Библиографический список. 1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. – 619. 2. Асмус В. Ф. Античная философия. Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1976. – 546 с. 3. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 122–365. Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
3. 1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА. РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА
История средних веков начинается с IV века, когда христианство было признано государственной религией на территории всей Римской империи, и заканчивается в преддверии первых буржуазных революций – в XVI вв., в том числе последние два века – эпоха Возрождения. Таким образом, средневековый период является, в основном, эпохой феодализма. Средневековой философией Запада называют философию, возникшую примерно в этот исторический период или чуть раньше и тесно связанную с христианской религией. История средневековой философии занимает целое тысячелетие: она прошла большой путь, качественно меняясь. Основными этапами ее развития является патристика и схоластика. Патристика – это учение «отцов церкви», то есть первых христианских мыслителей II–VIII вв. Ее отличает ориентация на мистику, большее, чем в схоластике, недоверие к разуму. Патристика критически относится к античному наследию, из всех античных философов ей ближе философия Платона. Наиболее выдающимся представителем патристики является Августин Аврелий. Схоластика – это пик развития средневековой философии, характеризуется наличием многих философских школ и интересом к формально-логической стороне проблем. Ее отличает высочайшее развитие понятийного аппарата философии, ориентация на логику и философию Аристотеля. Наиболее выдающимся представителем является Фома Аквинский,философское учение которого – томизм – до сих пор лежит в основе философской доктрины Ватикана.
3. 1. 1. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА
Философия средних веков развивалась в тесном контакте с религией. Религия – форма мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественное. Религия обязательно предполагает также определенный способ жизни и поведения (исполнение культовых обрядов и ритуалов). В этом ее отличие от философии, которая тоже является формой мировоззрения и мышления, но не содержит обязательных предписаний культового плана. Философия является достоянием, как правило, отдельной личности, в то время как религия предполагает коллективное взаимодействие. Исповедовать религию может не только развитая личность: носителем христианской веры в средние века были, как правило, представители традиционной культуры, не подвергающие сомнениям господствующие воззрения. Однако философия средневековья строится на основе религиозной картины мира, то есть того представления о нем, которое задает христианская религия. Рассмотрим основные представления религиозной картины мира. В определении религии как веры в сверхестественное присутствует указание на «удвоение» мира в религии. Существует два мира или два уровня этого мира: естественный – чувственно воспринимаемый, земной, человеческий, а также сверхъестественный – чувственно не воспринимаемый (умозрительный), небесный, божественный. Таким образом, религиозное мировоззрение основано на вертикальной иерархии: если мифология строилась на горизонтальной оппозиции космоса и хаоса, центра и периферии, то в религиозном мировоззрении противопоставляются верх и низ, небо и земля. Происхождение мира Религиозная картина мира и вся религиозная философия основаны на идее креацианизма – идеи творения мира Богом из ничего. Если в мифилогической картине мира возникновение космоса – это процесс порождения одними богами других, то в религии – это одноактный процесс творчества. Если в мифе все элементы мира уже были до космоса, только в хаотическом состоянии, то в религии возникновение мира – это чудесный скачок из «ничто» в «нечто».
|