Развитие теории свободного воспитания в истории мировой педагогики. Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, С. Френе, К. Роджерс, В.А. СухомлинскийРазвитие теории свободного воспитания в истории мировой педагогики. Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, С. Френе, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский Свободное воспитание оформилось в самостоятельное направление педагогической науки со 2 пол. ХУШ в., у ее истоков стоит Ж.-Ж. Руссо. Данное определение исторических рамок имеет условный характер. Г.Б.Корнетов, считает, что его истоки отчетливо прослеживаются в полисной демократии Афин У – 1У вв. до н.э. Изначально в работах Ж.-Ж.Руссо, свобода трактуется как благо. Ж.-Ж.Руссо видит вредность традиционного воспитания в том, что оно ставит во главе угла те ценности, которые присущи современному обществу, характеризующемуся «полным растлением нравов». В романе «Эмиль, или О воспитании» пишет, что «воспитание вредно воспитаннику уже по тем предрассудкам, которыми оно наделяет его. Человек может быть счастлив только в том случае, если может пользоваться свободой. Свобода же дается тогда, когда человек независим, довольствуется самим собой. Ж.-Ж. Руссо, говоря о свободе в образовательном процессе, в первую очередь подразумевает свободу от общественных предрассудков и учреждений. Воспитание должно быть естественным или природосообразным. Основные идеи Руссо: · Выдвинул идею свободного воспитания, в основе – метод естественных последствий · Выступал против авторитаризма и отрицал наказания · Основные факторы воспитания: природа, люди, предметы окружающего мира · Задача воспитателя – следовать за естественным развитием ребенка, незаметно для ребенка направлять всю его деятельность. · Результат воспитания – свободомыслящая личность, живущая своим трудом.
|