Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философская мысль эпохи Просвещения





Для просветителей характерно убеждение в том, что причина всякого зла и несчастья человека в невежестве. Преодолеть зло можно только избавившись от невежества, просветив разум. Философия Просвещения, также апеллируя к разуму, отрицает существование сверхъестественного, божественного мира; существенной чертой этой философии становится.

Их концепция человека достаточно ясно выражена в заглавии книги Ламетри – «Человек – машина», а представление о целях и мотивах человеческой деятельности в работах Гельвеция, полагавшего, что человеческими поступками руководит исключительно эгоистический интерес.

Группу авторов и составителей французской «Энциклопедии», ориентированной на широкое распространение и популяризацию естественнонаучных знаний и либеральной идеологии, называли энциклопедистами в эпоху Просвещения. Возглавлял группу Дени Дидро (1713-1784), наиболее активными ее участниками были: д`Аламбер (1717-1783), Вольтер (1694 – 1778), Ламетри (1709-1751), Монтескье (1689-1755), Руссо (1712-1778), Гельвеций (1715-1771), Гольбах (1723-1789). Энциклопедия и энциклопедисты сыграли большую роль в идеологической подготовке буржуазной революции.

Франсуа-Мари Аруэ, (1694-1778) - известный миру под одним из своих 137 литературных псевдонимов – Вольтер. Обладатель многосторонних талантов: драматург, историк, литератор, «пронырливый и смелый» (Пушкин) обличитель пороков французской монархии и католической церкви. Его собственные философские работы имеют несколько поверхностный и дилетантский характер. Ценность и значение их не в них самих, а в том сдвиге в направленности сознания, который они вызвали. При жизни был признанным вождем европейского свободомыслия, а после смерти стал его духовным символом (не случайно в течение почти полутораста лет либеральная ориентация гордо или презрительно именовалась «вольтерьянством»).

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771)– наиболее яркий представитель этического направления в философии Просвещения. Происходил из семьи придворного врача, сам занимал должность генерального откупщика, приносившую ему огромные доходы. В 1757 г. опубликовал книгу «Об уме», которая была приговорена к сожжению.Цель, которую ставил перед собой Гельвеций, состояла в выработке некоего строгого научного «искусства жизни», опирающегося на разум и опытное знание. Исходя из общих установок локковского эмпиризма, он отрицал, какие бы то ни было врожденные способности человека, полагая, что все они, являясь приобретенными, полностью обусловлены внешним окружением. Чтобы сделать людей справедливыми, достаточно создать законы, строго карающие за причиненное зло и вознаграждающие за добродетельные поступки, и тогда справедливость установится сама собой.

Жан Жак Руссо (1712-1773) – швейцарец, родился в Женеве, в семье ремесленника-часовщика. Переменил множество занятий, одно время вел жизнь бродяги. В возрасте 37 лет прибыл в Париж, где пытался сделать карьеру композитора и музыканта. Руссо не был профессиональным философом в полном смысле этого слова. Его философские взгляды были основаны не столько на строгом анализе, сколько на достаточно поверхностном сопоставлении двух общественных моделей, которые он знал из своего непосредственного опыта. Наблюдая антагонизм цивилизации и морали, Руссо делает выбор в пользу морали, полагая, что ради сохранения моральной чистоты стоит отказаться от благ цивилизации.

 

2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции

В рамках немецкой классической философии были развиты оригинальные концепции: И. Канта (1724-1804), И. Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинга (1775-1854), Г.В. Ф. Гегеля (1770-1831).

Всю деятельность Канта обычно делят на два периода. В «докритический» период (1746-1770), он создает «Всеобщую естественную историю и теорию неба», которая, дополненная в некоторых деталях Лапласом, и по сей день остается одной из самых распространенных космогонических гипотез. «Критический» период (1770-1797) ознаменован разработкой основных собственно философских произведений: «Критики чистого разума», «Критики практического разума» и «Критики способности суждения», создание которых сам Кант определяет как «коперниканский переворот в философии». Суть этого переворота состоит в утверждении, что, вопреки традиционному взгляду, не способы организации мышления согласуются с формами бытия объектов, а, наоборот, мир объектов, каким мы его знаем, согласуется с формами организации нашего мышления.

Гегель предпринимает попытку создать универсальную Логику (с большой буквы), опираясь на которую мы смогли бы чувствовать себя уверенно в любой области действительности, понимая все в ней происходящее, как частные формы явленности некоего абсолютного единства, которое он называет Мировым Духом или Абсолютной идеей. Мировой процесс есть процесс, в котором Абсолют познает свое собственное содержание. Для того чтобы получить возможность взглянуть со стороны на собственную идею (а именно идеи составляют внутреннее содержание Мирового духа), необходимо вынести ее вовне, то есть, реализовать, воплотить в действительность. Гегель называет такое овнешнение идеи опредмечиванием. Всякую вещь мы можем рассматривать как опредмеченную или объективированную идею, а весь предметный мир как связанную систему таких объективаций. Отсюда следует одно из важнейших основоположений всей гегелевской философии – принцип тождества мышления и бытия. Согласно этому принципу традиционное противопоставление мысли и вещи ошибочно. В действительности это одно и то же или, точнее, это две различные формы явленности Мирового Духа. Согласно Гегелю, история состоит в восхождении Мирового Духа к познанию им абсолютной истины собственного бытия. Это восхождение осуществляется как самодвижение мысли, поскольку предметом, на который направлено познание, является идея, понятие, то есть сама мысль.

Л. Фейербах, в отличие от Гегеля, не сводит бытие исключительно к мышлению, полагая, что последнее есть не субъект, а предикат человеческого бытия. Иными словами, бытие человека не сводится только к тому, чтобы мыслить и мыслить; помимо мышления у него есть и иные, не менее важные и значимые занятия: жизнь, любовь, счастье, смерть, надежда на бессмертие и др. Антропологическая философия Фейербаха требует не только равноправного включения чувственности в состав человеческой сущности, но склонна рассматривать ее как основу более фундаментальную, чем сознание, поскольку последнее, по словам Фейербаха, «только подтверждает в уме и при помощи ума то, что исповедуется сердцем каждого настоящего человека».

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 235. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия