Студопедия — ВЕРОВАНИЯ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВЕРОВАНИЯ.






 

Древняя родина осетин вызывает представление о славе и о высокой культурности аланов, строивших лучшие храмы не только в пределах Кавказа, но и несших высокое творчество свое в древнейшие города, как Владимир и Суздаль, и Юрьев-Польский.

Религия скифов была тесно связана с индоиранскими религиозными воззрениями. Скифская мифология, насколько можно судить по имеющимся сведениям античных авторов, археологическим данным и этнографическим параллелям, близка к мифологии ираноязычных народов, в первую очередь осетин. Этим вопросам посвящены крупные исследования В. И. Абаева, Ж. Дюмезиля, Д. С. Раевского и других ученых...

Каких же богов почитали скифы? Вот что пишет об этом Геродот:

«Богов они умилостивляют только таких: больше всего Гестию, кроме того, Зевса и Гею, полагая, что Гея — жена Зевса, после них Аполлона и Афродиту Уранию и еще Геракла и Ареса...»

Как мы видим, скифы больше всего почитали Гестию — Табити. Почи­тание многих божеств, из которых одно было главным (т. е. политеистиче­ская религия), характерно для доклассовых и раннеклассовых обществ. Главенствующее положение Гестии — это почитание огня как священной стихии, которое свойственно всем индоевропейским народам, в первую очередь индоиранским. Отголоски такого отношения к огню сохранились и доныне. А тот факт, что огонь олицетворялся в женском образе, говорит о связи с архаическими представлениями о богине очага как подательнице плодородия. Зевс — Папай считался прародителем скифов. Согласно легенде о происхождении скифов, Зевс и дочь реки Борисфена были родителями первого скифа — Таргитая...

Арес, как известно,— бог войны. Кровавый культ этого божества играл особенно важную роль в жизни скифов, соответственно тому, как велика была роль войны и военного сословия в скифском обществе. Об этом наглядно свидетельствует хотя бы тот факт, что скифы воздвигали святилища из всех божеств только одному — именно Аресу... Изображением бога войны считался акинак — короткий меч... Человеческие жертвоприношения скифы совершали только Аресу.

Скифы почитают только следующих богов. Прежде всего — Гестию, затем Зевса и Гею (Гея у них считается супругой Зевса); после них Аполлона и Афродиту Небесную, Геракла и Ареса. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы еще и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс (и, по-моему, совершенно правильно)— Папей, Гея — Апи, Аполлон — Гойтосир, Афродита Небесная — Аргимпаса, Посейдон — Фагимасад. У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса. Ему они строят такие сооружения...

Аресу же совершают жертвоприношения следующим образом. В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырех­угольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду...

Свиней они не приносят в жертву и вообще не хотят разводить этих животных в своей стране.

На страницах «Возрождения» как-то появилась заметка о том, что Людендорф, и в особенности его супруга, проповедуют возвращение к древнегерманской языческой религии как национальной, и предлагают восстановить культ Вотана и Аза. Об этих «новых» германских богах стоит сказать несколько слов.

Происхождением «Азов», то есть сонма богов древнегерманского Олимпа с Вотаном во главе (для Германии) или равнозначащим Одином (для Скандинавии), тевтонский мир обязан... иранцам. В древних сказаниях, переданных нам летописцами XIII века, особенно Хеймкрингельсаге Снорро Струлесана, повествуется, что Азы или Осы (то есть аланы — предки современных осетин), с далекого Востока, пройдя через земли чудские и славянские, проникли на Север, в самую Скандинавию, пребывавшую тогда еще в каменном веке, и принесли с собой оружие из бронзы, «сверкавшее как золото».

Предводителем Осов или Азов был Один, который, очевидно, «с родом своим» добрался до Скандинавии. Далее те же саги повествуют о борьбе асов (алан), ванов (славян) и котунов (финнов). Победителями вышли, конечно, люди, вооруженные металлом, и Одину, и его сыновьям были возданы божеские почести. «Легенда», однако, подтверждается рядом то­понимических названий, оставленных аланами по пути их движения. Это Алаунская возвышенность (Среднерусская), Аландские острова в Балтий­ском море и еще множество менее значительных наименований. Между прочим, у саксона Грамматика встречается отметка, что лежащий в узле волоковых путей — Дон, Волга и Западная Двина — город Смоленск «гочивами основан во время бывшего великого одинового переселения». О приходе в Скандинавию народа, принесшего с собой бронзовую культуру, говорят и Ранке, и Реклю, и Шафарик, и Гильферадинк, причем все они отождествляют этот народ азов с осами — осетинами.

Во всяком случае, археологические данные говорят об очень древних торговых сношениях между Кавказом и Скандинавией...

Первоначально на Севере была триада богов: Один или Вотин, Вала и Во (очевидно, сыновья Одина). Затем постепенно они разрослись в целый сонм, в совокупности носящих наименование Азов. Местопребыванием этого Олимпа был далекий сказочный город Азгард, который некоторые археологи и, несомненно, с достаточным основанием, склонны видеть в современном южнорусском городе Азове, лежащем в устье Дона, близ моря, одного из древних центров сарматкого племени Алан.

Таково происхождение «древнего германского» Олимпа. В первый период христианизация алан-осетин протекала на протяжении многих веков (VI—Х вв.)... В Х веке была создана самостоятельная аланская архиепископия, а позднее — митрополия, входившая в константинопольский патриархат. Аланская митрополия располагалась в верховьях Кубани на реке Б. Зеленчук, где находятся развалины огромного аланского городища с остатками храмов и церквей: там была найдена древняя осетинская надпись...

...Сфера влияния аланской епархии настолько расширилась, что в нее на короткое время оказалась вовлеченной не только значительная часть Северного Кавказа, но и Поволжье и Нижний Дон. Если к этому добавить соединение Алании с кафедрой Сотириуполя — Бичвинты (крупнейший Христианский центр Абхазии и всей Грузии Пицунда.— К. Ч.) в 1347 г. становится ясно, что в тот период под духовной властью аланского митро­полита оказалась огромная территория.

Снорри Стурлусон (1179—1241) был одним из выдающихся лиц средневековой Исландии, наиболее известной работой которого была «Саги о королях Норвегии». В легендарной части истории о предках Харольда Рыжего (ок. 1000 г. н. э.), основателя норвежского королевства, Снорри пишет о том, как «бог Один вместе со своими сыновьями прибыл (I Скандинавию из своей страны Асаланд (страна ясов) (подчеркнуто мною.— К. Ч.):.. Посадив своих братьев правителями Асаланда, он со многими слугами покинул страну и прибыл сперва в Гардарику (Северную Русь), затем в Саксонию, и, наконец, в Скандинавию, где он и его сыновья поселились в Уппсала (Швеция)... Находясь при дворах королей и вождей Норвегии и Зап. Швеции, Снорри мог слышать от очевидцев, побывавших в Южной России, о существовании большого народа асов или ясов, занимавших в это время (место) вокруг Дона. Мы знаем, что асы были предками осетин, занимавших в это время обширную территорию в Южной России, где река Дон и поныне носит осетинское имя... Таким любопытным манером древнее название осетин было использовано в далекой Исландии для объяснения происхождения нордического бога.

Принятие христианства способствовало развитию искусства, связанного с религией, строительству храмов и фресковой живописи. В верховьях Кубани, главным образом в ущелье по р. Зеленчук, осталось около десяти христианских храмов того периода (X—XI вв.— К. Ч.)... Высокое культурное развитие Алании, которое сказывается в архитектурных сооружениях и в живописи, находит себе объяснение в отмеченных выше художественных традициях. Аланское искусство достигало в архитектурных сооружениях и фресковой живописи своего совершенства.

В конце IX — нач. Х в. аланы становятся крупной военно-политической силой на юго-востоке Европы, в западной части Алании, в ущельях реки Б. Зеленчук, Кубань и Теберда, возводятся лучшие произведения древнего зодчества на Кавказе — три Зеленчукских, Шоанинский и Сентинский храмы. Эти монументальные трехапсидные храмы с остатками фресковой живописи относятся к Х веку и являются древнейшими памятниками христианского зодчества на территории РСФСР.

В ущелье р. Большой Зеленчук находится одно из крупнейших и интереснейших городищ Западной Алании — Нижне-Архызское городище, которое с полным основанием можно считать одним из аланских городов. Жизнь этого города была тесно связана с аланской христианской цер­ковью...

Судя по некоторым археологическим наблюдениям, городище воз­никло в конце IX в., но быстрое его развитие связано с христианизацией

Алании и последовавшим за этим церковным строительством. Удобно расположенное, Нижне-Архызское городище в начале Х в. стало резиден­цией только что организованной Аланской кафедры митрополита Алании. Вскоре в Нижнем Архызе началось строительство кафедрала Аланской епархии — крупнейшего на средневековом Северном Кавказе северного Зеленчукского храма. Почти одновременно с ним сооружается средний Зеленчукский храм, предназначенный для обслуживания христианского населения города. Строительство велось византийскими зодчими...

Аланы верховьев Кубани умели хорошо обрабатывать камень, что в сочетании с византийскими строительными приемами обеспечило необык­новенную прочность храмов, сохранившихся до наших дней.

Концентрация крупных купольных храмов, одноаспидных церквей и часовен, христианских кладбищ, эпиграфических памятников греко-византийского происхождения в Нижнем Архызе позволяет считать, что именно здесь находился центр Аланской епархии и резиденции аланских митрополитов до второй половины XIV в. Следовательно, этот город в Х—XII вв. был и административно-политическим центром Алании, а также ее важным культурным центром.








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 128. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия