Б.М.Галеев
1. Настоятельная необходимость изучения синэстезии (соощущений) выявилась в основном в процессе возникновения новых, синтетических искусств — кинематографа, видимой музыки (работы Л. Сабанеева, J. d'Udine, C. Anschutz, A. Wellek, С. Эйзенштейна, Z. Lissa). Но само "синтетическое чувствование" сознательно культивировалось еще романтиками, что определялось их основными эстетически-философскими положениями, в особенности концепцией панмузыкальности. Позже "слияние чувств" было возведено в обязательную и чуть ли не главную особенность творчества символистами (поэзия Бодлера, Рембо, Верлена, Бальмонта, проза раннего Сергеева-Ценского). В это время было накоплено немало интересных наблюдений, но в объяснении природы синэстезии мнения разошлись. Так, М. Nordau считал синэстезию типичным признаком вырождения, атавизмом, тогда как A. Binet видел в ней обычную "ассоциацию идей".
2. Несмотря на то, что с тех пор проблема синэстезии (особенно "цветного слуха" как наиболее часто встречающейся формы синэстезии) была темой нескольких специальных конгрессов, термин "синэстезия" по-прежнему наполняется различным содержанием — в зависимости от профессии исследователя. Одно из самых досадных последствий — использование этого термина и для обозначения навязчивых "соощущений" патологического происхождения, и для обозначения "соощущений" ассоциативной природы, присущих каждому человеку.
3. Для творческой практики значимыми являются синэстезии ассоциативного происхождения (об этом предупреждают С. Эйзенштейн. G. О'Маllеу), причем обладающие относительной общезначимостью, а не единичные и случайные. Общезначимой же, из бесконечного количества возможных межчувственных ассоциаций, является та, которая по физиологической природе есть натуральный условный рефлекс.
4. Не только проявление, но и значение синэстезии в различных искусствах не одинаково. Эта разница становится особенно заметной, если сравнить искусства одноэлементные (поэзия, живопись, музыка) и синтетические (танец, кинематограф, видимая музыка) Поэзия давно использует в своем арсенале метафор межчувственные ассоциации. Во всех случаях элемент синэстезии вносит свою долю в ту информацию, которая заключена "между строк". Создаваемый вокруг слова "ореол" соощущений несет в себе отражение нашего комплексного восприятия действительности. В музыке явление синэстезии, обратное цветному слуху, лежит в основе способности "живописать" звуками; именно ему мы обязаны наличием изобразительных возможностей музыки. В живописи выразительные свойства красок часто наделяются внесветовыми характеристиками ("кричащие", "мягкие", "звонкие" цвета). Художники с сильно выраженным "цветным" слухом пришли к парадоксальной идее "перевода" конкретных музыкальных произведений на язык живописных форм.
5. Уже о танце один из первых исследователей изучаемой проблемы J. d'Udine писал, отмечая особенность искусств, где видимое и слышимое выступают в реальном взаимодействии, что "между обоими искусствами (музыкой и танцем. – Б. Г. ] не ассоциированные, а тождественные ощущения, скорее изэстезия, нежели синэстезия".
6. Изучая законы "вертикального монтажа" в кинематографе, С. Эйзенштейн наряду с традиционной синэстезией ввел новое понятие – "синэстетика", которую он определяет как "способность сводить воедино все разнообразные ощущения, приносимые из разных областей разными органами чувств", как феномен "соизмеримой слиянности".
7. Особенно остро проблема синэстезии встала в связи с развитием видимой музыки. Некоторые "светомузыканты" склонны считать, что для создания световой партии произведения достаточно "овеществления" на экране наиболее общезначимых ассоциаций цветного слуха. Нам пришлось столкнуться с практикой сознательного "устанавливания" маловероятных звукосветовых соотношений, а не только "восстанавливания" на экране того, что чаще всего "кажется" при слушании музыки. При преднамеренном синтезе музыки и света в оригинальном произведении видимой музыки область возможных бисенсорных воздействий должна определяться не постоянной и обязательной "материализацией" цветного слуха, но соблюдением эффекта светозвука. Разумеется, при "реализации" соответствий цветного слуха эффект светозвука будет возникать обязательно, и к восприятию именно таких проявлений светозвука на экране зритель будет постоянно подготовлен как к наиболее вероятным и "желаемым".
8. Анкетный опрос по изучению цветного слуха, проведенный СКБ "Прометей" среди всех ныне живущих музыкантов, писателей, кинематографистов страны, наряду с интересными данными о конкретных проявлениях синэстезии обнаружил широкий интерес к данной проблеме и подтвердил необходимость более активного ее изучения.
Опубликовано в кн.: Симпозиум "Проблемы художественного восприятия (сб. тезисов). – Л.: АН СССР, 1968, с.23-25.
|
Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...
|
Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...
|
Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...
|
Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...
|
|
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ
Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...
Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки.
В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...
Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка:
а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...
|
|
Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...
Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении восстановителей броматом калия в кислой среде...
Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...
|
|