Предмет социологии
Предмет социологии Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Стоит сказать, для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, кᴏᴛᴏᴩая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, кᴏᴛᴏᴩое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря ϲʙᴏему качеству и, теряя ϲʙᴏе качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель). Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. Отметим тот факт - что в современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Уместно отметить, что определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода будет положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний будет исключительно мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некᴏᴛᴏᴩых других авторов. Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, будет неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. По существу, в ϶ᴛᴏй критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, кᴏᴛᴏᴩый впоследствии получил ϲʙᴏе подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса. Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И ϶ᴛᴏ положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.
|