Вопрос 4. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события. 8 страница
59 УСТАВ 1824 ОБ ОРЕНБЕРГСКИХ КИРГИЗАХ В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К.Эссеном. Так же, как и в Среднем жузе, в Младшем жузе отменялась ханская власть. Управление Младшим жузом осуществлялась из Пограничных комиссии. 46 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАЗАХОВ В 15-18 В Литературные процессы шли по двум направлениям: устное творчество и письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц, загадок и т. д. Конец Х111 - середина XIX вв. - это период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранились несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара Калкаманулы (1693-1787 гг.)., которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости, поддерживал хана Среднего жуза Абылая. Бухар вместе с тем верно отразил в своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгарских захватчиков, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богембая, Кабанбая, Жаныбека. В песнях «Желание», «Әй, Абылай», «Смерть высокой горы» и других он в стихотворной форме образно излагал свои мысли о человеческой жизни и морали.Жырау мечтал о сильном централизованном государстве, объединяющем в себе все три казахских жуза. Во времена, когда Казахстан был обессилен набегами внешних врагов и внутренними междоусобицами, самым сильным из ханов был Аблай. Бухар воспевал образ хана как деятеля как деятеля, призванного воплотить в жизнь лучшие идеи народа, одобрял его политику лавирования между Россией и Китаем.Сочинения Бухара, который, благодаря своему таланту, пользовался большим авторитетом не только среди ханов, султанов и крупных феодалов, но и народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в. Песни других жырау – Таттикары, Умбетея, Шала, Котеша – сохранились отрывочно. Известна жоктау- поминальная песня Умбетея, посвященная смерти батыра Богембая, в которой акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами. Он создает яркий, впечатляющий образ Богембая. Богембай в жоктау Умбетея – идеальный образ защитника народа.Крупным певцом – импровизатором и сказителем XVIII в. был Таттикара. Поэт участвовал в качестве рядового воина во многих сражениях. В стихах, рожденных в походах, он призывал воинов не склоняться ни перед какими трудностями в борьбе за свободу.Певцы Шал, Котеш, Жанкиси- жырау, жившие в начале XIX в., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилие кокандских беков.Песни акынов – импровизаторов исполнялись на понятном, доступном для народных масс языке. Актамберды – жырау (1675-1768гг.) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров.Акын призывал современное ему молодое поколение к стойкости и мужеству, к воинской отваге, доблести. Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и другие певцы – импровизаторы и сказители, чьи песни и сказания дошли до нас, являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово- бытовой поэзии предшествующей эпохи. В этих произведениях сильнее, чем раньше, проявлялись гражданские мотивы, полнее раскрывалась жизнь народа, несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII- начале XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы. 16 ХОЗЯЙСТВО ГОСУДАРСТВ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Основным видом хозяйства тюрков было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычно размещались в пойменных лугах таких крупных рек, как - Или, Чу, Талас, Иртыш и Сырдарья. Традиционно выращивалось четыре вида скота. В историческом памятнике “Письмена Культегина” встречаются сведения и о городских поселениях. Это доказательство того, что с момента вторжения в Жетысу (Семиречье) и Среднюю Азию тюрки узнали о городах и постоянных поселениях, и часть из них стала переходить к оседлой жизни. Кроме того, тюркские племена на землях своих зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием. Свидетельствуют об этом найденные при археологических раскопках в Жетысу, В Южном Казахстане остатки постоянных жилищ. Особенно много месторасположений зимовок – кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на территории близ современного города Тараз. Западно-Тюркский каганат был государством с развитой городской и земледельческой культурой. Главным видом хозяйства являлось скотоводство, основанное на сезоном выпасе скота. Обедневшие люди, не имевшие скота, занимались земледелием. В VI-VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Стали бурно развиваться города Испиджаб, Тараз, Алмалык и др. Появление множество поселений вокруг этих городов свидетельствует о заметном развитие оседлого образа жизни. Это привело к дальнейшему развитию ремёсел. Хозяйство тюргешешей в основном было основано на кочевом и полукочевом скотоводстве. Некоторая часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами. Охота на диких животных для представителей знати была развлечением, а для бедных источником существования. Тюргешском каганате заметное развитие получила торговля. Основной причиной этого было то, что через каган проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись такие города, как Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Судя по находкам, обнаруженных в ходе археологических раскопок, в каганате чиканели свои монеты (на монетах имеются надписи “деньги Тюргеш-кагана” или “деньги тюркского кок-хана”, они были выполнены согдийскими письменными знаками). Несмотря на недолгое существование, каганат мог организовать выпуск собственных монет и активно наладить международные связи, что благоприятно сказывалось на экономическом и культурном развитии каганата. Хозяйство карлукского каганата в основном развивалось по двум направлениям, первое – полукочевое и полуоседлое скотоводство, второе – полуоседлое земледелие. Карулки, занимавшиеся скотоводством, летом находились на жайляу в горах Алтая и Уйсунского Алатау, а осень и весной проводили у подножья этих гор. Зимой перекочевывали в густые тугаи (приречные леса) на берегах озера Балхаша, рек Или, Чу, Талас, Сырдарья. По