Студопедия — Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины у студента должно сформироваться четкое представление об основных методах современного искусствоведения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины у студента должно сформироваться четкое представление об основных методах современного искусствоведения






Методология истории искусства, заочное отд. 2012 — 2013

 

В результате освоения дисциплины у студента должно сформироваться четкое представление об основных методах современного искусствоведения, их специфике, происхождении, сферах применения, достоинствах и возможностях. Практические занятия направлены на формирование умения самостоятельно применить изученные методы, адекватно используя специфические для них схемы работы с объектом исследования и терминологию; умения выбрать адекватные научные методы для решения конкретных исследовательских задач разного типа; умения правильного согласования разных искусствоведческих и иных научных методов в исследовании конкретного материала. Ряд лекций и практических занятий должен сформировать у студента общее представление о научном рецензировании чужого искусствоведческого текста и умение дать ему самостоятельное определение с точки зрения примененных в нем методов исследования, логики, терминологии.

 

 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Знать:

- основные особенности научного исследования в гуманитарной сфере;

- основной круг и этапы формирования методов искусствоведческого исследования;

- специфические особенности каждого из основных методов современного искусствоведения (включая терминологию и стандартные схемы работы с разными исследовательскими задачами);

- типичную сферу применения и возможности основных методов искусствоведческого исследования, их достоинства и недостатки;

- основные теоретические сочинения, посвященные принципам и организации научного исследования в искусствоведении, а также его отдельным методам и практикам;

- содержание полемики по поводу принципов и целей искусствоведения на различных этапах его развития;

- принципы согласования разных методов современного искусствоведческого исследования при выполнении различных научных задач;

- основные требования к принципам, способам изложения и правилам оформления научного сочинения (в том числе, и учебных работ)

 

 

Уметь:

- самостоятельно определять научную позицию, представленную в том или ином научном сочинении; самостоятельно выявлять его цели и задачи и оценивать результаты;

- находить альтернативные подходы к решению любой конкретной исследовательской задачи;

- применять на практике основные методы современного искусствоведения при выполнении различных искусствоведческих задач (обзор художественной жизни определенного исторического периода, анализ творчества художника, формальный анализ отдельного произведения, атрибуция, интерпретация и др.)

- правильно соединять различные методы при выполнении самостоятельных исследований;

- подтверждать свою позицию и подкреплять свою аргументацию тезисами из классических научных текстов, представляющих принципы работы с применением того или иного метода исследования;

- четко и последовательно представлять принципы и излагать ход собственных научных исследований как в письменной форме, так и в форме публичного доклада;

- пользоваться различными формами и приемами научного изложения материала и представления аргументов;

- безукоризненно выполнять современные требования к структуре и оформлению учебных исследований.

 

 

Владеть:

- навыками применения основных методов современного искусствоведческого исследования в самостоятельной научно-исследовательской работе;

- навыком научного рецензирования искусствоведческого текста, письменного и устного представления результатов такого анализа.

 

Содержание учебной дисциплины

5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы)
1. Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса Определение цели и задач курса. Краткий обзор содержания лекционных и семинарских занятий, основных терминов, а также основной и дополнительной литературы по курсу.
2. Тема 2. Основные понятия курса «Методология истории искусства» Основные понятия курса: «метод научного исследования», «методология». Свободное понимание термина «метод» в современных гуманитарных науках (любой способ исследования объекта, отличающийся последовательностью). Разнообразие методов; условность их разграничения; возможность различной трактовки одного и того же принципа исследования. Возможность исторической или антиисторической трактовки любого метода изучения явлений культуры, в том числе и изобразительного искусства. Современное понимание термина «методология»: взгляд на общие принципы научного исследования, обычно включающий в себя целый ряд (систему) каких-то частных методов, специальную терминологию, склонность к индуктивным или дедуктивным умозаключениям и прочее. Искусствоведение как наука, требующая использования различных исследовательских методов. Самые необходимые из них связаны с решением следующих задач: проблема художественной формы; проблема исследования явления в историческом контексте (в самом широком понимании этого термина); изучение психологии художественного творчества и восприятия искусства.
3. Тема 3. Искусствоведение XIX – XX веков и его методы в контексте развития общих представлений о научном знании Изменения взглядов на научный способ познания мира в течение XIX – XX веков. Оптимистическая позиция ряда ученых второй половины XIX столетия в отношении объективности научного знания и обнаружения идеальных методов научного исследования. Попытка И. Тэна придать строгую форму исследованиям в области истории культуры и искусства (1860-е годы). Г. Вёльфлин как создатель основных принципов изучения явлений искусства в конце XIX – XX веках. Его отношение к методам: использование исторических и психологических комментариев в исследовании искусства; разработка принципов формального (стилистического) анализа. Попытка создания идеальной, вневременной искусствоведческой методологии у Г. Зедльмайра (сборник «Искусство и истина», 1958). Предположение Г. Вёльфлина, Г. Зедльмайра, Э. Панофского и других ведущих искусствоведов последней трети XIX – первой половины XX века о возможности создания единых теории и истории искусства, – объективных и приемлемых для всех исследователей. Кризисы и методологические революции в естественных и гуманитарных науках XX века. Дискуссия К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса и П. Фейерабенда о критериях истинности научных гипотез и прогрессе науки (вторая половина XX века). Искусствоведение этого нового периода. Отказ от взгляда на науку как на совместную работу ученых над созданием общих теории и истории искусства. Появление в искусствоведении новых исследовательских методов, связанных с развитием других гуманитарных дисциплин (семиология; социология (статистические исследования). Отечественное искусствоведение: отсутствие необходимости придавать исследованию вид, соответствующий марксистскому пониманию действительности. Появление новых концепций и методов исследования искусства, связанных с возникновением других идеологий (феминизм).
4. Тема 4. Искусствоведение как дисциплина, опирающаяся на историческую науку Отношение искусствоведения к исторической дисциплине на различных этапах его эволюции (XVIII – XX века). Значение успехов исторической науки XIX века (Г. Ф. В. Гегель в его ипостаси историка культуры, Л. Ранке, В. Дильтей, Я. Буркхардт и др.) для развития немецкоязычного искусствоведения эпохи Г. Вёльфлина. Значение исторической трактовки различных исследовательских методов в искусствоведении и возможность отказа от нее (некоторые исследования формалистов конца XIX – начала XX века (А. Ригль), ряд семиологических исследований). Принципы изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры в связи с обстоятельствами эпохи. Понимание «исторической ситуации», «исторического контекста» у специалистов по искусству, начиная с Я. Буркхардта и Г. Вёльфлина. Историческая ситуация как комплекс элементов, среди которых, кроме культурной и художественной жизни, можно выделить: политические и общественные обстоятельства; формы материального производства; особенности религиозной жизни и религиозного сознания; наличие и характер мифологии, философии, науки, этических учений; межнациональные и межгосударственные контакты и другие явления того же порядка.
5. Тема 5. Формальный анализ произведения и его значение для исследования эволюции художественной формы Формальный (стилистический) анализ произведений искусства и архитектуры как важнейший вид их исследования. Первые требования выявить специфику изобразительного искусства относительно поэзии у авторов XVIII века (Ж. Б. Дюбо и Г. Э. Лессинг о «границах» живописи и поэзии, об особых задачах, достоинствах и «языке» изобразительного творчества). Первые опыты формального анализа античной и египетской пластики у И. И. Винкельмана и других знатоков искусства его времени. Попытка теоретиков-формалистов конца XIX века скорректировать развитие искусствоведения при помощи требования обратиться к изучению формы, «смены стилей» в истории искусства, а также визуального восприятия. Художественная форма как «естественное содержание» изобразительного искусства, не нуждающееся в содержании символическом или идеологическом, и другие тезисы книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве» (1893). Определение вероятных задач формального анализа произведения у историков искусства конца XIX – начала XX веков: атрибуция (авторство, датировка); уточнение места произведения в истории развития художественных стилей. Г. Вёльфлин о цели и инструментарии формального анализа памятников живописи, скульптуры и архитектуры в книге «Основные понятия истории искусств» (1915). Роль формального исследования произведений искусства и архитектуры в отечественной искусствоведческой практике и педагогике XX века.
6. Тема 6. Формальный анализ и его значение для интерпретации отдельного произведения Понятие «интерпретации» произведения с точки зрения представителей разных направлений в искусствоведении XX века («интерпретация» и ее задачи у Э. Панофского, Г. Зедльмайра, в психоаналитической и других традициях). Необходимость формального анализа для исследователей «смысла и значения» произведений изобразительного искусства и архитектуры. Важность внимания к художественной форме в иконографических и иконологических исследованиях. «Иконология» Э. Панофского и «иконология» Э. Гомбриха как методы изучения изобразительного искусства эпохи Ренессанса. Использование формального анализа при интерпретации символики произведений Нового времени (Ю. С. Хельд о картинах Рембрандта; Я. Бялостоцкий и другие авторы о произведениях художников XVIII – XIX веков). Формальный анализ как важный элемент интерпретации в трактовке Г. Зедльмайра (статья «Проблемы интерпретации» в сборнике «Искусство и истина» 1958 г.). Г. Зедльмайр об «Аллегории живописи» Я. Вермеера и венской Карлскирхе И. Фишера фон Эрлаха. Понимание формального анализа произведений в психоаналитической традиции (Э. Нойманн о картинах Леонардо да Винчи).
7. Тема 7. Социологические исследования в искусствоведении Рождение и развитие социологии в XX веке. Определение социологии относительно исторической науки. Новые концепции, методы и понятия, позволившие социологии стать самостоятельной научной дисциплиной (роль М. Вебера, К. Манхейма и других историков начала XX века в этом процессе). Различные толкования понятия «социологическое исследование» в применении к искусствоведению. Комментирование отдельных произведений искусства и явлений художественной жизни с привлечением информации о современных им социальных, политических и экономических процессах. Использование социологической терминологии в искусствоведческой практике. Попытки написания «социальных историй искусства» в зарубежном искусствоведении XX века. Специфическое подчеркивание связей между событиями художественной и социальной жизни в советском искусствоведении, связанное с необходимостью отразить в исследовании искусства социалистическое, марксистское понимание действительности. Статистическое исследование как важнейшая отрасль социологии второй половины XX века. Применение статистического исследования в искусствоведении: общественные опросы, касающиеся ряда проблем, связанных с художественным творчеством, восприятием и изучением искусства, посещением музеев и так далее, и анализ полученных сведений. Исследования советских искусствоведов 1970-х – 1980-х годов в этой новой области.
8. Тема 8. Психологические исследования искусства. Искусствоведение и психоанализ Психология как наука, помогающая исследовать феномен творчества и восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры. Последняя треть XIX века: первые опыты сотрудничества представителей искусствоведения, психологии, а также физиологии зрения. Г. Вёльфлин как специалист по «психологии архитектуры» (на примере книги «Ренессанс и барокко», 1888). Попытка построения теории изобразительного искусства при помощи обращения к исследованию зрительного восприятия человека и его «художественного инстинкта» у А. Гильдебранда. XX век: успехи в области исследования психологии и физиологии зрительного восприятия; внимание к ним у теоретиков и историков искусства и уточнение принципов формального анализа художественной формы. Обилие попыток психологического комментирования событий художественной жизни, появления новых направлений и стилей в искусстве и архитектуре, художественных склонностей и возможностей отдельных мастеров и так далее. Использование в искусствоведении психоаналитического метода (в разных его трактовках). Классики психоанализа о феномене художественного творчества, личности художника и природе гениальности. Ч. Ломброзо как предшественник З. Фрейда и его высказывания о художниках. З. Фрейд о Микеланджело и Леонардо да Винчи. Развитие психоанализа в XX веке и внимание исследователей этого периода к проблемам изобразительного искусства, творчества и зрительного восприятия (К. Г. Юнг, Э. Нойманн и другие). Обращения искусствоведов к иным сферам исследования человеческого поведения — концепциям, происходящим из различных психофизиологических школ (работы П. В. Симонова), психиатрии.
9. Тема 9. Семиологический метод в искусствоведении второй половины XX в. Семиология (семиотика) как наука о знаковых системах. Основные этапы ее развития за рубежом и в России (Советском Союзе). Возможные объекты семиологического исследования, его основные принципы и терминология. Возможности применения концепций и инструментария семиологии в искусствоведении. Взгляд семиологии на виды творчества, оперирующие визуально воспринимаемыми формами. Понимание объектов искусствоведческого исследования как смысловых сообщений. Точка зрения семиологии на создание и восприятие произведений искусства. Европейские, американские и отечественные исследователи о «языках» живописи, архитектуры, плакатной и рекламной графики и обстоятельствах передачи смысла от адресанта к адресату в этих случаях. Семиологические исследования Р. Барта, У. Эко, Я. Мукаржовского, Ю.М. Лотмана и других зарубежных и отечественных авторов. Использование принципов семиологического исследования в работах санкт-петербургских (ленинградских) теоретиков и историков искусства последних десятилетий XX века.

 

 

5.4.Организация самостоятельной работы студента

 

Таблица №5

№ п/п Наименование раздела (темы) дисциплины для самостоятельного изучения Трудоемкость, час. Список рекомендуемой литературы (основная, дополнительная) Вид контроля
1. Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса 1,66/0,04 Основная литература 1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с. 2. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2009. - 330 с.: ил. 3. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. - М: Изд-во В. Шевчук, 2010. - 368 с. 4. Зедльмайр Г. Искусство и истина. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с.   Дополнительная литература 1. Арсланов В. Г. Западное искусствознание XX века. - М.: Академический проект, 2005. - 864 с. 2. История европейского искусствознания. - М., 1963 – 1969 3. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с. УО
2. Тема 2. Основные понятия курса «Методология истории искусства» 1,66/0,04 Основная литература 1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с. 2. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2009. - 330 с.: ил. 3. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. - М: Изд-во В. Шевчук, 2010. - 368 с. 4. Зедльмайр Г. Искусство и истина. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с.   Дополнительная литература 1. Арсланов В. Г. Западное искусствознание XX века. - М.: Академический проект, 2005. - 864 с. 2. История европейского искусствознания. - М., 1963 – 1969 3. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с. УО
  Тема 3. Искусствоведение XIX – XX веков и его методы в контексте развития общих представлений о научном знании 1,66/0,04 Основная литература 1. Арсланов В. Г. Западное искусствознание XX века. - М.: Академический проект, 2005. - 864 с. 2. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. - СПб.: Алетейя, 2000. - 656 с. 3. История европейского искусствознания. - М., 1963 – 1969 4. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с.   Дополнительная литература 1. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Аст Москва, 2009. - 320 с. 2. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: Аст, Аст Ермак, 2003. - 384 с. 3. Поппер К. Логика научного исследования. - М.: Аст Астрель, 2010. - 576 с. 4. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. - Едиториал УРСС, 2002. - 384 с. 5. Фейерабенд П. Против метода. - М.: Аст Москва, 2007. - 416 с. УО
  Тема 4. Искусствоведение как дисциплина, опирающаяся на историческую науку 1,66/0,04 Основная литература 1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с. 2. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил. 3. Дворжак М. История искусства как история духа. - СПб.: Академический проект, 2001. - 336 с.     Дополнительная литература 1. Арсланов В. Г. Западное искусствознание XX века. - М.: Академический проект, 2005. - 864 с. 2. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. - СПб.: Азбука- Классика, 2004. - 288 с: ил. УО; Семинар: Тема 4. Искусствоведение как дисциплина, опирающаяся на историческую науку
  Тема 5. Формальный анализ произведения и его значение для исследования эволюции художественной формы 1,66/0,04 Основная литература 1. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. - СПб.: Азбука- Классика, 2004. - 288 с: ил. 2. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил. 3. Даниэль С.М. Искусство видеть. - СПб.: Амфора, 2006. - 206 с.     Дополнительная литература 1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура- С, 2007. - 392 с. 2. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2009. - 330 с.: ил. 3. Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта. - СПб.: Азбука-Классика, 2005. - 384 с. 4. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 125 с.: ил. 5. Зедльмайр Г. Искусство и истина. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с. УО; Семинар: Тема 5. Формальный анализ произведения и его значение для исследования эволюции художественной формы
  Тема 6. Формальный анализ и его значение для интерпретации отдельного произведения 1,66/0,04 Основная литература 1. Даниэль С.М. Искусство видеть. - СПб.: Амфора, 2006. - 206 с. 2. Зедльмайр Г. Искусство и истина. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с.     Дополнительная литература 1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура- С, 2007. - 392 с. 2. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2009. - 330 с.: ил. 3. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. - СПб.: Академический проект, 1999. - 400 с. УО; Семинар: Тема 6. Формальный анализ и его значение для интерпретации отдельного произведения
  Тема 7. Социологические исследования в искусствоведении 1,66/0,04 Основная литература 1. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология. - СПб.: Алетейя, 2001. - 558 с. 2. Фриче В. М. Социология искусства. - М.: Либроком, 2011. - 208 с.   Дополнительная литература 1. Гаузенштейн В. Искусство и общество. - М.: Новая Москва, 1923. - 336 с. 2. Гаузенштейн В. Опыт социологии изобразительного искусства. - М.: Новая Москва, 1924. - 80 с. УО; Семинар: Тема 7. Социологические исследования в искусствоведении
  Тема 8. Психологические исследования искусства. Искусствоведение и психоанализ 1,66/0,04 Основная литература 1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура- С, 2007. - 392 с. 2. Симонов П. В. Избранные труды в 2 томах. Том 1. Мозг: эмоции, потребности, поведение. - М.: Наука, 2004. - 440 с. 3. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве. - СПб.: Азбука-Классика. 2006. - 224 с. 4. Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. - 304 с.     Дополнительная литература 1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994. - 352 с. 2. Блинов Н. Н. Глаз и изображение. - М.: Медицина, 2004. - 320 с. 3. Фрейд З. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995. - 400 с.   УО; Семинар: Тема 8. Психологические исследования искусства. Искусствоведение и психоанализ
  Тема 9. Семиологический метод в искусствоведении второй половины XX в.   Основная литература 1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс Универс, 1994. - 616 с. 2. Дюбо Ж. Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. - М.: Искусство, 1976. - 768 с. 3. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ,1998. - 704 с.: ил. 4. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с.     Дополнительная литература 1. Алленов М. Тексты о текстах. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 400 с.: ил. 2. Даниэль С.М. Искусство видеть. - СПб.: Амфора, 2006. - 206 с. 3. Успенский Б. А. Семиотика искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 416 с. УО; Т № 1-5; Семинар: Тема 9. Семиологический метод в искусствоведении второй половины XX в.

 

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура- С, 2007. - 392 с.

2. Арсланов В. Г. История западного искусствознания XX века. - М.: Gaudeamus, 2003. - 768 с.

3. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с.

4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс Универс, 1994. - 616 с.

5. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М.: Изд-во имени Сабашниковых, 2003. - 512 с.

6. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2009. - 330 с.: ил.

7. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. - СПб.: Азбука- Классика, 2004. - 288 с: ил.

8. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. - М: Изд-во В. Шевчук, 2010. - 368 с.

9. Гаузенштейн В. Искусство и общество. - М.: Новая Москва, 1923. - 336 с.

10. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М.,: Логос, 2011. - 144 с.

11. Даниэль С.М. Искусство видеть. - СПб.: Амфора, 2006. - 206 с.

12. Зедльмайр Г. Искусство и истина. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с.

13. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ,1998. - 704 с.: ил.

14. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. - СПб.: Академический проект, 1999. - 400 с.

15. Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 352 с.

16. Успенский Б. А. Семиотика искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 416 с.

17. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология. - СПб.: Алетейя, 2001. - 558 с.

18. Фрейд З. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995. - 400 с.

19. Фриче В. М. Социология искусства. - М.: Либроком, 2011. - 208 с.

20. Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Изобразительное искусство. 1996. – 280 с.

21. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с.

22. Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. - 304 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Алленов М. Тексты о текстах. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 400 с.: ил.

2. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. - М.: Стройиздат, 1984. - 193 с.: ил.

3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994. - 352 с.

4. Арсланов В. Г. Западное искусствознание XX века. - М.: Академический проект, 2005. - 864 с.

5. Барт Р. Империя знаков. - М.: Праксис, 2004. - 144 с.

6. Бахтин М. М. Фрейдизм // Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. - М., 2000. - С. 95 – 184

7. Бернштейн Б. Пигмалион наизнанку. К истории становления мира искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 256 с.

8. Блинов Н. Н. Глаз и изображение. - М.: Медицина, 2004. - 320 с.

9. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001. - 544 с.

10. Буркхардт Я. Рубенс. - СПб.: Академический проект, 2000. - 240 с.

11. Ванеян С.С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.

12. Вёльфлин Г. Классическое искусство. - СПб.: Алетейя, 1999. - 326 с.

13. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил.

14. Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта. - СПб.: Азбука-Классика, 2005. - 384 с.

15. Воррингер В. Абстракция и одухотворение // Современная книга по эстетике. Антология. - М.: Иностранная литература, 1957. - С. 459 – 475

16. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Лабиринт, 2010. - 352 с.

17. Гаузенштейн В. Опыт социологии изобразительного искусства. - М.: Новая Москва, 1924. - 80 с.

18. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. - СПб.: Алетейя, 2000. - 656 с.

19. Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы. Морфология и история. - М.: Новое издательство, 2004. - 348 с.: ил.

20. Гращенков В. Н. История и историки искусства. - М.: КДУ, 2005. - 656 с.

21. Дворжак М. История искусства как история духа. - СПб.: Академический проект, 2001. - 336 с.

22. Демидов В. Я. Как мы видим то, что видим. - М., 2011. - 241 с.

23. Дюбо Ж. Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. - М.: Искусство, 1976. - 768 с.

24. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 125 с.: ил.

25. История европейского искусствознания. - М., 1963 – 1969

26. Кларк К. Пейзаж в искусстве. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 304 с.

27. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 584 с.

28. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Аст Москва, 2009. - 320 с.

29. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: Аст, Аст Ермак, 2003. - 384 с.

30. Либман М. Я. Художник и его взаимодействие с городскими властями в эпоху Возрождения // Культура Возрождения и власть. Сб. ст. М.: Наука, 1999. - С. 145 - 151

31. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М.: Астрель, 2012. - 352 с.

32. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. - М.: Искусство, 1994. - 606 с.

33. Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Сварог и К, 2005. - 464 с.

34. Омельяненко М. В. К вопросу о психофизиологических реконструкциях явления «стиль» // Стиль мастера. Сб. ст.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. - М.: Памятники исторической мысли, 2009. - С. 12 — 18

35. Омельяненко М. В. Концепция искусства в докладах Л. А. Орбели о второй сигнальной системе // Вестник СПбГУКИ. № 2 (7). 2011, июнь. - С. 146 - 154

36. Паперный В. Культура два. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 408 с.

37. Поппер К. Логика научного исследования. - М.: Аст Астрель, 2010. - 576 с.

38. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. - Едиториал УРСС, 2002. - 384 с.

39. Пэйтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2006. - 400 с.

40. Раппапорт А. 99 писем о живописи. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 344 с.

41. Симонов П. В. Избранные труды в 2 томах. Том 1. Мозг: эмоции, потребности, поведение. - М.: Наука, 2004. - 440 с.

42. Уэллс Г. Павлов и Фрейд. - М.: Издательство иностранной литературы,1959. - 608 с.

43. Фейерабенд П. Против метода. - М.: Аст Москва, 2007. - 416 с.

44. Ферворн М. К психологии первобытного искусства. - Красанд, 2011. - 120 с.

45. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. - М.: Аст, 2009. - 320 с.

46. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России. - СПб.: Алетейя, 2005. - 320 с.

47. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве. - СПб.: Азбука-Классика. 2006. - 224 с.

48. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. - СПб.: Классика искусствознания, 2001. - 206 с.

49. Хеллер Дж. Вообрази себе картину... - М.: Аст, Астрель, 2010. - 320 с.

50. Херберт З. Варвар в саду. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. - 328 с.

51. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с.

52. Юнг К. Г. Критика психоанализа. - СПб.: Гуманитарное агентство Академический проект, 2000. - 304 с.

 

 

Вопросы к экзамену по курсу

1. Основные понятия курса («метод научного исследования», «методология»).

2. Основные этапы становления и развития искусствоведения в Европе и России

3. Дискуссии историков и философов науки XX века о проблемах развития научного познания и критериях истинности научных высказываний.

4. Разнообразие исследовательских методов в искусствоведении XIX – XXI веков.

5. Основные этапы становления системы методов современного искусствоведения.

6. Отношение искусствоведения к исторической науке.

7. Этапы становления исторического подхода в искусствоведении

8. Задачи и стратегии исторического подхода в современном искусствоведческом исследовании.

9. Разработка принципов формального (стилистического) анализа у немецкоязычных искусствоведов конца XIX века.

10. Значение формального анализа произведений искусства и архитектуры в исследовании истории искусства как истории стилей и направлений.

11. Формальный анализ произведения искусства как элемент его интерпретации.

12. «Иконологическая» интерпретация произведения искусства у Э. Панофского.

13. Интерпретация произведения искусства по Г. Зедльмайру.

14. Цели и стратегии исследования искусства в концепции Г. Зедльмайра.

15. Задачи иконографического исследования.

16. Проблемы изучения иконографии и символики в искусстве различных периодов (от Ренессанса до XX века).

17. Социологические исследования искусства.

18. Социологические исследования искусства в СССР и современной России

19. Взаимоотношения искусствоведения и различных наук о поведении в последней трети XIX-го и XX веке.

20. Традиция психоаналитического истолкования произведений искусства.

21. Изучение искусства как знаковой системы.

22. Семиология о специфике различных видов искусства.

23. Традиция семиотических исследований в отечественном искусствоведении XX века.

24. Ю. М. Лотман: исследование жанров и стилей изобразительного искусства

Основные термины курса «Методология истории искусства» (по темам)







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 204. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия