Словарь основных терминов. 1. Историография искусствоведения — описание и анализ этапов становления и развития искусствоведения как научной дисциплины
1. Историография искусствоведения — описание и анализ этапов становления и развития искусствоведения как научной дисциплины 2. Метод научного исследования — специальный подход к предмету исследования, нередко отличающийся определенным порядком научного анализа и терминологией. В гуманитарных науках отдельные методы работают, в основном, с отдельными аспектами изучаемого предмета и требуют комбинаций и согласования. Основные методы современного искусствоведения: исторический и формально-стилистический подходы, социологическое и семиотическое исследование искусства 3. Методология — система методов научного исследования, характерных для больших исторических эпох, отдельных научных дисциплин и школ, отличающаяся, как правило, специфической терминологией, склонностью к индуктивным или дедуктивным умозаключениям, особыми требованиями к порядку научной работы, публикациям и др. 4. Проблема художественной формы — одна из ключевых проблем теории искусства, комплекс вопросов, связанных с формообразованием в природе и искусстве, визуальной красотой, зрительным и художественным восприятием, коммуникативными возможностями различных видов визуальных искусств. В интерпретации многих авторов «проблема художественной формы» включает в себя также обсуждение всей проблематики стиля. Само выражение становится актуальным во время развития формализма в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века (например, книга А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве»). 5. Историческое исследование искусства — один из ведущих методов в искусствоведении, представляющий собой изучение художественных явлений при помощи анализа исторического контекста (различных аспектов как духовной, так и материальной культуры). 6. Формально-стилистический анализ (формальное исследование, формальный метод, стилистическое исследование) — один из ведущих методов в искусствоведении, нацеленный на работу с формальными и стилистическими явлениями. Характерные задачи, решаемые при помощи формально-стилистического анализа: изучение эволюции индивидуальных манер, направлений и стилей в искусстве; формальные заимствования и взаимодействия мастеров, национальных школ и т. п.; атрибуция и интерпретация отдельного произведения искусства. 7. Стиль — одно из центральных понятий искусствоведения, относительное единство формальных законов искусства и архитектуры на протяжении какого-то временного периода, в ряде регионов и др. Кроме формальных аспектов, в определение отдельных стилей обычно включают устойчивую идейную специфику, устойчивые подходы к задачам художественной деятельности, определенные трактовки жанров и тому подобное. На всем протяжении развития теории искусства и искусствоведения стиль, его определение, вопрос о его возникновении и этапах эволюции — является одной из самых обсуждаемых и полемических тем. 8. Формализм в искусствоведении — течение первоначально в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века, сосредоточенное на вопросах стиля, формообразования, зрительного восприятия и т. д. Формализм может трактоваться также и более узко, в зависимости от конкретных авторов. Благодаря вниманию формалистов к данной проблематике окончательно формируются современные научные представления о задачах формально-стилистического метода исследования и требованиях к нему. Представители течения: А.Ригль, А. Гильдебранд, Г. Вёльфлин. 9. Атрибуция произведения искусства - определение авторства художественного произведения, времени создания, регионального происхождения. 10. Интерпретация произведения искусства — иначе: интерпретация символики, истолкование смысла произведения. Особая задача в искусствоведении, направленная на всестороннее исследование выдающихся произведений. Интерпретация, как правило, включает в себя восстановление всевозможных идейных контекстов, иконографическое и формальное исследование памятника. 11. Иконографическое исследование — сравнительное исследование традиционных и индивидуальных схем представления сюжетов и героев в изобразительном искусстве, традиционной и индивидуальной эмблематики и символики. 12. Иконология Э. Панофского — концепция интерпретации произведения, имеющая особую последовательность работы и выдвигающая на первый план иконографический и исторический анализ. 13. Социологическое исследование искусства — метод, направленный на изучение искусства в социально-политическом и экономическом контексте, либо исследование, использующее методики статистической социологии. 14. Статистическая социология — исследовательский метод социологии второй половины XX в., основанный на сборе и анализе количественных данных. 15. Психология искусства — анализ явлений искусства и творчества при помощи методов различных психологических школ. 16. Психофизиологическое исследование искусства — в отличие от психологического исследования, базируется на естественнонаучных концепциях, использует соответствующие этому методы и исследовательские методики. 17. Психоанализ — учение о поведении человека, развившееся из концепции З. Фрейда (нач. XX в.). Отличается нацеленностью на объяснение социального и культурного поведения человека и отказом от использования естественнонаучных методов исследования. 18. Семиология (семиотика) — комплексная дисциплина, развившаяся из взаимодействия европейской философии языка и лингвистики. Предмет семиологии — языки (знаковые системы) и коммуникация.
Письменная работа — реферат 4-5 источников (включая предисловия, сайты с энциклопедическими данными и проч.)
Темы рефератов — совпадают с темами лекционных занятий с № 4 по № 9, т. е. должны быть посвящены одному определенному методу. Тема выбирается по желанию и литература тоже (из списка литературы под темой и списка общего источников по курсу). Это создает вариативность содержания. Например, при выборе темы «Семиологический метод в искусствоведении второй половины XX в.» можно, дав краткую характеристику метода по любой общей литературе, сосредоточиться на вкладе в эту научную сферу какого-то одного автора и охарактеризовать ряд публикаций об искусстве у Ю. Лотмана или Б. Успенского. Или, при выборе темы «Психологические исследования искусства», написать только про психоаналитический подход или только о литературе, посвященной вопросам зрительного восприятия.
Требования к оформлению реферата — правильно оформленный титульный лист, с указанием вида письменной работы, предмета, по которому она сделана, темы. Список использованной литературы в конце — минимум 4-5 пунктов. Постраничные ссылки при прямом цитировании, оформленные по стандарту представления библиографических данных. Объем текста реферата — минимум 6-7 страниц.
|