Студопедия — Разработка экскурсии «Саратов театральный» и расчет ее стоимости
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Разработка экскурсии «Саратов театральный» и расчет ее стоимости






В данной работе исследуется культурно-исторический потенциал театров города Саратов. Большое количество театров с богатой историей, различной жанровой спецификой, уникальной архитектурой дает возможность разрабатывать разнообразные экскурсионные маршруты. Это могут быть маршруты как автобусные, так и пешеходные; с посещением театров или без посещения; также возможно разграничение по жанрам, например, экскурсии по музыкальным театрам, включающие театр оперы и балета, филармонию с обязательным посещением театра или экскурсии для детей по детским театрам, таким как кукольный театр, театр юного зрителя.

Учитывая наши возможности и имеющиеся ресурсы, я решила разработать познавательную пешеходную экскурсию по театрам города, включив в нее элементы анимации. В экскурсию войдут 9 объектов:

· Театр кукол «Теремок» (ул. Бабушкин взвоз,16),

· Дом В.А. Дубровиной (Соборная пл.,5).

· Саратовский областной колледж искусств (ул. Радищева, 22),

· Саратовская консерватория имени Л. В. Собинова (пр. Кирова, 1),

· Саратовский театр оперы и балета (пл. Театральная, 1),

· Дворец творчества детей и молодежи (ул. Театральная, 13),

· Дом Олега Янковского (ул. Большая Казачья,16),

· Саратовский театр юного зрителя (ул. Чапаева, 17),

· Саратовский государственный академический театр драмы (ул. Рабочая, 116).

Все театры расположены в центре города и находятся на близком расстоянии друг к другу. Такое расположение театров удобно для составления экскурсионного маршрута, а жанровое разнообразие театров, богатая история и уникальная архитектура помогут экскурсантам представить Саратов как театральный город.

Экскурсия разработана для учащихся старших классов (9-11 кл.), студентов средних и высших учебных заведений, гостей города. Часто текст экскурсии бывает сложен для восприятия молодежи. Для того чтобы освежить и разнообразить сложный к восприятию текст экскурсии, я решила разработать экскурсию с элементами анимации, которая смогла бы возбудить больший интерес у слушателей и привлечь молодежь.

Целью экскурсии «Саратов театральный» является привлечение внимание молодежи к театральной жизни, знакомство их с известными, ставшими знаменитыми не только в Саратове, но и во всей стране, театрами нашего города. Согласно цели экскурсии поставлена задача: повысить уровень культуры и образования экскурсантов.

Саратов – город славных театральных традиций. К сожалению, сегодня молодежь забывает об этом, а чаще просто не знает. Молодых людей больше привлекают кино, телевидение, клубная жизнь. И не удивительно, пестрые афиши кинотеатров, постоянная реклама фильмов на радио, телевидении, газетах и журналах – затмевают незаметные, «простенькие» афиши театров, которым просто не хватает денежных средств, чтобы сделать рекламу более привлекательной.

Место отправления будет улица Рабочая, 116, а именно, Саратовский государственный академический театр драмы. Продолжительность экскурсии 1 час 30 минут. Маршрут:

14:30 ― встреча у театра кукол «Теремок», начало экскурсии, осмотр здания театра.

14:43 ― остановка у дома В.А. Дубровиной

14:50 ― показ здания Областного колледжа искусств

14:55 ― осмотр здания Консерватории

15:10 ― остановка у театра оперы и балета

15:17 ― демонстрация Дворца творчества детей и молодежи

15:47 ― показ дома Олега Янковского

16:07 ― остановка у ТЮЗа

16:30 ― экскурсия за кулисы

18:00 ― посещение спектакля

20:00 ― завершение экскурсии.

Расчёт стоимости экскурсии представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Расчет стоимости экскурсии «Саратов театральный»

Наименование Сумма в рублях в расчете на группу (10 человек)
Услуги экскурсовода 100 руб. с человека
Услуги турфирмы 30 руб. с человека
Билеты в театр*(по желанию) 200 руб. с человека
Стоимость экскурсии 330 руб. с человека

 

В данной экскурсии будет рассказано о самых известных театрах Саратова, об их архитектуре, истории и традициях, об артистах, которые прославили Саратовскую театральную школу не только на всю Россию, но и на весь мир. Также экскурсантов ждет экскурсия по закулисам одного из театров и просмотр спектакля. Ниже приведена технологическая карта экскурсии.

Таблица 2

Технологическая карта экскурсии «Саратов театральный»

Участки перемещения по маршруту Места остановок Объект показа Продолжит. осмотра Основное содержание информации Указания по организации Методические указания
По ул. Бабушкин взвоз до дома № 16 У театра кукол «Теремок» Здание театра кукол «Теремок» 7 мин. Знакомство с работой кукловода Экскурсанты встают перед главным входом Использовать приём предварительного просмотра, приём цитирования.
По улице Мичурина до улицы Соборной, по Соборной до дома № 5 У дома №5 Дом В.А. Дубровиной 2 мин. Знакомство с творчество В.А. Дубровиной Экскурсанты встают компактно перед мемориальной доской. Использовать приём предварительного просмотра, приём показа мемориальной доски.
По ул. Соборная до ул. Радищева до дома № 22 У дома № 22 Саратовский областной колледж искусств 5 мин. Знакомство с историей колледжа и с его выпускниками Экскурсанты встают перед главным входом Использовать приём предварительного просмотра.
По ул. Радищева до проспекта Кирова, 1 У Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова Саратовская консерватория имени Л. В. Собинова 5 мин. Знакомство с театральным факультетом консерватории Экскурсанты встают перед главным входом Использовать приём предварительного просмотра
По ул. Радищева до Театральной пл., 1 У Саратовского театра оперы и балета Саратовский театр оперы и балета 10 мин. Знакомство историей театра и выдающимися артистами Экскурсанты встают перед главным входом Использовать приём предварительного просмотра
По ул. Театральной до ул. Театральная, 13 У дворца творчеств детей и молодежи Дворец творчества детей и молодежи 5 мин. Знакомство с историей творческого пути выдающихся людей Саратова Экскурсанты встают перед главным входом, затем подходят к мемориальной доске Использовать приём предварительного просмотра, приёмдвижения, приём показа мемориальной доски.
По ул. Театральной до ул. Большая казачья до дома № 16 У дома Олега Янковского Дом Олега Янковского 5 мин. Знакомство с биографией Олега Янковского Экскурсанты встают на углу здания, так чтобы был виден барельеф Использовать приём предварительного просмотра, приём цитирования, приём показа мемориальной доски.
По ул. Большая казачья до ул. Вольская, по ул. Вольская до ул. Белоглинская, по ул. Белоглинская до ул. Чапаева, 17 У Саратовского театра юного зрителя Саратовский театр юного зрителя 55 мин. Знакомство с историей ТЮЗа Экскурсанты встают перед главным входом Использовать приём предварительного просмотра
По ул. Чапаева до ул. Рабочая, 116 У Саратовского государственного академического театра драмы Саратовский государственный академический театр драмы 110 мин. Знакомство с историей театра и с выдающимися артистами Экскурсанты встают перед главным входом Использовать приём предварительного просмотра
               

 

Ниже представлен индивидуальный текст экскурсии:

2.4 Текст экскурсии «Саратов театральный»

 

Вводная часть. Здравствуйте, уважаемые экскурсанты! Меня зовут Даша, и сегодня я проведу экскурсию по театрам г. Саратова. Продолжительность нашей экскурсии около двух с половиной часов, к вам, уважаемые экскурсанты, нет определенных требований, попрошу вас лишь внимательно меня слушать, не отвлекаться, всегда держаться одной общей группой.

Основная часть. Наш город не мыслим без театров. Театр – частица нашей души, нашей культуры. Нельзя назвать город культурным, если в нем нет, хотя бы одного театра. Саратов можно считать театральным городом с большой буквы. И не случайно, ведь всего в нашем городе представлено порядка пяти крупных театров. Сегодня нам представится возможность познакомиться с этими театрами, узнать их историю и посмотреть их архитектурные стили.

Как вам, наверное, известно, родиной театра является Греция. Античная история передает, что первым афинским поэтом был Феспид (VI в до н.э.). Первая постановка его трагедии, название ее не известно, состоялась весной 534 г. до н.э. Этот год принято считать годом рождения мирового театра. И само слово «театр» имеет древнегреческое происхождение: «те» означает бог, «атр» - вход, можно перевести, как «храм, в который входит Бог». Так, давайте же, и мы окунемся в этот прекрасный, высокий мир искусства – мир театра!

