ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба. Механизм социальной эволюции включает три фактора: § люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа; § существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования); § общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление. С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития: § простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью; § военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации; § индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов; § цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи. Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения: § объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления; § общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов; § социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях; § общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой; § развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых; § наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической; § социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии; § для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений; § задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй; § человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.
ПАРЕТО (PARETO) Вильфредо (1848-1923) - итальянский мыслитель, социолог и экономист,внесший оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку. В социологии П. известен прежде всего своей теорией "циркулирующей элиты" и концепцией "нелогическогодействия". Подвергнув критике "гуманитарные", "позитивистские", "механистические" социологии, П. ставилзадачу разработки "исключительно экспериментальной" социологии, подобно химии, физике и другиманалогичным наукам. Предметом социологии, по П., является поведение людей. Он подчеркивалиррациональный и алогичный характер человеческого поведения. Все поступки людей П. разделил на логические и нелогические. Первые - это целесообразные, руководимыеосознанными целями поступки. Вторые - это неосознанные, инстинктивные поступки. В самой жизни оба типавыступают всегда в смешанной форме. Движущей силой общественного развития служат нелогическиепоступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначальноприсущих человеку и составляющих устойчивую психическую константу любого нелогического действия. Этоткомплекс П. назвал "остатком" (residue). Но человеку изначально задана и потребность в логическом, вернее,псевдологическом, обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступокобязательно содержит и изменчивые интерпретации "остатков", которые объясняют, но и в то же времямаскируют их. Эти элементы П. назвал "производными" (derivazioni). "Остатки" П. разделил на шесть следующих классов: 1) инстинкт комбинаций, он чаще всего встречается удобивающихся успеха политиков; 2) постоянство агрегатов, которое обусловливает, например, длительноесуществование династий, опирающихся на "законность" и устойчивость религиозных взглядов; 3)потребность в демонстрации собственных чувств, скажем, через ритуальные или культовые действия илисохранение форм проявления почтения при иерархическом строе; 4) инстинкт общительности, с которымсвязана, например, потребность в признании социальной группой; 5) инстинкт целостности индивида,направленный на обеспечение безопасности собственности и личности, стремящейся к тому же получитьпредпочтение со стороны общества; 6) инстинкт сексуальности, на который накладывается табу с помощьюмифов или требования публично демонстрировать добродетели. "Производные" П. тоже классифицировал на четыре группы: 1) простые утверждения; 2) утверждения,подкрепленные каким-либо авторитетом; 3) утверждения, опирающиеся на манипулятивное использованиечувств, например, заигрывание с народом в личных или партийных интересах; 4) утверждения, зависящиеисключительно от словесных доказательств. Каждый класс "остатков" состоит из многих элементов, а четырекласса "производных" состоят из семнадцати различных форм. Пятьдесят два "остатка" (П. перечислилименно столько) могут вступать в различные сочетания друг с другом и с семнадцатью формами"производных". Следовательно, вполне логичны упреки критиков П. о "неустойчивости", "противоречивости" и"несовместимости компонентов" его системы логических и нелогических мотивов, всей его теории"социального равновесия". Классификацию "остатков" и "производных" П. положил в основу объяснения всех общественных явлений,считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Так,разрабатывая и демистифицируя различные "производные", П. показывает, что юридические теорииявляются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложныхаргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные "производные" служат сокрытию аморальныхцелей, религиозные - прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. Методологическую основу теории "циркулирующей элиты" П. также составляет парадигма "остатков" и"производных". Именно они лежат в основе объяснения классовых отношений, социальных противоречий,общественного неравенства, смены политической власти, эволюции ее форм, государства и т.п. Общество,по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев иклассов нейтрализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей,обусловленным неравномерным распределением "остатков" среди них. В частности, способностью круководству обладают немногие - те, кто составляет элиту. Деление на способную к управлению элиту инеэлиту П. считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, их стабилизацию ииерархию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т.е. предрасположенностью кманипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия("львы"), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результатеисчезновения соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Еслиправящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилииобладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой,согласно П., заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества. Вобласти хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствует типы "спекулянтов" и "рантье",прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкойкупонов. Преобладание в обществе "рантье" - свидетельство стабилизации общества, переходящей затем взагнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие в социальной и экономической жизни,чреватое катаклизмами. Стабильность достигается именно за счет их последовательной смены - "круговорота элит". В концепции П. политические и экономические изменения связаны с циклами духовногопроизводства - интеллектуального, религиозного, художественного и т.п. Здесь происходит ритмическаясмена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат "остатки" первого и второгоклассов. Идеи социологической теории П. ныне широко используются политологами, сторонникамиструктурно-функционального анализа, исследователями средств массовой коммуникации и др.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
|