Основные этапы развития философской мысли Беларуси. Важнейшие периоды: распространение идей ренессансного гуманизма и реформации (XVI-XVII вв.); развитие схоластической философии в эпоху контрреформации (XVII-
Важнейшие периоды: распространение идей ренессансного гуманизма и реформации (XVI-XVII вв.); развитие схоластической философии в эпоху контрреформации (XVII- первая половина XVIII вв.); распространение философии Просвещения и Романтизма (вторая половина XVIII- первая половина XIX вв.); становление национального самосознания (вторая половина XIX в.); развитие ведущих проблем марксистской философии 20-80 гг. ХХ века, включение в мировой философский процесс. Начало распространения идей Ренессанса и Реформации на территории Великого княжества Литовского связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Скорины (ок. 1490-1541). В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Возможности улучшения жизни людей Скорина связывал с распространением духа человеколюбия. Движение Реформации особенно активно с середины XVI в. Его видным представителем был Сымон Будный (1533-1593), который издал на белорусском языке «Катехизис» и свои переводы библейских текстов с предисловием и комментариями. Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович, 1629--1680), который полагал, что мир создан Богом и основан на двух началах — материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном. Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество В. Дунина-Марцинкевича (1807-1884 гг.), который считал, что необходимо совершенствовать человеческие отношения путем просвещения и нравственного воспитания. Важную роль в этом способна играть литература на белорусском языке, которая была бы понятна как помещику, так и крестьянину. Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни Северо-Западного края были деятельность К. Калиновского (1838-1864), издававшего «Мужицкую правду», проповедовавшего идеи крестьянской революции, общинного социализма, национального освобождения; народнических групп и газеты «Гомон», творчество Ф. Богушевича (1840-1900), Янки Лучины (1851-1897); распространение марксистских идей. В начале XX в. на идейном поприще выступили газеты «Северо-Западный край», «Наша доля», «Наша нiва», большевистская газета «Зеезда», литераторы Тетка (1876-1916), Я. Купала (1882-1942), Я. Колас ( 1882-1956), сторонники идеи национальной автономии белорусского народа, его просвещения, общности и бесклассовости (И. Луцкевич, Ю. Верещат, Бурбис), большевистские пропагандисты и организаторы М. В. Фрунзе, А. Ф. Мясников. В 1921 г. небольшим тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдираловича (Канчевский И. В., 1896-1923) «Адвечным шляхам», в которой автор размышляет об историческом пути и культурном своеобразии белорусов, находящихся между Востоком и Западом. Белорусам нужны «свои белорусские формы жизни». В творчестве адекватных форм жизни дух должен быть свободен от лозунгов и догм. В 20-70 гг. ХХ века развиваются различные темы марксистской философии, диалектического и исторического материализма. В 70-80 гг. этого века особый интерес вызывают проблемы философии и методологии науки, разрабатывается категориальный аппарат философской мысли, диалектики, логики, истории научного знания и др. С начала 90 гг. ХХ века белорусская философия включается в мировой философский процесс, происходит осмысливание идей современного западного марксизма, феноменологии, герменевтики и других течений современной философской мысли, разрабатываются философско-методологические проблемы гуманитарных, естественных и технических наук, их взаимодействия и диалога. Раздел II. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Метафизика как философское учение о всеобщих основаниях и принципах бытия Метафизика — философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее и равным, необходимым образом захватывающими самого человека, вопрошающего о мире, природе, собственной конечности, уединенности, ностальгии, сущности прекрасного, нравственного и т.д.
|