. Мустье, неандертальцы жили общинами, добывали огонь трением, строили жилища из костей животных, появл период начальной формы матриархальной родовой общины и 1-е религ. Верования. ПОЗДНИЙ усилилось горообразование (Каратау, Тянь-Шаня), климат стал более влажным. Франция (кроманьон) - «человек разумный». Дальнейшее расселение на север. Мезолит- таяние Ледников (потепление) сокращение степей и лугов. Люди стали кочевать вслед за животными. Занимались обработкой кости и изготовляли примет одежду из шкур. Неолит-природа приняла совр вид. Люди нач зан земледелием и скотоводством, освоение Ме, керамика. Появление родового совета и обществ собственности. Усопших хоронили в своих жилищах. Стоянки; Саксаульская, Ботай, пещера Караунгай. В эпоху мезолита происходит 2 важных события: изобретение лука и стрел и микролитическая обработка камня. (Гусбай, Евгеньевка)- наиб тепичн стоянки. Казахстан в эпоху бронзы. На рубеже 1-2 четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Арх. памятники племен К.-на эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной по месту первых раскопок могильника у села Андроново под г. Ачинском в Юж. Сибири. На всей территории К.-на развивалось скот.-земледельческое хозяйство. Андрон. культ. делится на 3 периода: ранняя бр. - XVIII - XVI вв. до н. э., сред. - XV - XII вв. до н. э., позд. - XII - начало VIII вв. до н. э. В Центр. К.-не ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура, средний – атасуский - по группе могильников в долине реки Атасу, поздний - бегазы-дандыбаевский по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в северном Прибалхашье. В то время стали появляться поселения - предшественники городов. Одно из них Аркаим - на границе Челяб. и Куст. обл. В период средней бронзы значительно изменились домостроит.-во, орг.-я поселений. Примером быт. комплекса явл. поселение Тасты-Бутак в Зап. К.-не. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Вост. К.-не десятки поселений и могильников найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. Памятниками сред. бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В Каратау могильник Таутары. Племена бронз. века образовали культурный пласт, на основе кот. происходило формир. культуры ранних кочевников. Осн. занятием людей было пастуш. скотоводство и мотыжное земледелие. В скот.-ве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство. На пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах. Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центр. и Вост. К.-н. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Это проявилось в том, что у андроновцев были богатые погребения в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшении, А также были бедные, в которых находились глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных. По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы. В языковом отношении они относились к индоиранской группе. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.
|