Ситуация в науке и обществе.
- период обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе. -первая мировая война (как реакция в искусстве и литературе – многообразие антиреалистических течений, мистических мотивов). - разочарование в прежних нормах морали – волюнтаристские взгляды на общество и историю, смена представлений о личности (господство биологического начала), неверие в духовные ценности. - философия Бергсона, Ницше, Шопенгауэра – инстинкт и интуиция стали расцениваться как нечто более важное, чем разум. - открытия в естественных науках (изменение взгляда на материю, космос – изменение положения человека в научно создаваемом мире). Источник кризиса – запросы практики. Основное содержание кризиса – возникновение новых психологических направлений. Каждое направление выступало против основных положений традиционной психологии (преимущественно против какого-либо одного из ее аспектов). Возникла потребность в общей науке из потребности в объединении разнородных отраслей знания. Поиск объяснительного принципа выводит за пределы одной науки. Соперничество отдельных дисциплин за главенство отражает тенденцию к единству объяснительного принципа и к выходу за пределы одной науки. Выполнение роли общепсихологической теории оказывалось не по силам каждому из направлений, неизбежно наступал этап, когда они должны были вынуждены ассимилировать идеи других направлений. О кризисе в психологи свидетельствует тот факт, что психология осознала необходимость общей науки (методологии), но не готова произвести ее на свет. Смысл кризиса – существует много психологий, которые имеют тенденцию создать одну психологию путем выделения общей психологии. Еще вернее отражает смысл кризиса – существует 2 психологии: материалистическая и идеалистическая. Практика подталкивает психологию к выбору материалистической парадигмы, психология должна быть объяснительной наукой. Глубинный смысл кризиса – он показал, что только детерминисткая психология возможна в качестве научной. Причина лежит в развитии прикладной психологии, приведшей к перестройке всей методологии на основе принципа практики, этот принцип толкает к разрыву на 2 науки. Выход из кризиса – обобщение и систематизация накопленных фактов, формулировка общего объяснительного принципа и факта, выстраивание иерархии частных дисциплин и как они соотносятся. Выготский – цель создания общей науки. Создавать ее нужно исходя из марксистской интерпретации теоретического знания, из принципов отражения и историзма. Общая наука – это наука, получающая материал из частных научных дисциплин и производящая обобщение этого материала, что невозможно внутри каждой отдельной дисциплины. Причины кризиса (по Выготскому): 1. Неотрефлексированность методологических основ и философской базы. За этим стоит общая установка психологии, которая определяла себя как эмпирическую науку, основывающуюся на опыте. Психология стремилась отмежеваться от философии. Психолог вступает в принципиальный самообман, что лабораторная работа поможет решить его вопросы. Т.е. с одной стороны психологи отказываются от философии, но с др. стороны – опираются на философскую парадигму (Декарто-Локковскую парадигму). 2. Излишний академизм психологии. Отношение к прикладной психологии как к чему-то низшему и выходящему за пределы науки (презрение к практике). Практика, по мнению Выготского, является не только движущей силой, в ней зреет новая сила, которая может вывести психологию из кризиса. Открытие психологии навстречу практике: • обогащает её новыми фактами (до этого психология была наукой, загнанной лабораторным экспериментом), • делает науку применимой к практической жизни – возможность проверить теоретические положения; • классическая интроспективная психология не работала с человеком, а работала с испытуемым, причем испытуемым выступал сам психолог, а практика вносит запас практического психологического опыта – и опыт социальных институтов, и опыт медицинской психотерапевтической практики; • практика - средство разрешения сложных методологических вопросов. Кризис по Рубинштейну: Связав кризис мировой психологии с кризисом методологии науки, он категоризовал этот кризис как взаимоисключающую поляризацию прежде всего двух направлений психологии XX в. – психологии сознания и бихевиоризма. Эта поляризация была связана с идеалистическим пониманием сознания, и хотя бихевиоризм выступил как направление, противоположное психологии сознания, как ее альтернатива, он исходил из того же понимания сознания, что и интроспекционизм, но его попросту отрицал. Рубинштейн, выявив ключевую проблему, без решения которой кризис не мог быть преодолен, – проблему сознания и деятельности, сумел вскрыть внутреннюю связь этих категорий благодаря раскрытию их единства через категорию субъекта. Понимание деятельности не как замкнутой в себе сущности, но как проявления субъекта позволяет Рубинштейну сформулировать тезис об объективной опосредствованности сознания, т.е. распространить объективный подход на понимание субъективного.
|