Культура и цивилизация. Нередко понятие «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы
Нередко понятие «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Это не совсем так, хотя в чем-то значение этих понятий пересекается. Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии и только материальная культура. Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII — XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости». В XIX веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества.. В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом. Если цивилизацию трактуют как определенную историческую стадию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, информационную цивилизации. В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египетская цивилизация и др.). Последняя точка зрения разработана такими исследователями как Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. Последний разработал теорию «локальных цивилизаций», которых насчитывается более 20. Кроме названных, это две православных цивилизации (русская и византийская), иранская, индийская, две дальневосточных, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя и др. В рамках противопоставления понятий «культура» и «цивилизация» последняя определяется (по О.Шпенглеру) как совокупность технико-механических элементов, как заключительный этап развития любой культуры. Для этого этапа характерен высокий уровень научных и технических достижений, и в то же время, упадок искусства и литературы. Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, что понятие цивилизации может означать: 1)исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах); 2)образ жизни общества после выхода из первобытного состояния (Морган); 3)утилитарно-техническую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности и творчества (Зиммель); 4)завершающую фазу эволюции какого-либо типа культуры, смерть культуры (Шпенглер); 5)любой отдельный (локальный) социокультурный мир (Тойнби); 6)наиболее широкую социокультурную общность, которая достигла самого высокого уровня культурного развития человека (Хантингтон). В русской литературе цивилизацией называют не просто культуру как таковую, а общество, которое характеризуется специфичной и достаточно развитой культурой. Цивилизация предполагает усвоенность образов поведения, ценностей, норм и т.д. Культура же представляет собой способ освоения достижений. Цивилизация, в свою очередь, — это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, а культура — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных критериев. Различие культуры и цивилизации, несмотря на их противоречия, носит не абсолютный, а относительный характер. 46)Ноосферная культура в информационном обществе. Термин “ноосферное образование” (“noos” - греч. разум) вводится для актуализации эволюционного вектора эпохи: потенциализации возможностей человека в гармонии с природой и обществом, воспитании духовной творческой личности, способной увеличивать запас прочности жизни во Вселенной, не нарушая ее законов.Экологическая культура есть органическая неотъемлемая часть общей культуры, охватывающей те стороны мышления и де ятельности человека, что соотносятся с природной средой, это показатель уровня развития человеческой цивилизации. Признаком высокой экологической культуры является наличие определенных моральных и правовых норм. Экологические отношения подразделяются на социально - экологические, реально практические, отношения в материальном производстве. Экологическая культура характеризуется: соразмерностью духовных и материальных ценностей; согласованием идеалов индивидуума, общества и биосферы; совокупностью различных видов деятельности, относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естественной среды; соблюдением долга перед жизнью на Земле; сохранением условий для развития и приумножения жизненных форм. В экологическое сознание включаются: экологические знания;экологическое мышление или умственная способность человека;эколого - эстетическое восприятие;экологическое воображение – психическая способность вмешательства человека в жизнь природы и общества. Формирование информационной культуры личности есть актуальная задача современного образования, а сама информационная культура предстаёт как важнейшая образовательная ценность, представляющая собой не законы педагогической деятельности, но основания для ее самоорганизации и саморазвития. Информационная культура – это уровень достигнутого в развитии информационных связей в человеческом обществе, при информационном взаимодействии людей, характеристика поведения людей в информационном обществе, характеристика информационной сферы общества и индивидуальных информационных сфер людей. Информационная культура предполагает не только наличие определенных знаний, но и определенное приложение этих знаний для чего-либо, в связи с чем-либо, и совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе деятельности, связанной с информацией: под когнитивным компонентом информационной культуры понимается совокупность знаний и представлений об информационной картине мира; под операционно-технологическим – множество алгоритмов человеческой деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации, с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; под психофизиологическим – набор определенных психических структур и ансамблей общих способностей, необходимых для реализации алгоритмов информационной деятельности; под аксиологическим – система ценностных ориентаций, жизненных установок, этических и моральных норм, правил и принципов поведения в информационном обществе. 47)Проблемы общественного развития, их глобальный характер Жизнь общества – это не только сохранение и воспроизведение социальных структур. Она развёрнута в историческом времени и социальном пространстве, представляет собой исторический процесс. Большой вклад внёс К.Маркс. Определяющую роль в развитии общества он отводил материальному производству, ввел понятие базиса как первоосновы общества, на которой формируется надстройка. Его плодотворные разработки теории социальной причинности легли в основу многих современных концепций общественного развития. Основные её положения сводятся к следующему:1. Причинные связи в обществе реализуются только через деятельность людей; 2. Причинные связи в обществе – не отношения между объектами, отношения субъект – объектные и субъект – субъектные; 3. Причинные связи в обществе включают такие звенья, которых нет в природе: социальные потребности, интересы, цели и средства, идеальные мотивы; 4. Причинные цели имеют относительную самостоятельность, хотя, в конечном итоге отражают материальные процессы; 5. Особо важную роль в общественной жизни играет перенос информации от причины к следствию; 6. Причинные связи в обществе носят более многообразный характер. В современной литературе присутствуют две основные концепции развития общества: формационная и цивилизационная. Формационная концепция берёт своё начало из учения Маркса. Маркс вводит понятие общественно – экономической формации как конкретно – исторической формы бытия общества. Идея Маркса, направленная против идеалистических трактовок развития общества. Всё, что составляет историческую и национальную особенность народов, относится к чему-то несущественному, к пережиткам, подлежащих к изживанию. Внутриформационное пространство должно становиться всё более обезличенным. Цивилизационный подход, предложенный в своё время А.Тойнби, не отмечает определяющую роль способа производства в существовании и развитии общества. Им за основу берутся другие факторы духовного и социально – политического порядка. Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Творческое меньшинство цивилизации ведёт за собой инертное большинство. Каждая цивилизация конечна в своём существовании, она проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом, дезинтеграцию, завершающуюся исчезновением. Цивилизационный подход строит свои рассуждения на понимании цивилизации как активном, преобразовательном отношении к природе. Процесс развития понимается с точки зрения изменения характера воздействия на природу, совершенствования средств производства. На этом основании выделяют аграрную (традиционную), промышленную (индустриальную), информационную (постиндустриальную) цивилизацию. Задача заключается в том, чтобы вычленить в самой деятельности человека некоторые всеобщие условия и моменты, выступающие её побудительными силами: потребности, интересы, цели, средства и т.д. Под влиянием внешних и внутренних условий формируется потребность. Она является мощным побудителем и стимулом человеческой деятельности. Через интересы формируется более сложное отношение человека к обществу: отражается реальный статус, положение данных групп и личностей в обществе.
48)Проблема бедности и пути ее решения Бедность населения – особое состояние материальной необеспеченности определенной группы людей, при котором доходы человека (семьи) не позволяют поддерживать общественно-необходимое для его жизнедеятельности потребление. Оценка и измерение бедности проводится как на основе традиционных показателей: уровень доходов, прожиточный минимум, покупательная способность, так и с учетом индикаторов человеческого развития, характеризующих различные аспекты бедности и неравенства в обществе. Решением проблемы бедности (бедных) как основного направления социальной политики занимается система социальной защиты населения. По результатам исследования социологи выделили следующие степени (уровни) бедности: 1. Уровень низких доходов: когда люди не могут удовлетворить одну или две базовые потребности; 2. Уровень бедности: когда нельзя удовлетворить 3-4 потребности из названного списка; 3. Уровень депривации: когда люди не могут удовлетворить 5 и более потребностей; 4. Уровень глубокой безысходной бедности, при котором люди не могут позволить себе большинство из перечисленных благ. Различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимают нехватку в потреблении наиболее сущностных, чаще всего, физических потребностях (пища, одежда, жилье). Относительная бедность – определение положения человека относительно общего уровня доходов в стране. В мировой практике для оценки распространения бедности на официальном уровне обычно используется методика определения прожиточного минимума, основанная на относительном понимании бедности. Кроме того, различают экономическую и социальную бедность. Экономическая, характеризуется относительно работающих граждан, которые не в состоянии обеспечить себе и своей семье нормального уровня жизни (низкий уровень заработной платы). Социальная бедность характерна для малоимущих и слабо защищенных слоев населения. Для преодоления бедности населения необходимо проводить эффективную социальную политику в области повышения доходов и уровня жизни населения. Финансирование социальной сферы в большей степени осуществляется через федеральный бюджет и средства административно-территориальных единиц входящих в состав государства. Другими источниками финансирования выступают государственные внебюджетные фонды и целевые социальные фонды в составе государственного бюджета Бюджет социальной политики- это совокупность источников финансирования мероприятий социальной политики и проводимых социальных реформ. Бюджет социальной политики включает следующие элементы: консолидированный государственный бюджет, средства работодателей, средства граждан. 49)Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема Особое место в интерпретации процессов взаимоотношений человека и природы занимают представители философско-религиозного направления, "русского космизма" XIX в, которые обосновывали позитивную тенденцию к гармонии биосферных и космических процессов, стремясь найти должное место человека в системе его отношений с миром материальных и идеальных вещей и явлений.Большинство концептуальных построений ХХ века, особенно второй его половины, объединяет философия технократизма, исходящая из того, что научно-технический прогресс создаёт предпосылки для преодоления большинства противоречий мирового развития, выходя на уровень общества "всеобщего благоденствия". В этом русле были созданы концепции индустриального и постиндустриального общества, постулирующие лишь позитивную роль научно-технического прогресса. Радикальная трансформация современного философского взгляда на мировое развитие произошла в начале 70-х годов, когда была сформулирована идея пределов роста, прогнозирующая "экологический коллапс" для цивилизации будущего при сохранении современных ориентиров мирового развития. Именно с того времени начала формироваться современная философия экологизма - мировоззрения, исходящего из определяющего статуса проблемы взаимоотношений человека и биосферы в динамике цивилизационного процесса. Последние десятки тысячелетий одним из главных факторов подобных «фоновых» перестроек ландшафтов был климат: существование гигантских ледников на пространствах Северной Евразии и Северной Америки влекло за собой серьезные климатические изменения практически по всей Земле. Исследователи также отмечают наличие определенных циклов для этих самых перестроек. Многие исследователи сам факт появления и значительного распространения человека на Земле называют одной из крупнейших экологических катастроф древности. За прошедшие тысячелетия цивилизация и технологии сделали заметный скачок в своём развитии. Изменился вид человеческих поселений, канули в Лету языки древности, сам внешний облик «человека разумного» изменился до неузнаваемости. Но одно в жизни человека осталось неизменным: все, что цивилизация способна собрать в своих амбарах и складах, взято из окружающей среды.За годы такого сосуществования с природой запасы заметно сократились. Быстрый рост промышленности остро поставил проблему сырьевых ресурсов. Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода. Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные, и требуют для своего решения неодинаковых средств и различных по характеру научных разработок. Несмотря на то, что каждая из глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды. Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками. В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использования природных ресурсов.
|