Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
Возникновение философии в Древней Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия, а она предполагает принятие решений на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Навыки демократического обсуждения и принятия решений способствовали развитию рационалистического характера греческой философии. В более чем тысячелетней истории греческой философии можно выделить четыре периода: досократическая философия (VII-IV вв до н.э.), классическая философия (450-320 гг. до н.э.), эллинистическая философия (320 г. до н.э. – 200 г. н.э.), неоплатоническая философия. Первой философской школой Древней Греции считается милетская школа (г. Милет, VI в. до н.э.). Ее основатель — Фалес (ок. 625 - ок. 547 до н.э.) считал началом всего воду. Анаксимандр (ок. 610 - после 547г. до н.э.) называл словом «апейрон», т.е. «беспредельное». Последний крупный представитель милетской школы Анаксимен (VI в. до н.э.) считал что, все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгущения. Пифагорейцы (VI-IV вв до н.э.) полагали, что «все есть число» и «самое мудрое есть число», числа рассматривались ими как принципы, причины и структуры вещей, как упорядоченные множества, как образы, по которым бог творил мир. Обособленно от школ философствовал Гераклит (конец VI- начало V в. до н.э.), в учении которого понятием является «логос», естественный порядок, закон, незримо правящий всем мирозданием. Вместе с тем логос еще и «огонь», живая энергия, приводящая все в движение и изменение. Логос также и слово, задающее порядок мысли. Важнейшая идея Гераклита — идея борьбы и единства противоположностей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса. Элейская школа существовала в У1-У вв. до н. э. Главные ее представители — Парменид и Зенон. Парменид впервые попытался доказывать философские тезисы. Зенон сформулировал ряд задач или апорий, цель которых состояла в защите учения Парменида («Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес»). Основатели античного атомизма — Левкипп и Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.). Для них «атом» (греч. atomos — неделимый) есть «подлинное» бытие, а атомы существуют вечно и неизменно. Существует также и «небытие» — пустота, в которой движутся атомы. Атомы различаются формой, положением в пустоте, величиной. Софисты (450-350 гг до н.э.) (от греч. sophistes —- искусник, мудрец) завершили эволюцию досократического мышления. Софисты утверждали, что благодаря их искусству можно доказать или опровергнуть все что угодно, т. е. для них нет незыблемых истин, все знания не абсолютны, а относительны (релятивны). Протагор (ок. 481-411 гг. до н.э.), как один из самых известных софистов, считал допустимым высказывание различных, даже противоположных мнений о любой вещи. Самый знаменитый его тезис гласит: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». Другой видный софист Горгий (ок. 483-375 гг. до н.э.), в отличие от Протагора, утверждавшего, что все истинно, считал, что все ложно. Софисты выступают предшественниками поворота греческой философии от исследования природы к изучению человека. Классический период развития греческой философии определяется влиянием афинских философов – Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) считал, что степень обоснованности и приемлемости мнений и установлении выявляется в процессе обсуждения, диалога. Метод «порождения» все более обоснованных мнений Сократ называл словами «майевтика» и «диалектика». Важнейший девиз для него - «Познай себя».В этике Сократ занимал позицию «этического рационализма», т. е. разумного обоснования этических норм. Наиболее известным учеником Сократа является Платон. Учение об идеях является концептуальным ядром платоновской философии. Идеи (эйдосы) — это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении, но сами эйдосы не вещи, и их невозможно воспринимать органами чувств. Идеи соотносятся между собой иерархически, т. е. одни идеи логически подчинены другим, а высшая среди них — идея блага. Человек способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике, которой Платон называл умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать. Аристотель (384-322 до н.э.) вслед за Сократом и Платоном продолжал отстаивать принципы философского рационализма, признавал, что сущности вещей неизменны и независимы от человеческой субъективности. Сущность вещи — это то, что сохраняется, остается тождественным себе, несмотря на видимые вариации, возникновение и уничтожение вещей. Сущность вещи, по Аристотелю, — это ее форма, причем форма, принимаемая некоторой материей. Под материей Аристотель понимает не какое-то определенное вещество, а нечто могущее стать чем-то, иначе говоря, материя есть потенция, возможность для осуществления некоторой формы. Аристотель не только разработал свою концепцию основ сущего, но создал логику как науку о формах правильного мышления, позволяющую разоблачать непреднамеренные ошибки в умозаключениях или преднамеренный софистический обман. Софистике Аристотель противопоставил доказательное знание. Развитие идей Сократа происходило и в рамках так называемых сократических школ. К их числу относятся киники, киренаики, мегарики и элидо-эретрийцы. Если Платон и Аристотель восприняли у Сократа стремление защищать дух греческой рациональности, законности и государственности, то другие «ученики» Сократа, стали исповедовать дух индивидуальной свободы, отрицающей «условности» общественной жизни.
|