сведеньям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым источникам они не употребляли верблюжье мясо. Население занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаша и Алаколь. Огузы занимались полукочевым и полуоседлым скотоводством. У полукочевых племен огузов были свои постоянные сезонные пастбища. Огузы перемещались с одного места в другое, на приспособленных к кочевью кибитках на колесах. Они выращивали четыре вида скота (овец, лошадей, верблюдов и крупного рогатого скота). Огузы занимались не только скотоводством, часть из них и полуоседлым земледелием. Расселялись огузы общинами. Как свидетельствуют письменные источники, у огузов было много городов, они тянулись один за другим в северном и восточном направлениях. Археологические раскопки и письменные источники полностью подтверждают оседлый образ жизни некоторой части огузов, что они занимались поливным земледельем. На месте этих древних огузских городов найдены следы каналов, арыков и плотин, установлены места постоянных поселений огузов. Основным, относительно высокоразвитым, видом промысла и ремесла была переработка животноводческой продукции. Например, из шкур и кожи скота изготавливали обувь и посуду, колчаны для стрел, конскую сбрую и т.д. А из шерсти шили одежду, делали кошмы для юрт, ковры и т.д. 45 ХОЗЯЙСТВО И БЫТ КАЗАХСКОГО НАРОДАВ 15-17 В Основным занятием казахов было пастбищное скотоводство. Скот доставлял и продукты питания, материалы для одежды и жилища, а также служил им предметом и средством обмена на предметы первой необходимости с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот занимал в хозяйстве казахов незначительное место, так как он не приспособлен к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма из-под снега. Ведущее место по хозяйственному значению занимали овцы (пища, кожа, шерсть, из бараньего сала и золы пахучих трав казахи изготовляли хозяйственное мыло). Степные кыпчакские овцы отличались выносливостью, крупными размерами и хорошими мясомолочными качествами. Пастухами овец в основном были невольники из числа пленников, дети-сироты. В жизни кочевника исключительную роль играла лошадь. Лошади разделялись на вьючных(рабочих), верховых и скакунов-аргамаков. Страна Дешт-и-Кыпчак производила так же очень породистых лошадей и чистокровных скакунов с длинной шеей издавна были известны в Кыпчакских степях. Для кочевников скотоводства характерно табунное содержание лошадей. Табунная лошадь называлась жылкы, в отличии от ат лошадь верховая, вьючная, и вообще лошадь. Гурт кобылиц (12-15) непременно с одним жеребцом составляет костяк (). Жеребец сгоняет кобылиц вместе. Несколько косяков составляют табун. Значительное место в хозяйстве казахов занимало верблюдоводство: незаменимы при перекочевках. Шубат ценился наравне с кумысом. Скот был частносемейной собственностью. Зато право общественного пользования пастбищами (отлаг) принадлежало всем свободным членам кочевого общество. Однако, общинное пользование территорий выпасов не нарушало обычаев потомственного владения пастбищами родов и племен, составлявших население улуса и каждый улусный султан со своим народом пребывал в какой-либо местности. Правила перекочевок, выработанные многовековым опытом, основывались на учете травяного покрова в том или ином районе в соответствии с сезоном года. Зимовки казахов в XVI веке располагались в Каракумах, на берегу озера Балхаш, реки Яик. В декабре кочевники защищали забоем скота для снабжения себя продовольствием на зиму. Зима была не только трудным для хозяйства кочевников временем года, но и самым опасным в военном отношении насколько можно судить по свидетельству летописцев, походы кочевников обычно предпринимались именно зимой, когда улусы размещались в разброс. Весну встречали с радостью. Производилась стрижка скота. Дома-повозки, как основной вид жилища и транспорта, вышли из обихода кочевников в XVII в.. Издавна казахи занимались и земледелием, но в разных регионах Казахстана хозяйства оно было распространено крайне неравномерно. В Жетысу и Южном Казахстане земледелие имело важное хозяйственное значение. Была распространено индивидуальная и коллективная охота с ловчими птицами, с борзыми собаками и загоном. Значительное место в хозяйстве занимали различные ремесла и промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства (выделка кожи, войлока). Техника тиснения, аппликации, узорное шитье у кочевников. Доля участия женщин в хозяйственной деятельности значительно превышала трудовой вклад мужчин. Мужчина изготавливал предметы вооружения, сбрую, седла, арбы, строили дома, шили сапоги, упражнялись в стрельбе, охотились на зверя и птицу 3 ХОЗЯЙСТВО И БЫТ ПЛЕМЕН САКСКОЙ ЭПОХИ В I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-римских авторов, среди которых можно выделить Геродота и Страбона. Персы называли жителей степи саками, что означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Древние греки называли саков азиатскими скифами. Греческий «отец истории»Геродот называл саков массагетами. В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки-тиграхауда. они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низовьях Сырдарьи обитали саки-парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями. Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане. Сакские вожди решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска Власть передавалась по наследству. Велика была роль народного собрания. Сакское общество состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы. Женщины в сакском обществе занимали почетное положение, женщины часто были правителями. Известна царица VI в. до н.э. Томирис. Геродот писал о саках следующее: «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Все предметы у них из золота и меди. Железо и серебро они не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Из богов почитают солнце, которому приносят в жертву лошадей». Саки занимались кочевым скотоводством. Использовали куйме - юрту на повозке. Главное значение имело коневодство и овцеводство. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат(Кызылординской обл.). Остатки арыков II-III веков обнаружены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области. В 530 году до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. ЦарицаТомирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпеи Трог. В 519 году до н.э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий. Вождь Скунхапотерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг пастуха Ширака, он завёл персов в безводную пустыню. В 330-327 году до н.э. Александр Македонский вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевателей возглавил Спитамен. Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь на Восток. Археологи исследовали города Чирик-Рабат (IV-II вв. до н.э.), находящийся в 300 км. от Кызылорды и Бабиш-Молда. В центре города находилась крепость - цитадель со стенами, вышками, рвом 10 ЭТНОПОЛИТ ИСТОРИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЮРКСКОГО КАГАНАТА Впервые этноним (название «тюрк») упоминается в китайских письменных источниках в 542 г. Во второй половине VI в. этот термин получает широкое распространение среди византийцев, арабов, сирийцев, попадает в санскрит, различные иранские языки, в тибетский. До создания каганата слово «тюрк» означало лишь союз десяти (позднее двенадцати) племен, сложившийся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранилось термином и в эпоху каганатов. В 545 году телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрок-ашина Бумын. В 551 году он заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»). После смерти Бумына в 552 году на престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанёс полное поражение жужаням. После победы каган погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мукан-каган. В 553 году жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая]. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми-каганом.Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 году войска Истеми достигли Аральского моря. Однако племена уар и эфталитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 году. Тюрки вышли к Волге, но не стали её переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Волги до Хинганских гор. После завоеванияСредней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути. В 568 г был заключен торговый договор и военное соглашение против Ирана. Благодаря завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана в 581 году, произошло ослабление Тюркского каганата, основными проявлениями которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганатКаган (хан) — высшее правящее лицо в каганате, военачальник. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате —шад, эльтебер. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Тюркский каганат - это первое государство на территории Казахстана. Основатель - Бумын каган (552-553). Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится к 542 г. Китайцы тюрков называли потомками хуннов. Этнонимом «тюрк» первоначально называли представителей знати или военной аристократии, а затем господствующие племена.• Тюркский каганат достигает политического господства в Центральной Азии при Мукой кагане (553-572). Тюрки покоряют племен киданей "в Маньчжурии, кыргызов на Енисее и северокитайское государство.Основными противниками тюрков в Средней Азии было - государств зфталитов, владения которых простиралось от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. В 561-563 гг. тюрки заключили союз с Ираном против эфталитов. В 564 г. войско шаха Ирана Хосрова Анушнрвана отняло важный стратегический район эфталитов - Тохаристан. В 565 г. в битве у Нефеса тюрки одержали победу, и Согд был присоединен к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 г. под Бухарой. После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами Великого Шелкового пути.• Тюрки и племена согдийцы находившиеся под властью тюрков были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В связи с этим в 568 г, Истеми каган направил тюркское посольство во главе согдийским купцом Маниахом в столицу Византии в г. Константинополь. В переговорах с императором Византии Юстинианом II было заключено:а) торговое соглашение;б) военный договор против Ирана. В результате Византийско-тюркского союза -Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тыс. золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле. • В 575 г. Иран и Византия объединяются против тюрков. В ответ на это в 576 г. конница тюрков разгромило вассалов Византии - Киммерийский Босфор, предпринимают победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. В итоге этих завоеваний каганат стал контролировать все важные участки Великого Шелкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. • Однако могущество тюркской державы пошатнулось вследствие междоусобиц. При правлении каганов Истеми и Тюрксафны происходит ослабление Тюркского каганата. Основные причины ослабления: -усиление междоусобных войн;- обострение социальных противоречий; наступление Китая на границы каганата;-войны с соседними странами.В 603 г. Тюркский каганат распался на 2 части: западный и восточный. Территория Казахстана вошла в западную часть Тюркского каг-а.
Вопрос 4. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном (бог молний считался главным в дружинной среде) не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны соседей-христиан, относящихся к язычникам как к нелюдям. В 988 г. Владимир принял христианство в православном его варианте. Христианизация древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеский власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить «огнем и мечем». Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых (праздник Перуна — с днем Ильи Пророка). Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. Таким образом шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Качественные сдвиги в развитии культуры: распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов, теперь равной др. христианским странам, связи с кот. значительно расширились.
|