Объект 1. Итак, дорогие экскурсанты, первым объектом нашей экскурсии является Саратовский театр кукол «Теремок», который расположился на одной из тихих, старинных саратовских улочек. Саратовский театр кукол «Теремок», который смело можно назвать домом сказок. «Теремок» находится в укромном уголке города, между проспектом Кирова и набережной Космонавтов, по адресу Бабушкин взвоз, 16. Саратовский театр кукол начал свою работу еще в 1936 году, «под крылом» ТЮЗа.

4 ноября 1936 года саратовцы узнали, прочитав газету «Коммунист», что «… при театре юного зрителя начал работу театр кукол, поставивший спектакль «Гусенок». У истоков театра стояли энтузиасты, молодые актеры А.Чижиков, И.Мишин, Н.Потасуев, В.Мацкевич, В.Цедлер, Н.Ершевич, К.Богомазова, А.П.Ларина. Первым художником стала москвичка З.Иванова, а первым художественным руководителем - Н.Чернова. Годы становления театра, годы его детства, были непростые: не было своего помещения, профессиональных режиссеров, художников, актеров, крайне слаба была материальная база. Но рождались спектакли для детей: «Большой Иван» С.Преображенского, «Храбрый портняжка» по сказке братьев Гримм и др., для взрослых: «Чертова мельница» Я.Дрда, и «Божественная комедия» И.Штока.

Во время Великой Отечественной войны, когда многие театры были закрыты, наш перешел на хозрасчет. Актеры выезжали в госпитали, на военные заводы и в воинские части с острополитическими концертными номерами, поднимали боевой дух воинов и вселяли уверенность в победе. Со временем рос коллектив театра, увеличивалось количество поклонников кукольного искусства. Остро стала ощущаться необходимость в отдельном здании, уже в 1959 году театр получил собственное помещение, с просторным зрительным залом на триста мест, а незадолго до 1967 года закончилось строительство нового комфортабельного здания театра в котором, проходят спектакли, и по сей день. Как и в других городских театрах, в «Теремке» созданы все условия для хорошего отдыха всей семьей - хороший буфет, небольшой зимний сад, зал с макетами декораций спектаклей, выставка старых кукол, которые очень интересно будет посмотреть маленьким зрителями, и даже взрослым.

Долгие годы с театром кукол «Теремок» была связана творческая деятельность Александра Семеновича Чертова, заслуженного артиста РСФСР. Родоначальник школы актеров театров кукол в Саратове, создавший это отделение и бессменно им руководивший более двадцати лет сначала в Театральном училище им. И. Л. Слонова, а потом на театральном факультете Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова.

В работе с куклой А. С. Чертов требовал точного пластического рисунка в движениях куклы, оправданного и фиксированного жеста, точного совпадения речевой характеристики с образом куклы.

Педагогическая школа Чертова - это не только методика преподавания. Это и человеческий контакт со студентами, очень уважительное к ним отношение, умение видеть в них прежде всего хорошее.

За годы работы в училище и консерватории Александр Семенович выпустил 160 учеников «чертовцев». Большинство из них работают актерами в театрах кукол России, в том числе и в саратовском «Теремке», многие из них получили звания заслуженных и народных артистов и среди них ведущий мастер сцены, художественный руководитель курса отделения «Актер театра кукол» театрального института СГК им. Л.Собинова народная артистка РФ Т.П.Кондратьева.

Есть в кукольном театре и специальная мастерская с хорошим оборудованием для изготовления кукольных персонажей, в дни школьных каникул работниками театра проводятся экскурсии по кукольным мастерским, где детишки могут понаблюдать за трудоемким и кропотливым процессом создания героев будущих спектаклей. «Теремок», изначально позиционировался как театр для детей дошкольного и младшего школьного возраста, но со временем в театре кукол стали проходить и семейные спектакли, например «Новый Пиноккио» и постановки для взрослых, такие как «Сон в летнюю ночь».

Театральная кукла – это не просто необходимый реквизит для проведения спектакля, опытные кукловоды уверены, что у каждой куклы есть душа, которая раскрывается и оживает только в руках талантливого актера, способного понять и передать зрителям ее внутренний мир.

Екатерина Гилева

Куклы нет без кукловода -
Такова её природа.
...Кукловод для куклы - Бог,
что в обмотке нитей длинных
и Пьеро, и Коломбина:
старых тряпочек клубок.
...Но пришедший кукловод
до начала представленья
даст и форму, и движенье,
душу в куколку вдохнёт.
Жизнь спектакля забурлит,
В этих тряпочках на нитках
Слёз и хохота с избытком!
Зал смеётся и грустит...
Отшумел последний миг
жизни яркой и короткой,
куклы спрятаны в коробках
в закулисный пыльный мир.
И домой уходит Бог,
А в обмотке нитей длинных
И Пьеро, и Коломбина
Снова тряпочек клубок.
Куклы нет без кукловода -
Такова её природа
.

Итак, мои дорогие экскурсанты, сейчас мы отправимся с вами к нашему следующему объекту, и я прошу следовать вас за мной.

Объект 2. Родилась в г. Верховенске Иркутской области. В 1939 г. окончила хореографическое отделение Саратовского театрального техникума и была зачислена в балетную труппу Саратовского театра оперы и балета им. Н. Г. Чернышевского. Индивидуальность В. А. Дубровиной основывалась на блестящей технике вращений и большом драматическом таланте. В ее репертуаре были все ведущие партии в спектаклях театра того периода: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Мария («Бахчисарайский фонтан»), Аврора («Спящая красавица»), Параша («Медный всадник»), Тао Хоа («Красный мак»), Девушка («Девушка и смерть») и др[2]. В 1956 г. ей было присвоено звание «Народная артистка РСФСР». После 25 лет служения сцене В. А. Дубровина продолжила свою деятельность в качестве педагога-хореографа в Саратовском хореографическом училище (ныне Саратовский колледж искусств). 1 июня 2009 г. в рамках торжеств, посвященных 80-летию саратовского балета, на доме, в котором в 1960–2000 гг. жила В. А. Дубровина (Соборная пл., 5), была открыта мемориальная доска.

Теперь давайте познакомимся с вами с тем местом, где получают необходимые навыки и знания будущие артисты, мы отправляемся с вами к областному колледжу искусств.

Объект 3. Саратовский областной колледж искусств является приемником Музыкального и Хореографического училищ, объединённых в 1997 году в Саратовское областное училище искусств. С 2009 года Училище искусств приобрело статус Колледжа.

История Музыкального училища, открытого на базе музыкальных классов, начинается с 1895 года. Основателем и первым директором училища является выпускник Лейпцигской и Петербургской консерваторий Станислав Каспарович Экснер.

В числе первых педагогов училища – выпускники Петербургской, Лейпцигской, Варшавской и других европейских консерваторий. С.К. Экснер не только сформировал педагогический коллектив, разработал учебные программы, но и добился постройки в 1902 году собственного здания на углу Никольской и Немецкой улиц (ныне здание консерватории) с 20 классами и концертным залом общей вместимостью до 1 000 человек

В 1912 году на базе училища была открыта третья в России и первая в провинции консерватория – с этого момента два учебных заведения работали в одном здании. В период с 1924 по 1935 год училище и консерватория были реорганизованы в единое учебное заведение – техникум, что было продиктовано государственной политикой, направленной на увеличение выпуска специалистов среднего звена.

В дальнейшем училище навсегда было отделено от консерватории и с 1964 года было переведено в здание по улице Радищева, д. 22.

История Хореографического училища начинается с 1960 года. Его основателем по праву считается заслуженный артист РСФСР Валентин Тимофеевич Адашевский. Многие годы, возглавляя балетную труппу театра, он понимал необходимость воспитания собственных кадров.

На протяжении своего существования колледжем подготовлено более 10 тыс. специалистов в области музыкального и хореографического искусства, среди которых народные и заслуженные артисты, кандидаты и доктора наук, лауреаты различных конкурсов.

Выпускники колледжа работают во многих странах мира, способствуя распространению профессиональных традиций саратовской школы.

В стенах колледжа начинали творческий путь талантливые исполнители и выдающиеся педагоги, навсегда связавшие свою судьбу с родным городом: заслуженные деятели искусств России Евгений Бикташев, Елена Гохман, Лев Иванов, Людмила Лицова, Анатолий Скрипай; народные артисты России Геннадий Кузьмин, Игорь Стецюр-Мова, Альберт Тараканов, Людмила Телиус, Лев Шугом; заслуженные артисты России Борис Арон, Натан Бендицкий, Эдуард Гавриленков, Анна Гольденберг, Татьяна Канн, Ася Киреева, Светлана Кузнецова, Алла Маркина, Владимир Скляренко, Людмила Тадтаева и другие.

Фактически весь преподавательский состав Саратовской консерватории, музыкальных школ и школ искусств, артистические труппы Саратовского Академического театра оперы и балета, областной филармонии им. А. Шнитке укомплектованы выпускниками Саратовского областного колледжа искусств. С 2003 года колледжем руководит выпускница 1974 года заслуженный работник культуры Российской Федерации Надежда Николаевна Скворцова. Теперь мы с вами отправимся к одному из самых старинных театров города Саратова.

Объект 4. Саратовская консерватория имени Собинова находится по адресу проспект Кирова, 1. Здание Саратовской государственной консерватории построено в 1902 году петербургским архитектором А. Ю. Янга для музыкального училища. В 1912 году под руководством архитектора С.А. Каллистратова здание было реконструировано и дополнено элементами южно-немецкой готики. А в октябре того же года состоялось открытие первой в провинции и третьей в России консерватории, названной в честь наследника престола - Саратовской (Императорского Русского музыкального общества) Алексеевской консерваторией. В нашей консерватории есть театральное отделение, о котором я сейчас вам и расскажу.

В 1983 году на базе Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова был открыт театральный факультет. Все замечательные традиции, накопленные за более чем полувековой опыт воспитания актерской смены, перешли в высшее учебное заведение. Факультет сделал 24 выпуска актеров драматического театра, 6 выпусков актеров театра кукол, 6 выпусков актеров музыкального театра, 1 экспериментальный выпуск актеров пластической драмы. Выпускники факультета работают в учреждениях культуры и искусства России и зарубежья, Москвы и Санкт-Петербурга. Успешно работают на сценах Саратовских театров Народные артисты России Г. Цинман, И. Стецюр-Мова; Заслуженные артисты России Э. Данилина, И. Баголей, Р. Файззулин, В. Мамонов, В. Назаров, артисты А. Зыков, А. Кузин, Т. Родионова и многие другие. Саратовская театральная школа по праву считается одной из самых известных и перспективных театральных школ России.

В 2008 году театральный факультет отметил свое 25-летие. Со дня основания факультет возглавляла декан, профессор Н.П. Горюнова. В 2010 году решением ректората и приказом ректора СГК им. Собинова театральный факультет реорганизован в Театральный институт Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова. Это событие для преподавателей и студентов факультета одновременно стало и радостным, и ответственным. Создание Института еще более упрочит позиции Саратовской театральной школы, а сам институт получит бóльшую свободу в выборе пути своего развития. Вместе с этим возрастает уровень требований к качеству подготовки молодых специалистов. Директором Театрального института назначена профессор Наталья Горюнова.

В 2010 году были открыты Подготовительные курсы для абитуриентов института. В 2010-11 годах наряду с традиционным Внутривузовским этапом Всероссийского конкурса чтецов им. Якова Смоленского, в институте были организованы ещё несколько ежегодных внутривузовских конкурсов:

· Конкурс по дисциплинам кафедры пластического воспитания

· Конкурс самостоятельных отрывков по мастерству актёра

· Вокальный конкурс

· Фотоконкурс

Также в 2012 году на базе СаТИ был впервые проведён Городской конкурс чтецов среди учащихся старших классов. В декабре 2011 года образована звуковая студия SaTI. 29 октября - 6 ноября 2012 года прошёл Фестиваль Саратовской театральной школы им. Народной артистки России Валентины Ермаковой, в рамках которого было проведено несколько мастер-классов, концертов и конференций, а также показаны шесть спектаклей. Дорогие экскурсанты, теперь нас с вами ждет следующий объект нашей экскурсии, прошу проследовать за мной.

Объект 5. Все театры расположены в очень красивых зданиях, пожалуй, самым интересным и необычным в плане архитектуры можно считать Театр Оперы и Балета имени Н.Г. Чернышевского. Этот театр имеет давнюю историю, построенный еще в начале 1803 года, он сразу же завоевал сердца саратовцев и гостей города, заслугой тому являлся не только величественный облик здания, выполненного в римском стиле, но и великолепная игра актеров театра имени Н.Г. Чернышевского.

Театр Оперы и Балета расположен на Театральной площади, огромное белое здание с массивными колоннами, трудно не заметить, как только вы окажетесь на территории площади, посмотрите налево и вдалеке вы сразу же увидите театр. Поднявшись по ступеням, ведущим к мощным деревянным дверям театра, а затем, открыв их, вы попадете в просторное фойе, где, в кассе вы сможете приобрести билет и сдать в гардероб свою верхнюю одежду. На втором этаже располагается два небольших зала, стены которых украшают портретные фотографии актеров театра, многие из которых имеют почетное звание народного или заслуженного артиста России или СССР. В первом зале иногда проходят выставки саратовских художников, и не только. Во втором зале располагается выставка макетов декораций наиболее популярных спектаклей, балетов и оперетт. Выходы из этих помещений ведут в главный зал театра. Если подняться на третий этаж здания, то вашему взгляду откроются небольшой и уютный буфет, а немного дальше, красиво оформленный живыми цветами маленький зимний сад, с небольшого балкончика третьего этажа вы сможете понаблюдать за другими людьми, гуляющими внизу, на первом этаже. На третьем этаже расположено несколько входов в главный зал театра.

Главная сцена театра имени Н.Г.Чернышевского очень красива. До представления, когда театр еще «спит», ярко красный бархатный занавес украшает и закрывает сцену от посторонних глаз. Во время спектаклей на ней выстраиваются яркие декорации, актеры, одетые в нарядные сказочные костюмы, исполняют волшебные театральные действа, из оркестровой ямы доносятся чарующие звуки живой музыки, театр начинает свою шумную, эмоциональную жизнь. Помимо основного зрительного зала, который насчитывает порядка 300 мест, театр снабжен несколькими ложами, рассчитанными на пять-шесть человек, и имеет три бельэтажа, расположенных над основным зрительным залом. Дизайн зала выполнен в красных тонах, ложи и стены красиво обрамлены лепниной и украшены колоннами разной величины. На потолке расположена красивейшая хрустальная люстра, а вокруг нее фреска, на которой изображены танцующие хороводом люди. Если посмотреть на потолок во время спектакля, когда оркестр играет какую-нибудь задорную мелодию, кажется, что людские фигуры на фреске оживают.

История оперного театра начинается c открытия в Саратове первого публичного театра помещика Г.В.Гладкова (1803), репертуар которого был чрезвычайно обширным: комедии, оперы, драмы и трагедии. В 1859 году в Саратове построили летний театр, ставший гастрольной площадкой для заезжих трупп и именитых исполнителей. Здесь в 1875 году прошли выступления первой русской оперной труппы под руководством видного театрального деятеля России, актера и антрепренера Петра Медведева. Основу репертуара составляли произведения русских композиторов: «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Рогнеда» А.Н.Серова, «Аскольдова могила» А.Н. Вертовского.

С 1928 по 1991 год театр оперы и балета носил имя Н.Г.Чернышевского. В 1976 году театру присвоено звание «академический». На сцене театра в разные годы пели замечательные мастера русской вокальной школы: Э.Боброва, М.Инсарова, А.Пасхалова, С.Лемешев, народные артисты СССР Г.Ковалева, О.Бардина, Ю.Попов, народные артисты России Г. Станиславова, Н. Довгалева и многие другие.

В 1928 году была создана профессиональная балетная труппа театра, в составе которой танцевали известные балерины сестры Урусовы, танцовщики В.Вронский, В. Адашевский, позднее - Л.Борель, В.Дубровина, Г. Альберт. В 1887 году труппу возглавил ярчайший дирижер России Иван Палицын.

В годы Великой Отечественной войны состав оперной труппы пополнился солистами Большого театра России. В оркестре начали работать столичные музыканты. Целая эпоха в истории театра связана
с именами артистки О.Калининой (сопрано) и главного дирижера театра Н. Шкаровского.

В настоящее время лучшие театральные традиции продолжают мастера сцены народный артист СССР Л.Сметанников, народные артисты России В.Баранова, С.Костина, В.Верин, Л.Телиус, И.Стецюр-Мова, заслуженные артисты России О.Кочнева, В.Григорьев, Р.Гранич, А.Багмат и др.

Более 30 лет главным дирижером и художественным руководителем театра является народный артист России, лауреат Государственной премии России Юрий Кочнев.

Авторитет театра, его высокий профессионализм неоднократно подтверждались на самых высоких уровнях. В 1997 году со спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича коллектив участвовал в Национальном театральном фестивале «Золотая Маска» в Москве, завоевав «за вдохновенную интерпретацию оперы» высшую награду фестиваля - премию «Золотая Маска». В 1998 году Саратовский театр оперы и балета стал лауреатом, а в 2000 году - победителем всероссийского конкурса газеты «Культура» - «Окно в Россию» в номинации «Музыкальный театр года».

Двадцать сезонов подряд проводится Собиновский музыкальный фестиваль, названный лучшим фестивалем 1999, 2001, 2002 годов, согласно итогам опроса музыкальной общественности, проводимого газетой «Музыкальное обозрение». Двенадцать дней на сцене театра оперы и балета продолжается праздник исполнительского искусства. Зрители получают прекрасную возможность увидеть и услышать спектакли, концерты с участием лучших исполнителей России.

Основное место в репертуаре театра занимают произведения русской оперной и зарубежной классики. Среди последних премьер: «Ромео и Джульетта», «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева, «Тоска» Дж.Пуччини, «Принцесса цирка» И.Кальмана, «Большой вальс» И.Штрауса, «Волшебная флейта» В.Моцарта; детские спектакли «Морозко» В.Агафонникова, «Конек-Горбунок» Р.Щедрина, «Дюймовочка» С.Баневича.

В театре

Агния Барто

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала -
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
- Мне очень нравится балет, -
Ребятам я сказала
.

Дорогие друзья, в Саратове есть Дворец творчество детей и молодежи. Именно здесь начинали свой творческий путь многие артисты нашего города. Давайте поближе познакомимся с этим объектом, прошу пройти вас за мной.

Объект 6. Здесь росли будущие артисты, художники, учёные — и просто люди, которым было всё на свете интересно. Саратовский дом пионеров был открыт 17 января 1934 года по решению первой краевой партийной конференции. Первые три года он располагался в небольшом двухэтажном доме на улице Сакко и Ванцетти, 36. А потом переехал по нынешнему адресу — Театральная, 13.

Этот Дворец пионеров известен тем, что в него ходил ставший известным артистом, а тогда обычный кружковец Олег Табаков. Он занимался во дворце всего года три с 1950 по 1953 года, но он и по сей день, бывая в Саратове заглядывает в свой дворец. Несколько лет он выбивал миллионы рублей для ремонта аварийного здания, и вот ремонт на стадии завершения. Табаков подарил своей альма-матер 300 современных кресел, суперсовременное световое оборудование для сцены. Дворец пионеров когда-то вложил в меня, а теперь моя очередь отдавать долги, часто повторяет даритель.

Кто знает, стал бы Табаков актёром, если б не дом на Театральной, 13! Родители видели сына врачом. Вообще-то, во дворец пионеров Олег ходил ради шахматного кружка, но в соседнем кружке, через стенку, ставили очередную пьесу, мальчиков не хватало. Бросили клич, среди многих позвали и Лёлика Табакова. Попросили произнести лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и приняли. Восьмиклассником Олег Табаков попал в знаменитый на весь Саратов детский театр «Молодая гвардия» под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крестной матерью в актерской профессии (мемориальная доска, которая посвящена Н.И. Сухостав). Она безошибочно угадывала в детях актерскую одаренность, из ее школьного театра вышло 160 актеров. У нее была установка на раннее обучение основам актерской профессии. Через много лет этот принцип стал частью педагогической системы самого Олега Табакова – учителя. «Ранняя актерская востребованность продвигает, катализирует успех», – считает Олег Табаков. Н.И. Сухостав давала ученикам возможность играть много и самые разнообразные роли. Именно в ее театре Олег Табаков впервые познал радость маленьких артистических триумфов и ни с чем не сравнимое ощущение игры на сцене. С тех пор сцена стала настоящим праздником его жизни.

Вообще, из дверей Саратовского дворца пионеров вышло множество знаменитостей в самых различных областях. По аналогии с известным «Азазелем» писателя Акунина (тайное общество, воспитывающее из детей злых гениев) саратовский «азазель» противоположенного заряда — положительного.

В разные времена на Театральную, 13, приходили заниматься будущие актёры Владимир Конкин, Григорий Цинман, Елена Вовненко, Генрих Ротман, хореограф Борис Брегвадзе, гроссмейстер международного класса Николай Крогиус, биолог, директор саратовского ботанического сада Инна Миловидова, художник Василий Фомичёв, скульптор Юрий Динес и ещё многие и многие спортсмены, учёные, художники и просто хорошие люди. Им дворец помог выбрать профессию, научил трудиться и дружить.

Сейчас дом пионеров называется дворцом творчества детей и молодёжи (ДТДиМ). Здесь занимается более трёх тысяч детей в возрасте от трёх до 18 лет. В 2011 году дворец перешёл в статус автономного учреждения — учится зарабатывать сам и самостоятельно строит свою работу. Спектр кружков огромен: танцы, восточные единоборства, шахматы и шашки, пантомима, игра на музыкальных инструментах, иностранные языки, археологические раскопки, компьютерные курсы, театр детской моды, дизайнерский центр и т. д. Живёт и здравствует театр «Молодая гвардия», которым с 1995 года руководит Александр Новохатский.

Сохранён и работает кружок-долгожитель — ансамбль саратовских гармоник «Колокольчик». Его организатором и бессменным руководителем на протяжении почти сорока лет был Станислав Николаевич Попов, а сейчас эстафету перенял Сергей Самусенко. Этот коллектив был многократным победителем международных, всесоюзных, всероссийских фестивалей народного творчества. Но сейчас за «Колокольчик» у руководства дворца болит душа — учиться играть на гармонике хотят немногие. А ведь этот ансамбль — один из тех редких островков, где ещё сохраняется исчезающее явление — саратовская гармошка, искусство игры на ней.

Десятилетиями здесь работают педагоги (всего их более 80), среди них доктора и кандидаты наук, заслуженные учителя России и тренеры, просто талантливые студенты, художники, музыканты, сотрудники музеев и даже инженеры заводов. Последние двадцать шесть лет дворец возглавляет заслуженный учитель РФ Ирина Иванцова. Давайте пройдем к следующему объекту нашей экскурсии, одному из самых узнаваемых зданий в городе Саратове.

Объект 7. Мы с вами находимся у дома известного артиста Олега Янковского, в котором он жил с 1951 по 1971 года. 12 сентября 2011 года на здании был размещен барельеф, посвященный известному артисту.

На барельефе надпись: "Саратов — город моего детства и юности...". Олег Янковский.

Так что же дал Олегу Янковскому Саратов? Режиссер Э. Лотяну, снимавший его в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», писал, вспоминая слова артиста: «...Я часто возвращаюсь в свое детство. Мне там уютно»[3]. Может быть, именно оттуда приносит с собой Олег столь неподдельные прямоту и азарт, искренность и доброту, благородство и нежность. Когда он говорит о Саратове - городе своего детства, голос Олега заметно теплеет. Чувствуется, как мысленно он пробегает по узким улочкам к Волге, оглядывается на старые деревянные дома, на строгий силуэт скромных церквушек, белеющих на высоком берегу, мысленно посещает театр, театральную школу. Там рождались дерзкие желания, там было тепло. Рассказывая о своих возвращениях в Саратов, Олег всегда говорит: «...и вот приезжаю я к маме...»[4].

Мамы уже, увы, нет. Но остался город детства, город начал. И не случайно, когда в 84-м году знаменитый театр с целым созвездием известнейших артистов приехал на гастроли в Саратов, самым большим вниманием пользовался именно Янковский. На фотографии, подаренной читателям областной молодежной газеты, артист написал: «Дорогие саратовцы. Спасибо вам! Вы мне очень помогаете. Ваш О. Янковский. 20.07.84». А в интервью перед отъездом сказал: «Я уезжаю обновленным, заряженным той энергией добра и доверия, которую обрушил на меня и моих товарищей мой родной город вместе с половодьем цветов. Возвращение в юность оказалось счастливым...»[5].

Также в Саратове проходят фестивали памяти Янковского. Первый Всероссийский фестиваль памяти Олега Янковского прошел в Саратове в 2011 году с 15 по 20 ноября. Инициатива его проведения возникла в академическом театре драмы имени И.А. Слонова в 2010 году и была поддержан







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 186. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия