Студопедия — Вторая НТР
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вторая НТР






Вторая НТР, охватившая последнюю четверть XX в., носит иной характер. Ей, по прогнозам некото­рых ученых, удастся преодолеть многие негативные последствия первой НТР, так как одной из важней­ших задач является теперь сбережение природных ре­сурсов. Основные направления второй НТР — развитие микроэлектроники, биотехнологии и информати­ки. На этом этапе, как и в 50—60-е гг., на основе научных открытий происходит преобразование всех сфер производственной техники. Появились програм­мируемые производства, гибкие производственные системы и системы автоматизированного проектиро­вания, робототехника и т. д. Современная наука пыта­ется овладеть новыми, поистине неисчерпаемыми ис­точниками энергии: солнечной, ветровой, энергией морских и океанских приливов и отливов. Однако «энергетическая революция», в которой остро нужда­ется человечество, пока еще остается делом отдаленно­го будущего.

Сегодня в производстве все чаще используются ис­кусственные материалы, обладающие заранее задан­ными качествами (керамика, пластмассы, синтети­ческие смолы, изделия из металлических порошков и т. д.). Они сменяют железо, которое служило основ­ным производственным материалом на протяжении почти трех тысячелетий. Осваиваются новые техноло­гии — малоотходные или безотходные, позволяющие ускорить производственный процесс и осуществлять его с минимальными затратами. Развитие микро­электроники дает возможность значительно умень­шить размеры машин и потребление энергии, удеше­вить продукцию.

В сельском хозяйстве на первый план постепенно (хотя и чересчур медленно) выдвигается производство экологически чистых продуктов. Очевидно, с течени­ем времени будет сокращаться использование пести­цидов, гербицидов и других химических удобрений. Разрабатываются новые технологии для получения программируемых урожаев. Но пока и эта важнейшая для человечества задача остается нерешенной.

Начинается эра промышленного освоения космоса. Выяснилось, что в космосе можно применять уникаль­ные биотехнологии, выращивать кристаллы. Но если это пока является задачей завтрашнего дня, то без ре­гулярно запускаемых Россией, США и другими странами специальных спутников уже невозможно пред­ставить современные системы связи.

Поистине революционные преобразования принес­ла в жизнь общества компьютерная техника. Первые компьютеры, появившиеся еще в середине века, были несовершенными и чрезвычайно громоздкими. Но в 80-е гг. начинается массовое производство компьюте­ров нового (пятого) поколения. Размеры персональ­ных компьютеров становятся все меньше, спрос на них неуклонно возрастает. Компьютер, позволяющий любому человеку после несложной подготовки сохра­нять и обрабатывать огромный объем информации, совершает победоносное шествие по планете. Во мно­гих странах (в том числе и в России) персональные компьютеры уже прочно вошли в быт населения наря­ду с холодильниками, телевизорами и прочей тех­никой.

Компьютеры, разумеется, активно применяются практически во всех областях производства, включая сельское хозяйство. С их помощью, в частности, совер­шенствуется программирование, что помогает неук­лонно сводить к минимуму процент неоправданных решений: ведь электронный мозг может просчитывать самые различные варианты от начала и до конца.

Современное общество не случайно называют ин­формационным. Это означает, что все стороны его жизни, все виды трудовой деятельности непосредст­венно связаны с новейшими видами связи (телеком­муникации, спутниковая связь, компьютерные сети, электронная почта, сотовая телефонная связь и пр.), позволяющими в минимально короткий срок получать любую необходимую информацию. Новейшие инфор­мационные технологии используются, например, для маркетинговых исследований, для гибкого формиро­вания цен и даже для анализа сложных социальных процессов.

Весьма значительными были к концу XX в. проры­вы в области генетики и биотехнологии. Генная инженерия сегодня активно применяется в сельском хозяй­стве и в медицине.

Успехи второй НТР, безусловно, огромны, и есть все основания считать, что с ее помощью будут ре­шены по крайней мере некоторые из тех сложных проблем, которые принесла человечеству эпоха инду­стриальной цивилизации. Но в какой именно степени может измениться мир под влиянием научно-техниче­ского прогресса? Не принесет ли современный этап НТР какие-то новые, еще неизвестные нам отрица­тельные последствия? Ответы на эти вопросы пока остаются открытыми.

Следует помнить, что на сегодняшний день все еще сохраняется опасность экологического и энергетиче­ского кризисов. А ведь эти кризисы, подобно мировым войнам, могут нанести сильнейший удар по индустри­альной цивилизации, породившей их. Кроме того, на­учно-технический прогресс, разумеется, не распрост­раняется по всем регионам мира равномерно. Бла­гоприятные условия для его успешного развития существуют только в ведущих странах. Научно-техни­ческий прогресс самым тесным образом зависит от общего уровня социального и материального благопо­лучия общества. Поэтому пока его плодами могут в полной мере пользоваться лишь жители наиболее раз­витых стран (и, разумеется, не все в равной степени), то есть примерно 10—12% населения нашей планеты.

Вопросы и задания

1. Какие преимущества дал союз науки и производства9 По­ясните, что вы понимаете под понятием «НТР» Назовите основ­ные достижения первой и второй НТР

2. Какие негативные последствия имела первая НТР9 Чем в этом и других отношениях вторая НТР отличается от первой9

3. Какие проблемы поставила перед человечеством в XX в индустриальная цивилизация7 Почему проблемы такого рода не могли возникнуть в традиционной (доиндустриальной) цивили­зации9

 

 

§7

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

 

Современный мир стоит на пороге третьего тысяче­летия. Человечество подошло к этому важному рубе­жу с большими приобретениями и большими потеря­ми. Какое будущее нас ждет? По какому пути будет развиваться цивилизация в XXI в.? Прогнозировать историю трудно, и неудивительно, что ученые дают разные ответы на эти вопросы.

Некоторое время назад появилась теория, согласно которой эпоха индустриальной цивилизации закончи­лась, и человечество (по крайней мере, часть его) всту­пает или даже уже вступило в следующий этап разви­тия — постиндустриальную цивилизацию. При этом последняя четверть XX столетия считается переход­ным периодом, периодом противоборства старых и но­вых тенденций.

Что же представляют собой эти новые тенденции, позволяющие хотя бы в общем виде обрисовать конту­ры будущего витка цивилизационного развития?

Большие надежды связываются с научно-техниче­ским прогрессом, успехи которого, видимо, могут пре­образовать всю систему производства. Оно в большей степени будет ориентировано на удовлетворение по­требностей человека; тяжелый и монотонный труд, превращающий человека в придаток машины, сведет­ся к минимуму. Зато максимально активизируются творческие возможности личности, от которой потре­буются обширные знания, умение самостоятельно принимать решения, быстро реагировать на измене­ние ситуации. Исчезнут гигантские заводы — порож­дение и символ индустриальной эпохи, наносящие ог­ромный ущерб окружающей среде. Технические уст­ройства будут приобретать все более миниатюрные размеры, а следовательно, значительно уменьшатся и материальные расходы. Безотходные технологии, за­мена природного сырья синтетическим, новые источ­ники энергии, строгое соблюдение экологических норм — все это позволит преодолеть катастрофическое противоречие между ноосферой и естественной сре­дой, которое является еще одним неизбежным резуль­татом индустриализации.

Ученые предполагают, что благодаря информаци­онной революции и развитию микроэлектроники в производстве возрастет роль небольших предприятий, «мягкие» формы объединений которых (ассоциации, торгово-промышленные группы) позволят быстро ре­агировать на перемены в рыночном спросе и при необ­ходимости перестраивать механизм производства. Ог­ромные транснациональные компании, которые дер­жат в своих руках львиную долю производства тех или иных видов продукции (от добычи нефти до радио­электронной аппаратуры), очевидно, сохранятся еще долгое время, но вынуждены будут потесниться с рос­том мелкого и среднего бизнеса, который уже сейчас производит более половины валового национального продукта в Японии, Италии, Франции и других разви­тых странах.

Вполне вероятен и бурный процесс деурбаниза-ции — оттока населения из городов. На протяжении всей истории цивилизации города были администра­тивными, экономическими и культурными центрами. Индустриальная эпоха превратила их также в про­мышленные центры. Гигантские «города-спруты» (так их стали называть еще в конце XIX в.) с много­численными заводами, фабриками, верфями втягива­ли в себя огромные массы сельского населения, ухо­дившего из родных мест в поисках работы. Современ­ные мегаполисы, в которых живет по 10—15 и даже более миллионов человек (Токио, Нью-Йорк, Мехико, Москва и др.), страдают от перенаселенности, загрязнения атмосферы, переизбытка транспорта и многих других проблем.

Характерно, что в последнее время в высокоразви­тых странах возникла «обратная» тенденция: люди, работающие в крупных городах, предпочитают жить в более или менее удаленных от них предместьях сель­ского типа. Эта тенденция, по всей вероятности, будет усиливаться. И это вполне естественно для информа­ционного общества, в котором человек, даже находясь дома, не чувствует себя оторванным от внешнего мира и с помощью компьютера и прочих средств связи мо­жет не только отдыхать, но и заниматься делами. Ко­нечно, значительную роль в этом сыграет и декон-центрация (т. е. разукрупнение) производства.

Существенные изменения произойдут также в со­циально-экономической и политической сферах. Со­циалистическая система оказалась несостоятельной, однако и капитализм — по крайней мере, в формах, существующих сегодня, — в будущем претерпит зна­чительные изменения. Ученые пока не имеют единого мнения по поводу нового типа общественных отноше­ний. Некоторые его черты уже сегодня вырисовывают­ся в «шведской модели» развития. Для этой модели характерны исчезновение крайних форм противобор­ства (и серьезных противоречий) между различными социальными группами, усиление их сотрудничества во имя совместного решения стоящих перед общест­вом проблем. Государство при этом все меньше вмеши­вается в экономику и общественную жизнь в целом, занимаясь в первую очередь охраной прав человека, урегулированием различных конфликтов, поддержа­нием порядка и законности. Расширятся права реги­ональных и муниципальных органов. 'Децентрализа­ция власти сделает ее более демократичной, прибли­зит ее к нуждам человека.

Наконец, в постиндустриальную эпоху, судя по многим признакам, произойдет своего рода «револю­ция духа». Кризис системы ценностей, начавшийся еще в прошлом столетии, в XX в. достиг своего апогея. Охватив огромные массы людей, разочаровавшихся в гуманистических идеалах и ни во что не верящих, этот кризис поистине стал знамением нашего времени. Но уже в последние годы проявляется и противополож­ная тенденция. В самых разных странах стремительно возрождается угасший под влиянием рационализма интерес к религии, которая на протяжении тысячеле­тий была источником духовной силы человека и хра­нительницей цивилизационных традиций. В обществе усиливается и тяга к «высокой» культуре. Так, в США, стране, где необычайным спросом пользуется «массовая культура», за последние десятилетия при­мерно втрое увеличилась посещаемость музеев. Это и многое другое говорит о том, что прогнозы о прибли­жении этапа духовного обновления человечества име­ют под собой вполне реальную основу.

Еще одна важнейшая тенденция современного ми­ра, которая, видимо, во многом будет определять его дальнейшее развитие, — это глобализация, т. е. воз­растающая целостность мира. Многие ученые видят в глобализации признак начала формирования единой планетарной цивилизации.

Предпосылки для ее появления создала в конечном счете индустриальная эпоха, научно-технический про­гресс. На протяжении XX в. экономические, полити­ческие, культурные, коммуникационные и прочие связи между различными странами и целыми конти­нентами становились все более прочными. Заметно усилилась взаимозависимость локальных цивилиза­ций, которые в наши дни уже не могут вести «отдель­ное», изолированное существование. События, проис­ходящие в той или иной стране, нередко влияют и на судьбы ее соседей, а порой и мира в целом.

При этом такое влияние не всегда оказывается по­ложительным. Мировые войны, крупные экономиче­ские кризисы, опасность применения оружия массово­го уничтожения — далеко не полный перечень примеров такого рода. Но у процесса глобализации, конечно, есть и другие стороны, внушающие оптимистический взгляд на будущее. Это формирование системы все­мирного хозяйства с «разделением труда» между стра­нами и континентами, ведущее к созданию мирового рынка; тесно связанное с этим возрастание роли реги­ональных экономических союзов (таких, как Европей­ский союз); укрепление авторитета международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.); интенсивный об­мен культурными ценностями и научными знаниями; «экспорт» оптимальных форм экономической, соци­альной и политической жизни; решительные ограни­чительные меры в сфере военного производства, уже приведшие к фактическому прекращению гонки во­оружений.

Разворачивающаяся глобализация в принципе от­нюдь не означает, что в будущем мир станет однооб­разным, унифицированным. Своеобразие культур, разумеется, должно сохраниться. И тем не менее сов­ременной тенденции к формированию планетарной цивилизации противостоит прямо противоположная тенденция — сепаратистская. Об этом убедительно говорят самые разные по своей сути явления — на­пример, распад СССР и Югославии, исламский фунда­ментализм, движение за отделение провинции Квебек от Канады и т. д. Стремление «отделиться», обособить­ся, освященное лозунгами (порой искусственно разду­ваемыми) сохранения политической, культурной, ре­лигиозной самостоятельности, стало знамением вре­мени.

Нельзя забывать и о трагической неоднородности мира в социально-экономическом отношении, о рез­ком противостоянии двух полярных зон, в одной из которых человек пользуется всеми благами и достиже-

Сепаратизмот латинского «отдельный», бый» — стремление к отделению, обособлению.

ниями цивилизации, в то время как в другой, гораздо более обширной, царят нищета, голод и болезни, не­редко оборачивающиеся массовыми эпидемиями.

Какая же из двух тенденций — глобалистская или сепаратистская — победит в будущем? Сумеет ли чело­вечество найти пути к сбалансированному развитию, отыскать равновесие между всеобщим и локальным? Ответы на эти вопросы может дать только беспристра­стная история.

Новый виток цивилизационного развития, как бы мы его ни называли — постиндустриальной, глобаль­ной или какой-либо иной цивилизацией, — фактиче­ски еще не начался (хотя на этот счет есть и другие мнения). Пока появились лишь некоторые признаки, указывающие на то, что в недалеком будущем могут сформироваться новые цивилизационные основы. И это очень важно, ибо, как продемонстрировал опыт XX в., индустриальная цивилизация таит в своих недрах угрозу самоуничтожения. Если перестройки цивилизационных основ не произойдет, над самим существованием человечества нависнет серьезная опасность и «сценарий» будущего окажется весьма мрачным.

Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами. И по мере приближения третьего тысячелетия вся наша деятельность, которая в конце концов и опреде­лит наш выбор, даст ответ и на другой вопрос: что значит быть человеком?

Из книги американских футурологов Дж. Несбитта и П. Эбурдин «Мегатенденции: год 2000. 1 Десять новых направлений на 90-е годы», 1990 г.\

Вопросы и задания

1. Назовите основные тенденции, характерные для постин- \ дустриальной цивилизации

2. Какие недостатки индустриализма должна устранить | постиндустриальная цивилизация?

3. Наступил ли уже, по-вашему, этап постиндустриальной цивилизации? Или мы переживаем сложный переходный период противоборства двух разных цивилизационных тенденций? Ар­гументируйте свой ответ.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 338. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия